14 техник НЛП в копирайтинге

14 техник НЛП в копирайтинге

Для тех, кто подзабыл, что означает термин «копирайтинг», напомним, что это слово происходит от английских «copy» – текст, рукопись и «write» – писать. Таким образом, копирайтинг – это написание текстов, однако не любых, а тех, которые носят рекламный или презентационный, пропагандистский характер. Подобные тексты направлены на продвижение идеи, товара, услуги, компании и т. д.

Человека, который пишет такие рекламные тексты, называют копирайтером. Его работа непроста, и ему мало иметь писательский талант, ведь текст должен быть написан так, чтобы клиент поверил в уникальность описываемого товара и отдал предпочтение именно ему.

НЛП и копирайтинг

НЛП, или нейролингвистическое программирование, – это направление в практической психологии. Техники НЛП, которые применяются в копирайтинге, позволяют манипулировать сознанием и мнением потенциальных покупателей товаров и услуг с целью убедить их приобрести такой товар.

Мастером продвижения определенного товара или услуги был известный американский торговый эксперт Элмер Уиллер. Придуманные им тексты рекламных объявлений позволяли увеличить объем продаж рекламируемого товара в два-три раза. Своим опытом он поделился в книге: «Испытанное умение продавать».

Многим известен его совет для тех, кто пишет рекламные тексты: «Не продавайте бифштекс – продавайте его шипение на сковородке». В своей книге Элмер Уиллер поделился еще одним секретом, важным для копирайтеров: меньшая часть текста должна быть посвящена преимуществам товара, а большая – доказательствам этого.

Элмер Уиллер был не только талантливым маркетологом, но и психологом. Ведь чтобы тексты, написанные копирайтером, были убедительны и достигли цели, он должен хорошо разбираться в человеческой психике, понимать мотивы, движущие людьми при совершении покупок. Поэтому он должен хорошо владеть техниками НЛП.

Какие методы НЛП используются в копирайтинге

1. Подстраиваемся под потенциальных клиентов

Прежде чем приступать к составлению текста, копирайтер должен иметь представление о своей целевой аудитории. Термин «целевая аудитория» широко используется в маркетинге и рекламе и обозначает группу людей, которые объединены общей целью. Например, это люди, которые носят очки или мамы детей грудного возраста, то есть это люди, которые с большой вероятностью приобретут рекламируемый продукт.

Определив целевую аудиторию, копирайтер изучает, какие черты свойственны типичному представителю данной целевой аудитории. Он должен «вжиться в образ» и показать, что он один из ее представителей, единомышленник, который уже обладает этим продуктом и спешит поделиться с другими секретами его преимущества.

2. Не забываем о законе причины и следствия

Этот закон гласит, что «в нашей Вселенной все имеет свою причину. Не бывает причины без следствия, а каждое следствие исходит из причины. По своим масштабам следствие равно породившей его причине». Грамотно используя прием «причина-следствие» и наоборот, копирайтер может ненавязчиво убедить читателя, какую выгоду он извлечет, если последует совету и воспользуется предложенным товаром или услугой.

Простейший пример: «Из-за сухого воздуха в помещении ваша кожа утратила упругость, а волосы стали ломкими и тусклыми, но если вы воспользуетесь термальной водой «С», которая творит чудеса, ваши волосы и кожа отблагодарят вас!». Применяя данный метод, не следует увлекаться и чересчур давить на эмоции читателей, а также искажать факты.

3. Чтобы убедить клиента совершить покупку, выдвигаем ему условие

Наверно, каждому из нас приходилось получать смс- или почтовые уведомления наподобие: «Поздравляем вас – наша фирма провела рекламную кампанию, в результате которой Вы выиграли iPhone». Такие уведомления направлены на определенную целевую аудиторию – доверчивых людей, которые хотят получить что-то бесплатно. Что от них требуется? Всего лишь оплатить доставку, куда-то перевести деньги. Но такая просьба может не возыметь должного эффекта, поэтому для большей убедительности выдвигается условие: «Если в течение суток вы не оплатите доставку, то путем повторной жеребьевки мы выберем другого победителя». Как правило, такой прием срабатывает, клиент попадается на удочку и решается оплатить доставку. Тем более, что суммы обычно незначительные.

Метод, когда принятие решения ограничивается временными условиями, очень популярен. Нам сообщают: «Вы упустите шанс купить на 20% дешевле, если не сделаете покупку сегодня!», или «Скидки действуют только два дня!» и т. д.

4. Повторяем

Одно из правил копирайтинга: главную мысль необходимо повторить три раза: в заголовке, в середине рекламного текста и в конце, чтобы она запечатлелась в сознании читателя как истина. Главное, не «переборщить» и не делать это слишком явно и навязчиво.

