Самые необычные бизнес-модели стартапов

Самые необычные бизнес-модели стартапов

Возникновение стартапа так же непредсказуемо, как озарение. Инсайт может настигнуть совершенно внезапно, а может быть результатом долгих размышлений о несовершенстве мира. Рассказывают, что случаи просветления частенько происходят после посещения научных конференций…

Польза конференций. Retention Science

Конференции – мероприятие весьма полезное. На них начинающие предприниматели перенимают опыт, знакомятся с тенденциями развития, знакомясь с потенциальными партнерами, клиентами и инвесторами.

Правда, не у всех молодых стартаперов появляется счастливая возможность посетить форум, да и билет на форум по карману далеко не всем. Но эти оговорки не могут остановить того, что всерьез решил пробиваться к вершинам.

Джерри Джао прекрасно понимал, что успех не приходит к тем, кто ждет его, валяясь на диване. Джерри родился в бедной тайваньской семье, и знал цену деньгам. После школы он собирал бутылки, потому что другого способа раздобыть деньги не было. Повзрослев, Джао перебрался в Калифорнию, вооруженный решимостью добиться успеха.

Первый блин, как водится, оказался комом – стартап провалился с треском. Вторая идея была более жизнеспособной, но хороших доходов не приносила. В начале 2012 г. был запущен стартап №3 – Retention Science или «Наука сохранения». По идее, компания должна была помогать фирмам из сферы интернет-коммерции удерживать покупателей благодаря обработке обширной базы данных. Но для начала Retention Science самой нужны были клиенты.

Чтобы расширить круг полезных знакомств и обогатиться знаниями, Джао направился на профильную конференцию на Среднем Западе. Увы, он не смог позволить себе покупку билета, стоившего несколько тысяч долларов. Предприимчивый Джерри понял, что неспособность американцев отличать азиатов друг от друга, поможет ему немного схитрить.

Джао заранее начал искать в LinkedIn и Google азиата своего возраста, посещавшего конференции как основной участник. При этом претендент не должен был работать в крупной компании. Подходящая персона в конце концов нашлась – Джимми Ли.

Джао тщательным образом изучил всю доступную информацию о нем самом и о его коллегах. Накануне конференции Джерри снял номер в мотеле, а утром, заметно нервничая, отправился на мероприятие. Спрятав рюкзак за цветочными горшками, он приблизился к регистраторской стойке и представился Джимми Ли.

Он сказал, что уже был на конференции, но должен был ненадолго выйти из зала, а бейдж забыл. После недолгих объяснений, Джао получил вожделенный бейдж.

Захватив рюкзак с ноутбуком, «мистер Джимми Ли» вошел в конференц-зал, переполненный предпринимателями, даже не подозревавшими, что они остро нуждаются в стартапе, придуманном Джао.

Целью Джао было, во-первых, узнать как можно больше о конкурентах, их методах работы, правильно оценить свое положение в выбранной нише. Видя бейдж основного участника конференции и понимая, что «Джимми Ли» может оплатить новаторские идеи, молодые стартаперы с готовностью рассказали все о своем бизнесе.

Второй целью Джао было знакомство с менеджерами компаний, работающих в электронной коммерции. Он должен был объяснить им преимущества стартапа Retention Science. И тогда Джао, конечно, использовал уже своё имя. Сложнее всего было не сбиться, представляясь: «Привет, я Джерри… Привет, я Джимми».

Преодолев все трудности, Джао раздал и собрал несколько сотен визиток и бизнес-карточек, и вернулся домой довольный собой.

Для завершения шпионской истории Джерри Джао познакомился с настоящим Джимми Ли, владельцем бизнеса в сфере электронной коммерции. В результате они подружились и Ли стал клиентом компании Джерри. Только после этого Джао поведал Джимми всю историю.

Теперь Джао говорит, что не советует никому повторять этот опыт и смущенно улыбается. Но, нам кажется, он все-таки гордится собой.

В конце лета того же года Retention Science была финансирована на $1,3 млн. во многом благодаря контактам, установленным на конференции. Джао снова собирается на форум, правда, теперь он купит входной билет.

С чего начинался Airbnb? Обама, матрацы и хлопья

В октябре 2007 года, только что приехавшие в Сан-Франциско Брайан Чески и Джо Геббиа решили сдавать участникам дизайнерской конференции свободную комнату. Мест в гостиницах не хватало, а друзья были не в состоянии оплатить аренду жилья. В пустующей комнате были уложены три надувных матраца, а перечень услуг можно было описать как «air bed and breakfast» (воздушная кровать и завтрак).

Предприимчивые молодые люди на портале выложили фотографии предлагаемого жилья и были очень довольны, когда выяснилось, что за выходные дни заработали на аренде $1 000. Первый успех подтолкнул их к созданию сайта, где каждый желающий мог бы предложит свое жилье в аренду. Первое детище Airbnb было предельно простым, а основатели не могли решить проблему информирования о сайте.

Запуск версии №2 приурочили к выдвижению Барака Обамы на пост кандидата в президенты Соединенных Штатов. Многие хотели присутствовать на церемонии и проект Airbnb пришелся очень кстати. Сервис был бесплатно разрекламирован среди сдающих жилье, и тех, кто хотел его арендовать.

Однако интерес к сайту ослабевал, когда заканчивались многолюдные мероприятия. Чтобы не дать стартапу угаснуть окончательно, приятели занялись разработкой дизайна коробок с хлопьями, на которых размещалась реклама Airbnb. В то время все еще проходила избирательная компания, и на половине коробок напечатали карикатуру Обамы, а на другой части – Джона Маккейна.

Когда заказ забрали из типографии, осталось только склеить коробки и пересыпать в них хлопья. Коробки разослали репортерам, которые не преминули обозвать их идиотскими. Однако канал CNN упомянул об этой выходке.

На этом дурачестве компаньоны заработали $30 тыс., которые, конечно, очень скоро были потрачены. Но юные бизнесмены не опускали рук. Они подарили свои знаменитые хлопья бизнес-инкубатору Y Combinator. Там употребили то же определение – «идиотские коробки», но проектом заинтересовались инвесторы. Вскоре проект уже знали во всех уголках США.

Всякий бизнес сопряжен с риском, а стартапы рискованны вдвойне. Но всегда находятся люди, чувствующие себя органично только в процессе создания чего-то нового. Эти творческие личности умеют извлекать идеи из случайно услышанной фразы, рубрики на газетной странице или из рекламного ролика. Все то, к чему мы обычно остаемся равнодушными, для талантливого предпринимателя становится сигналом к действию.