10 областей бизнеса, достичь успеха в которых практически невозможно

10 областей бизнеса, достичь успеха в которых практически невозможно

Начинающие инвесторы, как и стартаперы частенько пребывают в несколько эйфорическом состоянии, что мешает принимать взвешенные решения.

Мы собираемся несколько охладить пыл задорных и самоуверенных новичков, добавив пресловутую каплю дегтя в вожделенную бочку меда. Увы, из каждых 10 стартапов 9 оказываются провальными. Пытаясь оградить вас от фатальных ошибок, мы расскажем о десяти областях бизнеса, достичь успеха в которых практически невозможно. Предупрежден – значит вооружен!

1. Сетевые музыкальные сервисы

Больше всего пострадавших от интернета в музыкальной индустрии. Компании, занимающиеся звукозаписью, легкомысленно отнеслись к тому, что музыка в интернете начала распространяться бесплатно и постепенно совсем обесценилась. Эти компании до сих пор не могут окончательно оправиться от потерь. В 2012 году индустрия перестала быть убыточной, но говорить о полном восстановлении не приходится.

По-настоящему успешных стартапов в сфере музыки просто не существует. Вполне благополучны iTunes и Spotify. В 2012 году они получили первую прибыль около полумиллиарда долларов. Но прежде пришлось выискивать инвесторов, набирать 5 миллионов пользователей и стать по-настоящему удобными новаторскими сервисами. Другим, которых десятки – Wimp, Rara, Napster, We7, Pure, Senzari, Grooveshark, Sony Music Unlimited, Songza, Mog, Samsung Music Hub, Lala, ThankYou.ru, Kroogi, Яндекс.Музыка – так и не удалось извлечь хоть более или менее достойную прибыль. Пользователи настолько привыкли к бесплатным сервисам, что наотрез отказываются платить.

2. RSS-ридеры

Неразрешимые проблемы у RSS-ридеров – придумать убедительную модель для монетизации почти невозможно. Пользователи упорно не обращают внимания на рекламу в ридерах. Все RSS-стартапы раньше или позже предпринимают попытки заработка на чем-нибудь другом. Впрочем, попытки редко бывают удачными. Печальный список «безвременно павших» RSS-сервисов Newsgator, Bloglines теперь пополнил Google Reader.

3. Социальные сети

Смиритесь с тем, что создать новый Facebook, Twitter и ВКонтакте уже не удастся. Примеров тому достаточно: Google, Airtime, Chatroulette, Friendster, SixDegrees… Китайский двойник Facebook социальная сеть Renren – последний наглядный пример провала. Разработав интерфейс, практически повторяющий Facebook, компания вышла на IPO на Нью-йоркской фондовой бирже в мае 2011 г. На торги акции выставлялись по 14 долларов, выручили $743 млн. А уже марте 2013 года акции стоили 3 доллара. Почему же упала популярность сайта? Пользователей раздражала реклама, наводнившая в какой-то момент Renren. Сеть не развивалась, став «бездушной копией» Facebook. Нужно уточнить, что и Facebook не до конца знает, как можно монетизировать сеть более изящным способом, чем прямолинейная реклама.

4. Изобретение велосипеда

Однажды в сиэттлскую венчурную компанию OVP поступил бизнес-план, с предложением развить сверх-эффективную транспортную систему, абсолютно не наносящую урона окружающей среде. Идея заключалась в передвижении на персональных дирижаблях. Просмотрев пару страниц, Люсинда Стюарт, управляющий директор, тяжко вздохнула и оценила предложение: «Колоссально. Можно добраться в любую точку. Но очень медленно, очень».

Вот еще одна «блестящая идея». Стартап Shweeb из Новой Зеландии, пожелавший соорудить механическую монорельсовую дорогу, за движение которой должны были отвечать пассажиры. Крутя педали, заключенные в пластиковые капсулы новозеландцы могли бы перемещаться по маршруту. Shweeb возник в 2010 году, снискал благосклонность и умиление журналистов, и даже разжился миллионом инвестиционных долларов от Google. В 2012 году Shweeb бесследно растворился, оставив приятные впечатления о себе.

5. Сайты знакомств

Маркус Фринд, основавший сайт знакомств Plentyoffish.com. говорит, что каждые 2 года рождается около четырехсот стартапов, пытающихся соединять сердца. Выживают считанные единицы, остальным суждено небытие. У этих сайтов нет ни одного шанса на удачу (см. «Маркус Фринд в одиночку создал сайт знакомств, который приносит ему $10 миллионов в год»).

Пессимизм Фринда обоснован: согласно статистике, в норме каждый третий клиент сайта знакомств уходит в течение первого месяца. У правильно выстроенных социальных сетей этой проблемы не существует. Например, из миллиона пользователей сети типа Facebook к концу года остается около 800 млн. Неводы сайтов знакомств теряют свой улов из-за слишком крупных ячеек. В самом лучшем случае из миллиона пользователей к концу года удержатся не больше 80 тысяч. Бесплатные и более открытые социальные сети – бич для сайтов знакомств. Пройдет два-три года, и они исчезнут навсегда.

