Как заставить бесплатный онлайн-сервис приносить деньги

Как заставить бесплатный онлайн-сервис приносить деньги

Когда схлынула первая волна восторгов от социальных сетей и прочих инноваций, деловых людей все чаще стал беспокоить вполне логичный вопрос: «Как на этом можно заработать?».

Оказалось, что отыскать деньги в интернете совсем не просто. Многие не могут смириться с тем, что бесплатно уходят в онлайн книги, в частности Руперт Мердок очень переживает о том, что никак не удается заштопать эту брешь, через которую уплывают миллионы.

При слове «монетизация» у тысяч экспертов, маркетологов, консультантов и стартаперов возникает устойчивая ассоциация с «онлайн-сервисом». Идея зарабатывать деньги на трафике, который можно было бы выгодно продавать, не дает покоя многим.

Но, как бы мы ни любили Google с его видеохостингом YouTube, он остается убыточным только потому, что монетизировать этот огромный трафик не удалось. Да и сервис The Old Reader при большой аудитории не выдержал наплыва пользователей и вынужден был объявить о закрытии.

А вот компанию «Финам» с дейтинговым сервисом «Мамба», наоборот, можно считать примером источника доходов в интернете. В прошлом году прибыль компании увеличилась на 40%.

На самом деле секрет успеха онлайнового сервиса на удивление прост, и заключается он в использовании Freemium-модели. Этот термин придумал Фред Уилсон (Fred Wilson), венчурный специалист, объяснивший работу бизнес-модели: «Пусть ваш сервис будет бесплатным, так долго, как это возможно.

Сначала зарабатывайте только на рекламе. Когда проект завоюет популярность, вы сможете продать клиентам дополнительные возможности». Нужно сказать, что интернет-предприниматели освоили эту премудрость гораздо раньше, но озвучена она была только в 2006 году. Вспомните хотя бы Flickr с его тарифным планом, сервисы Yahoo, популярный у нас «Живой журнал».

Freemium

Эту модель называют классикой веб-сервисов, она многократно опробована, и эффективность ее подтверждается почти во всех случаях. Вы предлагаете пользователям совершенно бесплатный продукт, но с несколько ограниченными функциями. Это легко представить себе, если речь идет об онлайн-играх. Получить недостающий функционал клиент может за отдельную плату. Этой моделью пользуются большинство продуктов SaaS.

Триал-период

Модель подходит не для всех случаев, но там, где ее можно применить, она весьма эффективна. Вы предлагаете бесплатный продукт, то есть возможность пользоваться им определенное время. Когда установленный срок заканчивается, для продолжения работы с сервисом нужно перейти к оплате.

Примером может служить компания, разработавшая 37 Signals. Для большинства ее продуктов используется пробный бесплатный 30-дневный период.

Целевая реклама

Если компания хочет зарабатывать деньги на рекламе, нужно как следует изучить потенциальных клиентов. Реклама должна быть уместной и адресной. Таким образом зарабатывают Facebook и Google.

Спонсирование

Если сервис каким-то образом помогает властям или влиятельным компаниям, можно использовать спонсорскую модель. Попытайтесь обратиться за поддержкой в заинтересованные организации. По этой схеме финансируется крупнейший стартап на рынке MOOC-обучения – Khan Academy, который спонсируют Gates Foundation и Google.

Wikipedia

Суть модели заключается в сборе добровольных взносов пользователей. Эту модель часто используют плагины WordPress, приложения и программы с открытым исходным кодом и Wikipedia.

Gillette

Знаменитая компания может позволить себе продавать бритвенные станки и принтеры по заниженной цене, потому что настоящую прибыль получает от реализации лезвий и картриджей.

Поскольку ни принтер, ни станок невозможно использовать, не потратившись на недешевые дополнительные продукты, компания процветает. В случае с интернетом можно образовывать облачный сервис, позволяющий создавать и редактировать документы бесплатно, но копирования готового файла нужно оплатить.

Открытый исходный код

Предоставляется бесплатный продукт, а деньги получают от его поддержки, установки, кастомизации и настройки. Программное обеспечение с открытым исходным кодом очень часто работает именно по этой модели.

Бесплатные лимиты

Модель очень напоминает Freemium-модель. Пользователи бесплатно получают вполне полноценный продукт в ограниченном объёме. Это может быть, как в Dropbox, пространство для сохранения данных или число скачиваний. Клиенты платят, чтобы получить возможность пользоваться продуктом в полной мере.

Zynga

Прибыль получают, продавая виртуальные продукты или открывая новые уровни внутри игры, поначалу бесплатной.

Кредитная карточка

Потребители не оплачивают продукт, зато доход поступает от продавцов посредством сетевого эффекта. Такую модель используют Yelp, Facebook и другие сервисы.

Up-sell/Cross-sell

Предлагается бесплатный продукт для продвижения продукта премиального. На финансовом веб-сайте, например, это бесплатный сервис с информацией о котировках акций. За аналитические отчёты и инструменты финансового планирования приходится платить.

Создание имени

Можно с помощью бесплатного сервиса создавать бренды, имидж, информационное поле, способствующие продаже продуктов премиум-класса.

Партнёрский маркетинг

Присоединившись к партнёрской программе, связанной с товарами или услугами, привлекая пользователей в качестве клиентов своих партнёров, можно получать вознаграждение.

Можно попытаться продаться Google. Обладая большой базой пользователей, вы сможете заинтересовать крупного покупателя, например, Microsoft. А уже они будут пользоваться базой, чтобы продавать продукты премиум-класса. Freebase, Powerset и многие другие компании сумели найти свою нишу таким образом.

Перспективы развития

Считайте бесплатный онлайн-сервис хорошим началом будущего предприятия. Если вам не приглянулся ни один из предложенных вариантов, постарайтесь с помощью своего сервиса построить личный бренд и завоевать популярность, чтобы обеспечить базу для возможного стартапа.

Известна поговорка: «Если вы не платите, то вы не клиент, а продукт». Если вы не занимаетесь онлайн-сервисом, чтобы скоротать время, значит, обязательно найдется возможность заработать на нем.