7 типичных ошибок начинающего бизнесмена

7 типичных ошибок начинающего бизнесмена

Ни один бизнесмен не застрахован от ошибок. Даже у самых опытных и преуспевающих предпринимателей случаются промахи. Но это сложные ошибки, до которых еще нужно дорасти. Мы поговорим о других – глупых, очевидных и очень распространенных ошибках.

Если вы будете знать о 7 основных подвохах на пути бизнесмена, ваши ставки среди конкурентов повысятся. Конечно, при условии, что вы сделаете выводы, и не будете идти по проторенному пути неудачников.

Партнерство в равных долях

По устоявшейся традиции мужского братства, друзья решают открыть совместный бизнес на равных условиях. Но в бизнесе, как на корабле, возможен только один капитан. На первых порах схема работает нормально, но со временем неизбежно появляются проблемы:

Один работает не щадя себя на благо бизнеса, другой предпочитает не мешать. При этом доход они получают одинаковый. Такая несправедливость рано или поздно возмущает труженика.

Все мы не равны от рождения. Кому-то даны лидерские качества, другой при всех старания не может добиться признания. И вот, у одного появляются полезные связи, он получает доли от других проектов. А второй остается на исходной позиции. Самолюбие ущемлено, желание работать испаряется.

Единомышленники в том, откуда взять деньги, когда их не хватает, часто не выдерживают испытания серьезными деньгами. Многие соучредители не могут договориться о том, куда использовать появившиеся средства. Конечно, работать с партнерами можно и нужно, но при этом выстраивать деловые отношения необходимо со старта.

Нежелание проанализировать перспективы

Очарованный гениальной идеей предприниматель не считает нужным разобраться в ней как следует. IT-стартапы стали чрезвычайно модными в последние годы. Все знают о колоссальном успехе Facebook, Instagram и некоторых других проектов, поэтому многие хотят повторить удачный опыт.

Было бы просто чудесно найти идею настолько удачную, чтобы она одна сделала бизнес сверхприбыльным. Увы, так не бывает почти никогда. Только идея не гарантирует процветания хотя бы по той причине, что нужны еще деньги, умелая команда и еще много разных «еще».

Только 5% стартапов добиваются настоящего успеха, остальные с трудом достигают точки окупаемости или бесславно почивают в бозе. Подумайте об этом, когда решите заниматься инновациями вместо традиционного бизнеса. Какой привлекательной ни была бы идея, какой восторг у вас она бы ни вызывала, опуститесь на грешную землю и проанализируйте ее доходность.

Ошибка в выборе ниши

Бесчисленная армия оптимистов от бизнеса пытается найти нишу без конкуренции. Такой, казалось бы, простой и верный путь к успеху. К сожалению, отсутствие желающих работать в определенном поле обычно означает, что деньги там не водятся. Исключение составляют молодые, но стремительно развивающиеся рынки.

Те, кто уже обладает некоторым опытом в бизнесе, пробиваются на рынок с жесткой конкуренцией, но не могут предложить ничего привлекательного и нового. Вообще-то в этом случае о выборе ниши речи вообще нет, а есть имитация какой-то уже существующей компании. Копия всегда проигрывает оригиналу уже потому, что у существующей фирмы есть бизнес-контакты и клиентская база.

Небрежность при составлении бизнес-плана

Бизнес-план составляется не только для привлечения инвесторов и получения кредитов, но это понимают далеко не все. Этот бизнес-план и тот, который вы составляете для внутреннего пользования, отличаются. При написании демонстрационного бизнес-плана необходимо соблюсти многие формальности.

Ваш рабочий план — это ваше видение бизнеса с расчетами доходности, анализом рынка и характеристиками целевой аудитории. Бизнес-план нужен вам самим. Четко составленный и грамотно изложенный план фиксирует вехи развития бизнеса, которые вы должны пройти. Если что-нибудь идет не так, вы с помощью этого документа сможете подкорректировать свои действия.

Сложности развития

Когда бизнес разрастается, а число персонала достигает 20-25 человек, заканчивается период линейного управления. Это происходит по нескольким причинам:

  • Бизнесмен не успевает следить за всем, а хорошему менеджеру нужно платить хорошую зарплату.
  • Команда, состоящая из «старой гвардии», пополняется случайными людьми, а они работают не так самоотверженно, как те, кто стоял у истоков.
  • Появляются факты воровства и халатности (зачастую — как раз со стороны «старичков», которые уже освоились в документообороте и денежных потоках).
  • Начинаются первые столкновения между партнерами-собственниками. К этому этапу совладельцы, как правило, уже разделяют полномочия: кто-то занимается производством, кто-то – маркетингом и финансами. У каждого есть непосредственные подчиненные.
  • Подчиненные разных «направлений» вступают в конфликты, а это втягивает в «разборки» руководителей. Чтобы избежать подобных недоразумений, нужно заранее продумать структуру фирмы, разделить полномочия, ввести четкую систему мотивации персонала, найти хороших менеджеров.

Кредиты

Банки охотно выдают кредиты более или менее успешным предпринимателям, при этом условия получения заемных средств довольно мягкие. Предприниматели часто соблазняются простотой получения банковской помощи, тем самым затягивая долговую петлю на шее собственного бизнеса.

Отказ от кредитов

Другая крайность – полное избегание банковских кредитов. Капитал, предоставляемый банками с разумными условиями и в оптимальном количестве, прекрасно стимулирует развитие бизнеса. Для некоторых предприятий путь медленного и экономного развития становится губительным. Особенно важен рывок, когда нужно быстро захватить часть рынка. В этой ситуации не обойтись без займов.

Можно перечислить и другие причины, делающие кредиты своеобразными стимуляторами развития бизнеса:

  • Распоряжаясь заемным капиталом, предприниматель приобретает навыки работы с собственными большими деньгами.
  • Необходимость возвращать кредит дисциплинирует предпринимателя и учит его расходовать деньги эффективно.
  • Кредит мотивирует к интенсивной работе.

В условиях экономической нестабильности брать кредиты выгоднее, чем давать в долг. Очередной кризис может разразиться в любой момент, а инфляция поглощает банковские проценты.