6 основных ошибок владельцев розничных магазинов

6 основных ошибок владельцев розничных магазинов

С развитием рыночной экономики в нашей стране магазины стали появляться как грибы после дождя.

Однако с течением времени оказалось, что какие-то магазинчики превратились в успешные торговые сети с расположенными по всей России филиалами, а какие-то почти сразу закрылись, не принеся своим владельцам ничего, кроме убытков.

Почему же так произошло? Что стало причиной успеха одних, а что расстроило торговлю других? Итак, какие же ошибки совершают владельцы магазинов чаще всего?

1. Неправильно выбранное помещение

При выборе места для будущего магазина, конечно, любой владелец руководствуется удобным месторасположением. Чтобы магазин находился, что называется, на бойком месте, где поток клиентов не будет уменьшаться в течение всего дня. Естественно, у таких торговых площадей арендная плата будет более высокой, но есть надежда, что всё это быстро окупится.

Однако после подписания договора аренды выясняется, что помещение может быть вообще не приспособлено под торговлю: нет места для хранения продукции, неудобно размещены розетки или неправильно обустроена система кондиционирования воздуха. В итоге приходится вкладывать немалые средства в переоборудование помещения, и вопрос о самоокупаемости откладывается на неопределённое время.

Поэтому опытные предприниматели при осмотре потенциального помещения для будущего магазина берут с собой архитектора, чтобы он по достоинству оценил преимущества и выявил скрытые недостатки. Согласитесь, что консультация специалиста не будет стоить так же, как дальнейшее переустройство огромного торгового зала?

2. Отсутствие склада

В поиске оптимального варианта помещения для будущей торговли важно определить, какой примерно объём товара предполагается продавать и сколько товара будет находиться на складе. Если всё место занять под торговые площади, то не останется места под хранение запасов товара.

Тогда придётся искать дополнительное место под склад, а это повлечёт за собой внеплановые расходы. В ином случае запас продукции придётся хранить прямо в магазине, а это приведёт к тому, что все полки и стеллажи будут переполнены, что будет придавать не слишком презентабельный вид магазину, а это, в свою очередь, может привести к снижению его популярности у покупателей.

3. Невнимание к генерации (изменению потока) клиентов

Как правило, магазины мелкой розницы расположены в местах, где покупателям удобно и привычно приобретать продукты или хозяйственные товары. Поэтому владельцы магазинов не особенно стараются привлекать внимание новых клиентов, ведь им хватает тех, кто привык сюда ходить.

В лучшем случае магазины могут провести 2-3 акции для привлечения внимания новых клиентов. Это большая ошибка. С течением времени потребитель привыкает к виду магазина, к расположению полок, к атмосфере магазина, даже к продавцам. И появление рядом подобного заведения, но с более яркой вывеской, с акциями и различными системами скидок могут легко переманить ваших клиентов.

Поэтому хотя бы раз в полгода необходимо использовать какие-то новые технологии для привлечения клиентов, а их уже насчитывается больше 50!

4. Неорганизованное расположение товара

Когда рыночные отношения в нашей стране перешли в фазу уверенного развития, появилось множество профессий, связанных с торговлей. Одна из них — маркетолог, то есть специалист по продвижению товара на потребительском рынке.

Он изучает рынки сбыта, исследует, какие товары пользуются большим спросом у покупателей и почему. Его задача — разработать наилучшие рекомендации для руководства того или иного магазина или предприятия о возможностях продажи того или иного товара.

Если владелец магазина экономит на таком специалисте, то товар может быть расположен неудобно, а значит, покупатели будут ограничены в возможности выбора, не смогут разобраться в ассортименте, и пострадает сам же владелец.

Именно маркетологи придумали выкладывать около касс в крупных супермаркетах мелкую продукцию вроде жвачек, шоколада, орешков. Стоя в очереди, многие покупатели начинали брать этот товар с полок по просьбе детей или потому, что он попался им «на глаза».

