10 распространенных ошибок начинающего франчайзи

10 распространенных ошибок начинающего франчайзи

Франчайзинг позволяет открыть собственный бизнес при относительно небольшом стартовом капитале. Франчайзер же может с минимальными затратами расширить свою сеть. Это взаимное удобство сделало франчайзинг одной из самых популярных форм предпринимательства. Сегодня в России можно купить франшизу практически из любого сегмента бизнеса.

Важно не ошибиться и правильно выбрать подходящее предложение. Начинающие франчайзи очень часто допускают одни и те же ошибки, как будто не замечая промахов своих предшественников. Мы предлагаем вам познакомиться с самыми распространенными заблуждениями, возможно, вам удастся пройти свой путь без их повторения. 

Первая ошибка. Количество не всегда переходит в качество

Многие предприниматели, выбирая франшизу, обращают основное внимание на количество заключенных договоров франчайзинга. Казалось бы, если франчайзи охотно приобретают право пользования торговой маркой, значит, это дело выгодное. К сожалению, все не так просто.

Выбирая франшизу, нужно ориентироваться на количество неудач после покупки франшизы (см. «Какую франшизу выбрать для маленького города»). Очень часто популярность обусловлена хорошей рекламной компанией. За красивой вывеской нередко скрываются посредственные или откровенно негодные предложения. Реестра франшиз, которому можно доверять, в России нет, поэтому и достоверных данных о каждой франшизе не существует. Вот и приходится полагаться на посулы франчайзера, заинтересованного в продаже.

Вторая ошибка: Поверхностность в бизнесе недопустима

Как это ни странно, люди, собирающиеся вложить немалые деньги в покупку франшизы, не удосуживаются тщательно изучить рынок. А между тем, от выбора территории, на которой будет действовать франшиза, очень во многом зависит будущее бизнеса. Иногда франчайзер сам предлагает какую-нибудь территорию, а покупатель доверчиво соглашается с компетентным продавцом.

Помните о нюансах, которые впоследствии определят вашу успешность. Проанализируйте объективно плотность жителей на выбранной территории, их возраст, характер занятий, достаток. Узнайте, сколько предложений, подобных вашему, уже действуют в данной местности. Словом, постарайтесь предусмотреть все возможные препятствия на пути развития вашего бизнеса.

Третья ошибка: Ориентация на известность марки

Это очень распространенная ошибка, характерная для начинающих бизнесменов. В самом деле, знаменитый бренд чаще всего обеспечивает почти гарантированный успех. С другой стороны, известны случаи, когда прославленные франчайзеры буквально разоряли своих франчайзи. Мы настоятельно советуем вам обращаться за помощью к профессиональным брокерам. Самонадеянность может стоить дорого.

Четвертая ошибка: Неумение вести переговоры

Франчайзи, которые довольствуются переговорами только с одним представителем фирмы-франчайзера, рискуют попасть под влияние обаяния профессионального манипулятора. Для опытного переговорщика убеждение будущего партнера в исключительной выгодности сделки – привычная работа.

Сделайте все возможное, чтобы обсудить детали дальнейшей работы с лицами, представляющими каждую ступень иерархии франчайзера. Постарайтесь пообщаться с генеральным директором и учредителями. Вы узнаете о многих нюансах предстоящей сделки, которые могут изменить ваше решение о покупке или подтвердить правильность выбора.

Пятая ошибка: Недооценка расходов

Франчайзи попадают в долговую кабалу, не просчитав всех расходов уже на первых этапах обслуживания франшизы. Нельзя полагаться исключительно на данные каталога франшиз. Вы должны детально обсудить все финансовые вопросы во время переговоров с представителями франчайзера. При описании франшизы продающая сторона частенько забывает о скрытых платежах, отчего цена франшизы выглядит намного привлекательнее истинной.

Шестая ошибка: Взаимоотношения с партнерами-конкурентами

Вам нужно узнать о будущих соседях-конкурентах, то есть о таких же франчайзи, работающих по соседству. Франшизой вам будет выделена конкретная территория «влияния», но ничто не заставит клиентов обращаться за услугами к вам, а не к вашему соседу. Необходимо заключить с соседом-франчайзером «мирный договор», договорившись о невмешательстве и цивилизованном ведении бизнеса. Поинтересуйтесь историей успеха и краха франчайзи из выбранной вами сети.

Седьмая ошибка: «Выбор пути наименьшего сопротивления делает реку извилистой, а человека нечестным» (Ларри Билат)

Совершенно естественно, что начинающие франчайзи предпочитают легкие бизнес-модели, предполагая, что так можно без особых усилий достичь желаемого результата. А ведь ошибочность такого решения лежит на поверхности – легкие пути выбирают многие, а значит, конкуренция в такой нише будет просто невероятной. Вы по-прежнему уверены, что это правильный путь? Не следуйте проторенными тропами, лучше проложите собственную. Не бойтесь сложных моделей бизнеса – конкурентов почти не будет.

Но учтите, что выбирая сложную модель, вы должны быть совершенно уверены в стабильной поддержке франчайзера. В частности, вам должна быть предоставлена полноценная обучающая программа, охватывающая весь персонал вашей будущей точки. Если поддержка франчайзера будет сопутствовать вам не только на старте, но и на последующих этапах, считайте, что вам повезло.

Восьмая ошибка: Не путайте работу с хобби

Привлекательная перспектива – совместить занятие любимым делом с завидными заработками, но только в случае, если дело действительно может приносить стабильный доход. Если есть серьезные сомнения в доходности любимого дела, обратите внимание на перспективную франшизу. Даже если вы не знакомы с новым бизнесом, при вашем желании и поддержке франчайзера вы преодолеете этот барьер. Франшиза с возможностью развития со временем станет эффективно работающей системой с профессиональными управленцами и персоналом. Вот тогда вы и сможете уделять бизнесу меньше времени, а в свободные часы будете заниматься тем, что вам нравится.

Девятая ошибка: Экономия на профессионалах

Эта ошибка может обойтись очень дорого – и в прямом, и в переносном смысле. Услуги высокопрофессионального юриста стоят дороже, чем помощь вчерашнего выпускника юрфака. Жалко денег? вы рискуете заплатить гораздо больше, если окажется, что в договоре франчайзинга есть очень интересные моменты, на которые вы не обратили внимания из-за собственной некомпетентности.

Десятая ошибка: Неуверенность в собственных силах

Даже будущие миллионеры в начале своего выдающегося пути не знали тонкостей коммерции. Вместо того чтобы осознавать свою никчемность, развивайтесь и учитесь! Конечно, вы не можете знать всего, но если вы хотите быть профессиональным, постепенно вы научитесь очень многому. Посещайте тренинги, читайте книги, впитывайте опыт успешных людей – и вы непременно добьетесь желаемого результата.