5. Предоставляем возможность

Эта техника направлена на борьбу с сомнениями клиента. Копирайтер в этом случае ничего не доказывает, он просто советует и ссылается на то, что множество людей уже последовали этому совету и остались довольны выбором. При этом необходимо подчеркнуть, что уникальная возможность предоставляется именно сейчас, в дальнейшем ее не будет. Совет будет работать эффективнее, если преподнести его доверительно, в виде раскрытия тайны.

6. Используем трюизмы

Термин «трюизм» происходит от английского true – правильный, верный. И употребляют его, когда говорят о банальности и общеизвестной истине. С высказыванием-трюизмом соглашаются практически все, поэтому с его помощью воздействуют на психику человека, не вызывая у него сопротивления. Ведь трюизмы настолько очевидны, что не требуют размышлений, поэтому сразу попадают в подсознание человека, минуя всякие сознательные фильтры.

Один из приемов продаж – это три «да». Читателю задают три вопроса. Два первых – это трюизмы, на которые он не может не ответить «да». Но основной – это третий. Ответив согласием на два первых вопроса, человек на подсознании отвечает «да» и на третий. Чтобы усилить эффект, трюизмы можно дополнить вопросами: «Не правда ли?», «Вы согласны?» «Не так ли?» и пр.

7. Напоминаем о долге

В тексте используются указания, что нужно сделать. Однако они должны быть не прямые, а завуалированные, деликатные. Их цель – расположить читателя, с тем чтобы «заманить» его вглубь текста. Например, «Чтобы добиться такого эффекта, вы должны…», или «Чтобы это осуществилось, вам необходимо…».

8. Аргументируем

Сообщаемая нами информация не должна быть голословной. Ее необходимо подтвердить примерами, фактами, аргументами. Это может быть мнение эксперта, информация из опыта компании или личного опыта и пр.

9. Ссылаемся на мнение «утерянного автора»

Наверно, многие обращали внимание, что некоторые статьи сопровождаются ссылкой на какое-то лицо или группу лиц, чье мнение необычайно авторитетно. Но что это за лицо или лица – никто не знает. Это и есть «утерянные авторы». Их имена, как правило, не называются, а если и называются, то лишь кто-то очень дотошный может проверить, существуют ли они в действительности. Но это и не важно, потому что основная масса читателей примет информацию на веру и сделает те выводы, на которые эта статья была направлена.

Профессиональные копирайтеры стараются избегать подобных штампов. Однако многие их применяют, и они работают. Например: «Многочисленные исследования показали…», «Эксперты настойчиво рекомендуют…» и пр.

10. Используем согласие по инерции

Этот метод заключается в том, что читателю предлагают выполнить несложные действия вроде «представьте себе…», «вспомните, что вы…», «вообразите, что вы находитесь…». Откликнувшись на эти простые просьбы в первый раз, читатель по инерции будет следовать далее, выполняя более сложные. Таким образом, копирайтер будет управлять читателем, сохраняя инициативу в своих руках.

11. Обобщаем

Человек живет в социуме и следует его законам, подсознательно соглашаясь с определенными правилами и принципами. Его действия нередко подчинены так называемому стадному инстинкту. Никто не хочет показаться менее информированным и осведомленным, чем другие. Эту слабость активно используют копирайтеры для управления эмоциями читателей. Например, они употребляют следующие обороты: «Всем известно, что…», «Каждый знает, что…», «Известное правило гласит…» и т. п.

12. Оцениваем

Копирайтер должен дать оценку предлагаемому товару. Он должен быть «наилучшим», «наиболее качественным», «самым быстрым», «самым надежным и доступным» и др.

13. Играем на слабостях

У каждого представителя той или иной целевой аудитории имеются свои слабости. Например, бизнесмены хотят опередить своих конкурентов, женщины старшего возраста хотят выглядеть моложе, родители хотят, чтобы их ребенок был самый умный. Изучив страхи, слабости и амбиции целевой аудитории, копирайтер может заинтересовать читателя своим предложением. Например: «Мы предлагаем вам новый способ, как подчеркнуть свою женственность, и о нем еще никто не знает!».

14. Правильно пользуемся частицей «не»

Частицы «не», «нет» вызывают негативные эмоции и принесут вред, настраивая подсознание на то, что товар покупать не стоит. Однако их можно использовать в зависимости от ситуации. Например, заголовки вроде «Мужчинам не читать!» лишь привлекут их внимание.

© Тимошенко Елена, BBF.RU