Какое направление вендинга сегодня самое успешное?

Новые направления вендинга в России

Вендинг – это автоматическая торговля без помощи продавца. Первый современный вендинговый аппарат был представлен в Англии в начале 1880ых. Сейчас, спустя 35 лет это многомиллиардная индустрия, обслуживающая больше 500 миллионов человек каждую неделю.

Вендинг в России

Вендинговый рынок в России относительно молодой и начал активно набирать обороты только в 2006-2007 годах. По оценкам многих экспертов, до кризиса рынок рос в среднем на 30% в год. Надо обратить внимание, что в центральной части страны и в регионах происходит неравномерное развитие рынка. В то время как в Европейской части РФ вендинг уже не новость, в Сибири торговые аппараты встречаются еще довольно редко.

При этом нельзя сказать, что автоматизированная торговля в России не популярна. Такой вывод напрашивается при сравнении вендинговый рынок РФ с рынками Европы и Японии. В данном случае, будет некорректно сравнивать развитие местного рынка со сформированными рынками Запада, так как там этот процесс был запущен гораздо раньше и в настоящий момент достигнут более высокий уровень распространения вендинга, в то время как у нас «торговля без продавца» только набирает популярность.

Одним из главных препятствий на пути популяризации вендинга, является ларечная торговля, столь распространенная в нашей стране. Многие жители России еще недоверчиво относятся к аппаратам и предпочитают физический контакт при совершении каких-либо денежных транзакции, включая торговлю. Косвенно индустрии автоматизированной торговли в России помогли терминалы оплаты. С их распространением, люди стали более доверчивы к оплате товаров и услуг через аппарат.

Ситуация на Российском рынке вендинга сегодня

Сложившийся кризис не обошел стороной и сферу автоматизированной торговли. Большинство компаний, представленных на рынке, работают с заграничными поставщиками и сильно подвержены влиянию изменений курса валют. Но не смотря на экономическую ситуацию, на Российском вендинговом рынке не наблюдается упадка или стагнации. Да, произошло снижение темпов, но при этом продолжается рост и развитие.

В России малый бизнес в целом подвержен влиянию меняющегося законодательства. Например, недавняя инициатива Правительства по введению торгового сбора в Москве или продолжающиеся дебаты о необходимости установки ККТ(контрольно-кассовой техники) в аппараты. Принятие подобных мер создает дополнительные препятствия для развития отрасли автоматизированной торговли, и отрицательно сказывается на образе вендингового бизнеса как выгодного вложения.

Кофе – как лидер вендинговой торговли

На сегодняшний день в Российском вендинге главное место занимают кофейные аппараты. Согласно мнению и опыту многих игроков рынка, продажа кофейных напитков действительно имеет высокую маржинальность, которая может доходить до 400% и именно этот фактор обуславливает высокую популярность данного сегмента вендингового бизнеса среди предпринимателей.

Но не стоит ошибочно полагать, что вендинговый бизнес – это просто покупка аппарата. Как и любой другой вид предпринимательства, вендинг требует много времени и сил, особенно на начальном этапе. Вам потребуется провести анализ потенциальных мест установки, оценить своего целевую публику и ее спрос.

Говоря о плюсах и минусах нужно понимать, что все недостатки можно нивелировать, если подходить профессионально к ведению бизнеса. Например, если говорить о аппаратах по продаже кофейных напитков, очень важно понимать, что кофе предназначенное для ритейла и кофе для вендинга – это два разных продукта, которые проходят разные степени обработки и обжарки. К сожалению, не все предприниматели видят разницу между специализированными вендинговыми ингредиентами и обычными продуктами в супермаркетах, что приводит к частой поломке кофейных аппаратов и, соответственно, потере выручек. Еще одно распространенное заблуждение – выезд к аппаратам требуется только при необходимости пополнения ингредиентов. Кофейный аппарат требует ухода и чистоты, как снаружи, так и внутри. Никто из клиентов не захочет приобретать напитки из грязного аппарата с засохшими следами пролитого кофе. Учитывая и понимая все нюансы кофейного вендингового бизнеса, Вы сможете добиться значительных успехов.

