Как зарождался франчайзинг

Как зарождался франчайзинг в мировой экономике

По сути, франчайзинг – это аренда права на осуществление какого-либо вида деятельности. Бизнесмены понимают преимущества подобного сотрудничества, поэтому по франшизе сегодня работают многие компании и частные предприниматели.

Singer

Считается, что именно компания Singer первой использовала договор франчайзинга в теперешнем виде. Знаменитый производитель швейных машин Исаак Зингер основал торговую марку и стал отцом коммерческого франчайзинга. Когда было налажено массовое производство всемирно известных швейных машин, которые и по качеству, и цене значительно превосходили продукцию конкурентов, Зингер должен был решить проблему реализации машин на огромном рынке США.

Нужно было также позаботиться о ремонте оборудования и обслуживании швейных машин на месте. Можно было создать свои торговые точки и открыть сервисные мастерские, но для этого понадобилось бы слишком много времени и денег. Тогда Исаака Зингера и посетила идея о заключении контрактов с американскими независимыми дистрибьюторами. В 1851 году были подписаны первые договора, дающие право на торговлю и ремонт фирменного оборудования на территориях, указанных в договоре.

Королевский «франчайзинг»

На самом деле прообраз франчайзинговых отношений появился намного раньше. Английские короли еще в Средние века позволяли знати продавать товары на определённом рынке, привилегия распространялась также на сбор налогов на оговоренных территориях. Расплатиться можно было услугами или деньгами. Разрешение на такие деловые взаимоотношения фиксировалось в специальном разрешении, называвшемся франшизой. С английского языка franchise можно перевести как «привилегия» или «лицензия».

Еще одним проявлением идеи франчайзинга можно с полным правом считать систему связанных домов, появившуюся в Великобритании в сороковых годах девятнадцатого века. Королевский указ позволял торговать спиртными напитками только в тех постоялых дворах, владельцы которых имели лицензию. Купить разрешение могли далеко не все, и пивовары, заинтересованные в торговле, заключали с постоялыми дворами договора на передачу оборудования и кредиты. Так был соблюден закон, а постояльцы охотнее останавливались на ночлег в местах, где была возможность получить спиртное.

Франчайзинг в наши дни

Франчайзинг одновременно развивался в Европе и Америке, а в конце 90-х годов прошлого века начал распространяться и в бывших странах социалистического лагеря. Успех компании Singer вдохновил многих. В частности, нефтеперерабатывающие и автомобильные компании очень успешно перенимали полезный опыт. В конце ХІХ века «Дженерал Моторс», воспользовавшись договорами франчайзинга, смог выстроить дистрибьюторскую сеть, наделяя франчайзи исключительным правом реализации фирменной продукции на конкретной территории. Партнёры за это обязаны были отказаться от торговли автомобилями остальных производителей и вкладывать в развитие бизнеса собственные средства.

Позже этими схемами начали пользоваться знаменитые McDonalds, Coca-Cola, Pepsi и другие. Британской франчайзинговой ассоциацией в 1977 году было дано определенные франшизы как контрольной лицензии, выданной хозяином франшизы (франчайзером) покупателю (франчайзи). Франшиза дает франчайзи право использовать наименование, принадлежащее франчайзеру и вести соответствующий бизнес на определенной территории. Франчайзер имеет право следить за ведением бизнеса и обязан содействовать франчайзи в развитии дела.

Франчайзинговая система МакДональдс

Без франчайзи система Макдональдс не смогла бы завоевать мир – об этом можно говорить с уверенностью. С 1955 года франчайзинг стал преобладающей системой в этой сети. Сегодня по франшизе McDonalds работают более 30 000 ресторанов в 118 странах мира. По количеству ресторанов МакДональдс лидировал в мире до 2010 года, после чего уступил место Subway.

Первый ресторан в Калифорнии открыли братья Дик и Мак Макдоналды в 1940 году. Заведение скоро стало очень популярным и приносило отличный доход. Братья могли бы без особых усилий сами превратить McDonalds в сеть ресторанов, но по каким-то причинам обратились за помощью к Рэю Кроку – агенту по франчайзингу.

Рэй Крок был собственником фирмы, торгующей установками для изготовления мороженого. Выполнив однажды заказ на 10 миксеров для ресторанчика в Сан-Бернандино, Крок решил посмотреть, зачем небольшому заведению такое количество оборудования.

Посетив ресторанчик, он обнаружил, что здесь царят особые порядки – клиенты сами заказывают блюда у прилавков, а коктейли и картошку-фри готовят в огромных контейнерах. Меню состояло всего из 9 недорогих блюд. Именно Кроку принадлежит идея назвать сеть ресторанов «Макдоналдс», и продавать право работы под этой маркой всем желающим (Рекомендую прочитать книгу «McDonald’s: Как создавалась империя»).

С 1955 г. Рэй Крок управлял франчайзингом Макдональдов, он же основал компанию «Макдоналдс Систем, Инк.», открывавшую новые заведения на принципах франчайзинга. А в 1961 г. братья позволили Кроку управлять брендом единолично, продав ему право использования своего имени.

Обязательные правила всех McDonalds мира: чистота, культура обслуживания, отменное качество блюд, использование общей символики и атрибутов. В разных странах возможны некоторые различия в работе макдаков, но они всегда узнаваемы и популярны.

Coca-Cola

Известность Coca-Cola невероятна – эту газировку можно купить во всех уголках мира (см. «8 интересных фактов о компании Coca-Cola»). Компания появилась в 1899 г., когда у предпринимателей Томаса и Уайтхеда оказался в руках краткосрочный контракт, состоящий из 600 слов. По этому контракту предприниматели имели право на разлив газированной воды.

Теперь неизвестно, у кого из двоих возникла идея, ставшая впоследствии триумфом Кока-Колы. Предприниматели не могли выпускать бутилированные напитки, поэтому было решено создать франчайзинговый бизнес. Рост компании начался именно с продажи франшизы на право разливать в бутылки воду собственного производства. Франчайзинг позволил получить необходимые инвестиции для своего бизнеса.

Контракты на франчайзинг с Coca-Cola построены по следующей схеме:

  1. Основная компания, которая является правообладателем торговой марки, производит концентрат для напитка и продает его франчайзи, работающим на определенной в контракте территории.
  2. Франчайзи разбавляют концентрат, добавляя его в газированную воду, и разливают в бутылки.
  3. Владельцы франшизы перевозят готовый товар к месту реализации.

Таким образом, сотрудничество становится выгодным для обеих сторон – франчайзеру не нужно тратиться на перевозку воды, а франчайзер не переживает о качестве напитка, который гарантирован рецептурой концентрата. В 20-х годах активно развивался товарный франчайзинг. Посредством коммерческой концессии оптовые поставщики выстраивали деловые отношения с торговцами, при этом магазины оставались независимыми и получали от оптовика скидки, работая под маркой франчайзера.

Сейчас в США франчайзинговые предприятия составляют больше 40% от товарооборота. В Европе показатель несколько ниже – от 5 до 30%. Первые места по распространенности франчайзинга среди европейских стран занимают Франция, Германия и Великобритания.

Первым иностранным франчайзером в России была PepsiСo, которая начала работать на территории Советского Союза еще в 1980 годах. В 1993 г. заработало по франшизе предприятие Baskin Robbins. Первой же российской франшизой можно считать компанию Владимира Довганя «Дока». Настоящее распространение франчайзинга в России началось с началом нового века.