Как привлечь и удержать клиентов в ресторане без финансовых затрат

Основные этапы организации ресторанного бизнеса

Ресторанный бизнес динамично развивается в нашей стране. При профессиональном подходе выход на рентабельность не превышает года-полутора, что делает сферу HoReCa интересной и перспективной для инвесторов. Но не стоит недооценивать риски и организационные сложности. «Входной билет» на рынок получить исключительно своими силами проблематично. В первую очередь на пути встают административные преграды, решение которых занимает 3-6 месяцев. Но даже после завершения бумажной волокиты остаются вопросы, на которые найти ответ нелегко даже опытному ресторатору, не говоря уже о новичках.

Этапы открытия ресторана

Поиск помещения – ключевой момент

Местоположение во многом определяет успех заведения, его уровень, контингент и даже стратегию продвижения. Центр города – привлекательная территория для общепита. Государственные служащие, офисные работники, туристы и студенты учебных заведений – все они входят в разряд потенциальных клиентов. А именно от гостей зависит доходность работы предприятия. «Центральными» площади можно назвать не только по географическому признаку. Площади в торговых центрах, рядом с метро, вокзалами, парками, проходимыми улицами – все они попадают в эту категорию. Минусы центра, при массе преимуществ, очевидны. Это высокая плата за аренду, большое число конкурентов и не всегда удачное соседство.

Альтернативой станет открытие ресторана на окраине. Но здесь необходима предварительная работа. Организуя бизнес с нуля, сориентируйте меню на вкус местной аудитории. Для этого проведите маркетинговое исследование, опрос жителей. Дополнительный плюс спального района – выбор недорогих площадей, пригодных для организации бизнеса.

Дизайн интерьера

Главная задача исполнителя – гармония всех элементов дизайна для создания комфортной атмосферы. Важно, чтобы отделка стен, потолка и пола, мебель и освещение дополняли друг друга. Внутреннее убранство – основа основ имиджа и стиля заведения. Завоевать популярность в наше время оригинальных проектов сложно. Потребуется работающая фишка, которая добавит ресторану уникальности. Уютная атмосфера в сочетании с запоминающимся, ярким интерьером не останется без внимания гостей. В момент создания образа дизайнер ориентируется на потенциального клиента и общую стилистику заведения. Для английского паба уместна классика с преобладанием дерева в оформлении. Современное молодежное кафе европейской кухни подчеркнет стиль хай-тек. Концепция ресторана напрямую влияет на оформление зала в целом и проработку его отдельных элементов в частности. Если речь идет о питейных заведениях, то акцент делается на барной стойке, для ресторанов национальной кухни – это элементы декора, отражающие культуру страны. При разработке дизайн-проекта учитывают особенности планировки помещения. Правильная расстановка мебели позволит и гостям, и персоналу свободно передвигаться по обеденному залу.

Меню

Меню – лицо и гордость ресторана. Именно оно вступает в непосредственный «контакт» с гостем. С помощью меню Вы можете акцентировать внимание на определенных блюдах или увеличивать общий объем продаж. Оформление должно соответствовать формату заведения, выбранной концепции. Сделайте содержание понятным клиенту. Прорабатываются размер шрифта, формат, используемые цвета.

Меню, как инструмент продаж в ресторане

Еще лет десять назад в общественном мнении размер меню определял уровень ресторана. Многие бизнесмены от гастрономии ошибочно полагали, что большое количество альтернатив (т.е. широкий выбор) влияет на лояльность клиентов. На деле же посетитель сталкивался с громоздким списком и «терялся» в нем, заказывая лишь проверенные позиции. Минус для владельца предприятия общественного питания заключался в увеличении времени оборота одного столика, сложностям с продвижением новых блюд и высокими издержками на ингредиенты.

Ситуация сегодня диаметрально противоположна. Лаконичных меню становится больше, а литературные произведения на несколько десятков листов окончательно ушли в прошлое. Нынешний «усредненный» клиент ресторана сегодня – человек занятой. Тратить время на тщательное изучение ассортимента, вместо обеда – для него роскошь. На первый план выходят требования к качеству еды, скорости приготовления и ценовой политике. Это, разумеется, не касается «выходов в свет».

Привлечь внимание клиента к определенным позициям можно при помощи сезонного меню. Оно изготавливается отдельно и вкладывается в основное на время акции. Не менее эффективно снижение цены на блюдо дня, недели, месяца. Все большую популярность набирает предложение «авторское блюдо». Возможность попробовать продукт «от шефа» повышает статус заведения.

Сужение меню дает новые возможности для персонального подхода к каждому посетителю. Сосредоточение на определенных позициях помогает поварам улучшить качество и скорость подачи. Кроме того, урезание меню снижает затраты на продукты, сокращает количество отходов. Печать в типографии стоит дешевле, информация легче читается. Выбор блюда и напитка становится проще.

