Факторинг для малого и среднего бизнеса

Факторинг для малого и среднего бизнеса

Сейчас все большую популярность набирает такой финансовый продукт, как факторинг. На рынке услуг факторинг весьма востребован. Банки предлагают различные предложения и кредитные программы для развития малого и среднего бизнеса, однако появилась своеобразная альтернатива традиционному банковскому кредитованию – факторинг.

Чем отличается такой вид услуги от обычной кредитной линии

В первую очередь тем, что нет необходимости в предоставлении залога, что значительно увеличивает количество обращений. Во-вторых, в программу факторинга заложена возможность оперативно увеличить объем финансирования, тогда как при оформлении обычного кредита в банке это либо слишком проблематично, либо несет дополнительные значительные расходы, нести которые, естественно, придется заемщику.

Кроме того, иногда факторинг – это самый оптимальный выход для компаний, не имеющих возможности взять кредит на развитие малого и среднего бизнеса в банке из-за плохой кредитной истории (см. «Как исправить плохую кредитную историю»). Тогда в роли главного актива выступает дебиторская задолженность.

Объяснить процесс осуществления факторинга можно на простом примере. Обычно расчет между поставщиком и покупателем осуществляется со значительной отсрочкой оплаты, иногда даже до нескольких месяцев. Не каждый представитель малого или среднего бизнеса может позволить себе такую роскошь – допустить, чтобы деньги зависли на такой солидный срок. Именно поэтому стоит прибегнуть к факторингу.

Вообще, факторинг – это своеобразное посредничество специализированной узкопрофильной компании или банка при торговых операциях или расчетах за предоставленные услуги либо выполненные работы между поставщиками и покупателями. Сам процесс заключается в следующем: согласно договору факторинга посредник получает право на получение дебиторской задолженности взамен на перечисление определенного процента от суммы сделки. Обычно такой показатель колеблется от 70 до 90%.

Выгода заключается в том, что львиная доля суммы поступает в распоряжение в течение 1-3 дней после предоставления и подписания соответствующих документов, например, счетов, актов выполненных работ, накладных на товары и т. д. Остаток суммы поступает на счет поставщика уже после того, как покупатель выплатит все деньги посреднику. Данная схема весьма эффективна, поскольку выгода от такого рода услуги гарантирована всем. Как показывает практика, представители малого или среднего бизнеса, ранее не прибегавшие к такому займу, относятся к факторингу с крайней опаской, поскольку первоначально это предстает в виде чего-то непонятного, запутанного и слишком сложного.

Но те бизнесмены, которые хотя бы раз попробовали решить свои финансовые проблемы таким образом, сразу же понимают всю перспективность факторинговых операций. Уступая посреднику права в получении процентов, поставщик имеет возможность быстро получить свои финансы и вложить их в другое дело, ускорив оборот средств.

Фирма-посредник (ее еще называют фактором) берет на себя и контроль за своевременной и полной выплатой суммы, таким образом, перенимая все работу с дебиторами на свою сторону (ведение дебиторских задолженностей, контроль выплат и налаживание эффективных связей), что очень выгодно поставщикам.

Именно поэтому, в процессе подбора фирмы-фактора, необходимо обращать внимание не только на размер процентной ставки, но и на то, каким образом ведется работа с дебиторами (режим работы с клиентами, индивидуальный подход, квалификация и коммуникабельность сотрудников). Кроме того, не стоит забывать, что ведение дебиторских дел сопряжено с большим документооборотом и значительной потерей времени на его ведение. Банк-факторинг берет на себя и эти хлопоты, позволяя разгрузить сотрудников фирм-представителей малого и среднего бизнеса, экономя, таким образом, бюджет компаний-поставщиков.

Конечно же, фирмы-факторы, в свою очередь, предъявляют ряд требований к клиентам, прежде, чем заключить договор. Поставщикам необходимо будет доказать устойчивость финансового положения своего бизнеса и платежеспособность покупателей. Для этого фирма-факторинг может потребовать финансовые отчеты за год или два, данные о состоянии баланса на сегодняшний день, сведения о деятельности покупателей, отчеты о прибылях и убытках и т. д. Обычно рассмотрение всей документации занимает около двух недель.