Иностранные франшизы в России: плюсы и минусы

Иностранные франшизы в России: плюсы и минусы

Еще не так давно рынка в его классическом понимании у нас не было. Казалось бы, непаханое поле возможностей, неописуемые перспективы, безграничный спрос должны были сделать любой бизнес в России просто фантастически прибыльным!

В начале 90-х западные компании хлынули на российский рынок с амбициозными намерениями, но успехов вопреки ожиданиям добились очень немногие. Причины неудач были разные. Некоторые западные компании не смогли выстроить правильную маркетинговую политику, другие не учли специфику российского рынка, многих заставил уйти кризис 1998 года.

Все это не говорит о том, что иностранцы в принципе не могут прижиться в российских условиях. С тех пор многое изменилось, и сегодня российские бизнесмены с удовольствием работали бы по франшизе иностранных компаний в разных областях. Но жизнь показывает, что предприятий таких немного и количество их увеличивается довольно медленно. Почему? Иностранцев не привлекает наш рынок? Ничего подобного. Интерес к российскому рынку с его сверхприбылями (по западным стандартам) огромен. Но почему тогда так немного франшиз в российском бизнесе? Попробуем разобраться в этой проблеме.

Как работают франчайзеры на российском рынке

Иностранные компании в России работают по двум схемам:

  • Продажа мастер-франшизы для работы по всей России.
  • Крупная западная компания продает генеральную франшизу, всю ответственность за которую будет нести владелец мастер-франшизы. Он собирает роялти по всей стране с обладателей субфраншиз и получает за это определенный процент.

Иностранной компании такая форма отношений удобна тем, что при ней нет необходимости отслеживать работу по каждой проданной франшизе и находиться в контакте с массой клиентов. Все обязанности перекладываются, таким образом, на владельца мастер-франшиз. Примером можно считать франшизу «Burger King». Мастер франшизы – российская сеть кофеен «Шоколадница».

Продажа франшизы специальным представителем. В этом случае решение по продаже франшизы различным юридическим лицам принимает главный офис, а представитель выполняет роль посредника между ними и курирует представительства, которые открыты самим франчайзером. В качестве примера можно привести сеть закусочных «Subway». Представителем их является Геннадий Кочетков. Итак, схемы взаимодействия иностранцев со своими представителями в России вполне надежны и удобны. Каковы же причины их столь скромного присутствия в нашей стране?

Проблемы зарубежных франчайзинговых компаний в России

Незащищенность инвестора от произвола чиновников

Написано об этом много. Россия – один из лидеров по количеству законов и деклараций о поддержке бизнеса и один из аутсайдеров по их исполнению. Иностранные компании откровенно боятся специфического проявления власти в России. Непредсказуемость региональных властей в отношениях с бизнесом не только не дает возможности прогнозировать перспективы, но и не позволяет франчайзерам проводить единую деловую политику внутри страны.

Известен случай с Kodak, когда предпринимателя по франшизе в одном из небольших городков местная власть заставляла снять фирменную вывеску на английском языке или написать ее на русском. Кампания эта продолжается еще с 90-х годов и начиналась как «патриотическая». Тогда по Москве прокатился бум смены иностранных вывесок на русские. В регионах отдельные руководители до сих пор проявляют примеры исполнительности, и далеко не везде вам позволят открыть офис под иностранной вывеской.

Казалось бы – пустяк? Франчайзер часто не против смены вывески на русскую, но в этом случае не согласен уже франчайзи, поскольку должен платить дополнительные налоги за рекламу иностранной продукции, каковой теперь считается вывеска. Есть проблемы и с юридической защитой продавцов франшизы. Гражданский кодекс РФ приравнивает франчайзинг к коммерческой концессии. Это требование заставляет соответственно решать все юридические и налоговые проблемы, возникающие в ходе деятельности.

По законодательству стороны коммерческой концессии вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, предварительно уведомив об этом контрагента за 6 месяцев. Это положение категорически не устраивает стороны в договоре франшизы, поэтому многие работают, просто не обращая внимания на противоречие. Далеко, кстати, не единственное.

Незащищенность права на интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность иностранного франчайзера в России также не защищена. Можно решить эту проблему регистрацией всего набора составляющих интеллектуальной собственности: логотипа и названия фирмы R, торговой марки TM, торгового секрета TS. Во всем мире официально регистрируется только название и логотип, а все остальное имеет юридическую силу и без регистрации. В России регистрировать нужно все, что резко увеличивает затраты. Таким образом, иностранный инвестор вынужден терять огромные деньги, чтобы не потерять свою интеллектуальную собственность.

Роялти

Серьезная проблема, которая очень мешает работе иностранцев в России. Дело в том, что понятие «роялти» в законодательстве России отсутствует и, соответственно, перечень видов платежей Центробанка на зарубежные счета не содержит такой строки. Чтобы работать, нужно опять обходить закон, даже если не хочешь этого. Отсутствие такого понятия в бухгалтерском учете создает проблемы при расчетах с отечественными и зарубежными контрагентами.

Производство и персонал

Высокое качество продукции, выпускаемой по франшизе западной компании, является обязательным условием производства. Естественной трудностью можно считать отсутствие производства и специалистов такого уровня, чтобы можно было выпускать продукцию высокого качества. Проблема персонала решается с помощью обучения, проводимого иностранными специалистами в России или переобучением за границей.

В любом случае, это выливается в серьезные затраты. Однако компаниям ничего не остается, как идти на это. Показателен пример «McDonalds», который, расширяя сеть после первого ресторана в Москве, открыл предприятия, производящие все для своих ресторанов, а также привез специалистов для организации школ по обучению персонала.

Перечислены главные проблемы, с которыми сталкиваются зарубежные франчайзеры на российском рынке. Но, несмотря на их серьезность, попытки освоения нашего рынка продолжаются, и количество всемирно известных брендов увеличивается. Франчайзеры надеются, что правительство, наконец, обратит внимание на проблемы, которые мешают им работать в России.

Преимущества западных франшиз

Главное преимущество иностранных франшиз – их стабильность. Этот факт подтверждает громадное количество франчайзи, работающих по всему миру. Материнские компании имеют «железную» репутацию, которая зарабатывалась многими десятилетиями. Понятно, что стиль и методы работы таких компаний проверены временем и самыми разными рыночными катаклизмами.

Продукт организации бизнеса западных франчайзеров доведен до совершенства. Иностранные компании очень дорожат репутацией, поэтому скрупулезное следование высочайшим стандартам является их фирменным стилем. Наши бизнесмены, являясь представителями таких компаний, перенимают их методы работы, опыт и выходят на уровень полного соответствия мировому уровню. Несмотря на очевидные трудности, у франчайзинга в России прекрасные перспективы.