5. Неквалифицированный персонал

К сожалению, всё чаще в современной торговле возникают две противоположные тенденции: либо на работу в магазин берут необразованных молодых людей, которые используют этот период для личных целей (переждать год до повторного экзамена, поработать до армии и т. п.), либо сотрудники до такой степени вышколены, что их обслуживание становится чересчур навязчивым, даже назойливым, а это отпугивает многих клиентов.

Хороший руководитель будет набирать перспективных работников, таких, кто намерен надолго связать свою жизнь с торговлей именно в этом заведении. В идеале, с каждым будущим сотрудником нужно встретиться лично, чтобы получить о нём ясное представление. Формируя свою команду, руководитель должен найти прежде всего единомышленников — тех, кто поддерживает общее мнение, кто согласен с ведущей политикой.

Если кого-то что-то не устраивает, нужно конструктивно подойти к проблеме. Когда требования являются обоснованными, убедительными, то, возможно, имеет смысл прислушаться и изменить что-то в общей стратегии компании. Если это всего лишь сиюминутный каприз, то, скорее всего, с таким работником лучше распрощаться, чтобы он не настроил других на тот же лад.

Крупные торговые сети используют наставничество, обучающие семинары, стажировку и множество других способов обучения своих сотрудников. Организуются корпоративные мероприятия, конкурсы профессионального мастерства — словом, всё, что может действительно сформировать сплочённую и дружную команду.

В небольших магазинах, как правило, это нереально, но среди всех продавцов лучше отобрать несколько самых добросовестных, создать им условия, чаще поощрять за любые инициативы в поиске способов взаимодействия с покупателем, и их преданность и желание с вами работать рано или поздно принесут ощутимые плоды.

6. Страх перед конкурентами

Наверное, такой сильной конкуренции, как в сфере торговли, нет нигде. Когда рядом находятся несколько заведений, торгующих одним и тем же товаром, очень сложно выдерживать конкуренцию. И тогда некоторые руководители допускают серьёзную ошибку: начинают подстраиваться под конкурентов, отчего теряют своих покупателей.

Проявляется это в копировании действий конкурентов: те снизили цену на сезонный товар, и вы тоже; они проводят акции при покупке товаров определённой группы, и вы поступаете так же. Это порождено страхом потерять какую-то выгоду, которая может возникнуть у конкурирующих фирм.

На самом деле, это весьма ошибочное представление. Ведь скидки вводятся либо на сезонную продукцию, которой много, либо на ту, чей срок годности подходит к концу. Находите таких поставщиков, чей товар будет отличаться качеством — ведь всегда были и будут такие покупатели, кто скорее переплатит, чем купит почти испорченный товар.

С помощью всё тех же маркетологов придумайте такие условия совершения покупок в вашем магазине, чтобы покупателю важнее был не дешёвый товар, а частота посещения магазина: это и карты постоянного покупателя, и бонусные программы, и накопительные скидки.

А чтобы получить прибыль выше, чем у конкурентов, надо научиться проводить гибкую политику, то есть предвидеть новые рынки сбыта, появление принципиально других товаров и услуг. Создавайте свои уникальные торговые предложения (УТП), и вы оставите своих конкурентов далеко за бортом.

Вывод

Конечно, любой человек может совершать ошибки — так он приобретает бесценный опыт. И пусть говорят, что дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих. Только тот найдёт безошибочный путь, кто его научится проходить. Как говорится, дорогу осилит идущий. И если вы нашли в себе силы начать дело с нуля, то найдутся силы и продолжить его.

Главное — не бояться признавать ошибки. Пусть выяснится, что у вас невыгодное освещение, при котором товар блёкнет (особенно это касается мехов и ювелирных украшений), что касса расположена в неудобном месте, что покупатели не нашли нужной модификации какой-то торговой марки.

Учитесь на этих ошибках, прислушивайтесь к мнению покупателей — и скоро работа в вашем магазине встанет на нужные рельсы, с которых уже не сойдёт, а покатится далеко вперёд, обгоняя всех конкурентов.