6. Альтернативные источники энергии

Во-первых, мы живем не в той стране. Во-вторых, не в то время. Среди всего многообразия альтернативных источников энергии в российских условиях можно всерьез рассматривать только биотопливо. Солнечные панели для нашего климата не подходят, а ветряные генераторы пока слишком дороги. Переключаться же на возобновляемые источники энергии, когда нефть и газ относительно недороги, русскому человеку кажется неперспективным.

Спад в развитии энергетических стартапов, к сожалению, является общемировой тенденцией. В 2011 году потерпел крах вполне перспективный проект Кремниевой долины – компания, разрабатывающая генераторы солнечной энергии, Solyndra. В этот проект было вложено $535 млн.

Тогда же прекратил существование и стартап Beacon Power, который специализировался на накоплении кинетической энергии. Хотя уже в 2012 году Beacon Power был выкуплен частным инвестором Rockland Capital, в планы которого входит возрождение бизнеса. Abound Solar, производивший фотоэлементы, и получивший $400 млн. беспроцентной ссуды от американского правительства, был вынужден закрыть заводы, уволить сотрудников и объявить о банкротстве. Компания CleanTech Group, занимающаяся исследованием общемировых венчурных инвестиций в альтернативную энергетику, пришла к выводу, что в 2012 году вложения уменьшились на 33%. Объясняется такой спад интереса к этой сфере, прежде всего, ощутимым уменьшением государственных инвестиций. Вторая причина – разорение многих венчурных фондов.

7. Поисковые системы

Придумать поисковик лучше Google или задействовать, например, ассоциативные способы поиска – это то же самое, что отказаться от телевизора, потому что он представляет собой просто коробку с телепередачами. Так считает главный редактор портала Search Engine Land Дэнни Салливан.

Поэтому провалился стартап SearchMe, попробовавший приделать к поиску функцию CoverFlow (навигацию между картинками и словами). Правда, попытки соперничать c эффективными проектами продолжаются. Вспомните легендарный поисковик Cuil, созданный «птенцами» Google и IBM. Он закрылся через два года после старта. Или веб-поисковик Collecta, утащивший на тот свет $5 млн. инвестиций. Причина самая простая: поисковики работают хуже и медленнее лидера.

8. Торговля футболками

В этом бизнесе нет совершенно ничего нового или привлекательного – обычный малый бизнес, сопряженный с головной болью и низкой маржой. В России к этим радостям можно прибавить еще и неудобную доставку. И все-таки количество «новаторов», стремящихся заработать посредством онлайнового магазина футболок неуклонно растет.

Напишите запрос «футболки онлайн», и вашим глазам предстанут не меньше сотни компаний, предлагающих примерно одинаковую продукцию. Почему-то начинающих бизнесменов не останавливает тот факт, что Threadless.com или другие мировые магазины, работающие с доставкой, предлагают футболки по ценам несравнимо более привлекательным. Почему-то все уверены, что их футболки самые чудесные, надписи на них самые остроумные, а рисунки самые высокохудожественные. Знаете, ведь так думает каждый из тысяч предпринимателей, затевающий это «оригинальное» дело. Не верите? Попробуйте.

9. Электромобили

С тех пор, как человек встретился с автомобилем, количество претензий к последнему не уменьшается. Можно предположить, что именно в этой сфере можно было бы достичь успеха. Это ошибочное мнение. Даже у перспективных компаний, которые вполне бодро стартовали в сфере выпуска электрокаров, эффективность не доказана.

Стартап Better Place в Израиле имел, казалось бы, самые благоприятные условия для процветания: небольшая страна, прекрасный инновационный и инвестиционный климат. В Израиле даже есть инфраструктура зарядных электростанций. И все-таки за шесть лет компания смогла продать всего 750 автомобилей, объявив об убытках в $500 млн. Покинул свою компанию и Хенрик Фискер – основатель Fisker Automotive.

Спортивный электрокар Karma, ценой в $100 тыс., ждут весьма расплывчатые перспективы. Компания Aptera обанкротилась в 2011 году. В следующем году, правда, ее выкупил китайский концерн Jonway Group, однако перезапустить бизнес пока не удалось. Аналитики считают, что общество пока еще не готово пересесть за электрическую баранку, и называют сей процесс «массовой сменой парадигмы».

10. Сервисы для путешественников

Эта ниша очень долго в самом деле была вполне перспективной. Потом новаторские идеи пришли к концу, но расплодились совершенно одинаковые успешные проекты. Продажа билетов со скидками, поиск номеров в отелях, советы туристам, интерактивные карты, путеводители, целые социальные сети для путешественников, обмен жильем… Вариантов несметное множество, а крупных игроков за последние годы не прибавилось.

Пытаться повторить успех Booking.com или TripAdvisor и Airbnb – дело неблагодарное из-за невероятно большой конкуренции. Стартап для путешественников с самых первых шагов должен бороться за выживание. Вынырнуть удается совсем немногим.