Из-за высокой популярности именно кофейных аппаратов среди предпринимателей, во многих регионах этот рынок уже является насыщенным. Мы рекомендуем диверсифицировать свой бизнес и обратить внимание на другие типы вендинговых аппаратов, которые тоже имеют большой потенциал.

Новые направления вендинга

Здесь нужно пояснить, что все перечисленные направления являются новыми для Российского рынка, но уже давно завоевали популярность среди предпринимателей Европы и Азии.

Автоматизированные столовые

Есть аппараты, предназначенные для реализации охлажденной и замороженной продукции, готовой еды, в том числе горячих обедов. Клиент получает не просто шоколадку или батончик, как в случае со снековым аппаратом, а полноценную еду. Данный сегмент может быть актуален для производителей порционной еды, которую мы видим на полках в супермаркетах. Реализация продукции через вендинговый аппарат может послужить дополнительным каналом дохода, и увеличит узнаваемость бренда среди населения.

Помимо этого, установка данного аппарата в офисе или учебном заведении позволит сотрудникам и студентам покупать вкусный горячий обед, не выходя из здания и оптимизировать затраты по созданию корпоративной столовой. Также данные аппараты подходят к установке в общежитиях, на стоянках такси и заправках на трассах – везде, где у людей нет доступа к полноценной кухне или кафе, а потребность в еде имеется круглосуточно.

Автоматизация предприятий

Другое применение вендингового аппарата – это подотчетная выдача инвентаря. Автоматизация отдельных процессов на предприятии – задача не новая как для руководителей отечественного бизнеса, так и для их зарубежных коллег. В Европе и Америке на собственном опыте знают обо всех выгодах использования вендинговых технологий производстве. По опыту западных компаний, установка вендингового аппараты позволяет сократить до 40% издержек, с помощью минимизации человеческого фактора (кражи и недостачи). Наиболее частым является внедрение торговых аппаратов на предприятиях, в больницах и лабораториях для выдачи рабочего инвентаря и товаров первой необходимости для рабочих.

Непродовольственная торговля

Не завоёванным остается и сегмент нон-фуда, который обладает большим потенциалом. В целом, это еще один вариант использования традиционных снековых вендинговых аппаратов. Многие ошибочно думают, что снеки подходят только для реализации закусок и напитков, тогда как данный вид аппаратов подходит для продажи практически любой продукции от электроники до предметов личной гигиены.

В гостиницах и в аэропортах можно продавать – предметы личной гигиены, карты, зарядки для телефонов, наушники, адаптеры и книги. В офисах или учебных заведениях – канцелярию, на заправках – продукция для автомобилей, в фитнесах – спортивное питание и аксессуары для занятий.

Из вендинговых аппаратов можно выстроить полноценный автоматизированный магазин, полностью заменяющий формат магазина «у дома», где можно найти все начиная от продуктов и заканчивая товарами для дома. У многих европейских компании есть в ассортименте уже готовые вендинговые магазины в различных комплектациях.

У подобных магазинов есть много преимуществ перед обычными мини-маркетами. Например, у торговых аппаратов нет режима работы или выходных – они готовы к обслуживанию клиентов 24/7. Во-вторых, владелец бизнеса получаете полный контроль над реализацией товара за счет автоматизации процесса продаж и отчетности, а также нивелировании влияния человеческого фактора и расходов на персонал. В-третьих, для торгового аппарата нужна гораздо меньшая площадь, чем для полноценного магазина, соответственно, экономия на аренде.

Вендинг в России только в самом начале своего пути. Но если судить о тенденции отечественного вендингового рынка следовать по стопам Запада, то у автоматизированной торговли в России большое будущее. Чтобы успеть воспользоваться всеми преимуществами вендинга и стать лидером, нужно начинать уже сейчас.