Для рестораторов, идущих в ногу со временем, альтернативой традиционного меню стали планшеты и внедрение системы WI-FI для изучения меню через смартфоны. Главный плюс цифрового меню – наличие высококачественных изображений блюд, видео и анимации. Клиент на экране видит ингредиенты, используемые поваром. Подобная информационная составляющая дает полное право увеличить средний чек. Владельцы ресторанов выигрывают от внедрения высоких технологий. При смене сезона, вкусов гостей и ассортимента отпадает необходимость печатать новое меню.

Креативные идеи ресторанного бизнеса

Свобода выбора концепции привлекает предпринимателей. Работу ресторатора часто сравнивают с творчеством художника, а заведение представляют в виде чистого холста. Творите! Что хотите и как хотите, без правил и ограничений. Вот несколько работающих советов, не нуждающиеся в финансовых вложениях.

Знай наших

Если персонал знает постоянных клиентов в лицо и по именам, готов сразу предложить любимое блюдо – для Вашего ресторана это огромнейший плюс. Человек приходит в бар или кафе за вкусной едой, отменным сервисом и комфортом. Если персонал всегда улыбается, слушает, а главное слышит пожелания и предпочтения клиентов, они обязательно это оценят. Люди любят доброе и уважительное отношение. Для официантов же это означает заметное увеличение чаевых. Эмоциональная связь важна. Клиент понимает, что его помнят и ценят, с радостью возвращается к Вам вновь, проводит не один час, даже если ценовая политика ресторана несколько завышена. И если друзьям понадобится совет, куда пойти вечером, он в ярких красках расскажет о Вашем заведении.

Поговори со мной, бармен

Диалог у барной стойки для клиента – способ решить свои проблемы, получить поддержку или скоротать время. За виски, мартини или пивом определенная категория посетителей рассчитывает на диалог с барменом. Владельцу одного калифорнийского бара пришла в голову идея приглашать за стойку представителей разных профессий. У него трудились архитекторы, экономисты, бухгалтеры, юристы. В результате бар превратился в уникальное явление. Каждый гость получал квалифицированную помощь, заплатив только за алкоголь и закуски. «Бармены» также оставались в плюсе. Они получали новых клиентов по своей непосредственной специальности.

Новые технологии на службе общепита

Используйте возможности Интернета для достижения популярности. Современный человек проводит в интерактивном пространстве большое количество времени. Для офисных сотрудников и молодых людей киберпространство – едва ли не основа жизни и работы. Просите своих гостей по окончании ужина заполнить небольшую анкету на 5-6 вопросов, где они укажут адрес своей электронной почты или иные «виртуальные» контакты. Объясните, что это позволит им пользоваться привилегиями от ресторана, включая скидки. В течение одного-двух месяцев после запуска проекта, Вы сможете провести аналитику и понять, что нужно клиенту – оповещение о новинках меню, анонс акций и специальных предложений. Отличный способ привлечь внимание потенциальных клиентов – организовать заказ блюд через мобильные приложения или мессенджеры, чтобы к прибытию в ресторан стол уже был сервирован.

Геймификация для клиентов – удачный маркетинговый ход в ресторанном бизнесе

Эффективным решением некоторых зарубежных рестораторов стало вовлечение посетителей в игру, за которую полагается поощрение или награда. В результате поход в ресторан воспринимался не только как повод оценить мастерство шеф-повара, но и часть квеста. Например, те, кто за месяц попробовал десять сортов пива, получал диплом «Магистр пива», кружку с логотипом бара, кепку или футболку. Благодарность за то, что делает человек ежедневно, мотивирует вернуться вновь. Наймите компьютерного администратора для организации трансляции событий в зале через сайт в режиме онлайн. Еще один вариант игры – соперничество, желание быть лучшими представителями своей страны. Правда подойдет этот вариант больше интернациональным барам или ресторанам в курортных городах. Устройте битву «кто больше выпьет», записывая результат в заранее закрепленную или нарисованную на стене таблицу. Так составляется рейтинг самых веселых государств. Причем, чем дольше идет акция, тем больше желающих вывести свой народ в лидеры.

Ресторан – это комплекс, над которым работает множество специалистов. Комфортная обстановка – результат трудов дизайнера и проектировщика. Вкусная еда – мастерство шеф-повара и надежное оборудование. Популярность и прибыль – дело владельца и маркетолога. Здесь в большинстве случаев не надо изобретать велосипед. Используйте идеи, опробованные на практике и доказавшие свою эффективность. Они не требуют многомиллионных финансовых вложений, а порой и вовсе бесплатны. Так что дерзайте! Если иметь свой ресторан – Ваша цель, вполне реально прийти к ее реализации! Путь будет короче, если Вы примете помощь профессионалов.