Анализ рынка мобильных приложений в России

Рынок мобильных приложений в России

Разработка приложений для мобильных устройств – это процесс, при котором приложения разрабатываются для небольших портативных устройств, таких, как КПК, смартфоны или сотовые телефоны. Эти приложения могут быть предустановлены на устройство в процессе производства, загружены пользователем с помощью различных платформ для распространения ПО или являться веб-приложениями, которые обрабатываются на стороне клиента (JavaScript) или сервера.

Какие мобильные приложения заказывают в России

К нам приходит множество запросов на разработку мобильных приложений. На основе последних 500 заявок мы провели исследование по сегментам, получилось что-­то такое:

Рынок мобильных приложений в России

Каталоги в данном случае имеют самый широкий смысл: это интернет-­магазины, списки продукции, услуг, т. е. те случаи, когда основной механикой приложения является выбор каких-­либо сущностей из множества. Исключением являются приложения для ресторанного бизнеса и доставки еды, они вынесены в отдельную секцию.

Мессенджеры так же популярны. Как правило, это аналоги уже существующих решений на рынке с небольшими отличительными чертами. Под утилитами подразумеваются приложения, выполняющие какую­-то узкую задачу, например заметки, диктофоны, журналы ссылок, календари и т. п.

Пищевая промышленность включает в себя вышеупомянутые приложения для ресторанного бизнеса, доставку пиццы, суши и другие каталоги еды. Автомобили ­это мойки и такси. Вернее сначала такси, а потом мойки, т. к. заявка на создание приложения этой тематики приходили, наверно, из каждого города.

Интересными с точки зрения популярности являются именно автомобильные приложения и мессенджеры: каждую неделю поступает минимум одна заявка в этих направлениях. Скорее всего это связано с кажущейся простотой реализации этих продуктов: оба типа приложений выглядят довольно несложно, а огромный успех существующих аналогов на рынке постоянно подогревает интерес в этой области.

Кто заказывает мобильные приложения и зачем?

Около 60% от всех заказов это существующий бизнес. Под этим подразумевается не ведение какой-­то вообще предпринимательской деятельности авторами идеи, с создание мобильного приложения как инструмента к уже работающему делу.

Как правило, целью в этом случае является частичный переход в мобильный сегмент: за последние годы количество клиентов, получающих свои услуги и приобретающие товары через мобильное приложение в процентном отношении устойчиво растет, поэтому приходится перемещать свое медиа­присутствие в те информационные области, куда идет движение.

Иногда целью является и расширение клиентской базы, однако эта причина редка: у большинства компаний пользовательский портрет более или менее четко выражен, реализация же других каналов рекламы практически всегда подразумевает получение других групп аудитории, под которых нужно адаптировать предлагаемые товары и услуги. Получить дополнительный сегмент клиентов можно, но конкурировать с теми, для кого этот сегмент является основным и кто присутствует на этом рынке долго, тяжело.

Рынок мобильных приложений в России

Начать свой бизнес с мобильного приложения хотят соответственно около 40% заказчиков. Опять же, это может быть (в большинстве случаев это именно так) не первый их бизнес, но сама идея является частью отдельного бизнес-­плана. Как правило, это интернет­-магазины, каталоги услуг, и, также, вышеупомянутые такси и мессенджеры. Цель в создании мобильного приложения заключается в сокращении дистанции до пользователя, в персонификации указываемых ему услуг и, как следствие, в его удержании на протяжении более длительного времени.

Насколько это выгодно?

Если приложение разрабатывается для существующей клиентской аудитории, то приложение при должной реализации и продвижении может ощутимо улучшить позиции вашего бизнеса. Хорошие перспективы расширить клиентскую базу и повысить качество оказываемых услуг есть тогда, когда значительная часть вашей аудитории уже использует мобильные приложения.

Например, если у вас есть сайт и он играет важную роль в привлечении клиентов, крайне важно ознакомится со статистикой захода через мобильные устройства. Если же их практически нет, то можно говорить о том, что мобильное приложение не принесет большой пользы.

Если же мобильное приложение задумывается как новый бизнес, то важно понимать ваши конкурентные преимущества, полезность приложения и стоимость привлечения клиентов. Среди наших клиентов в 85% случаев старт нового бизнеса происходит в существующей конкурентной среде. В 15% в чистом поле.

Рынок мобильных приложений в России

Если конкуренты у приложения уже есть, то отличительные стороны у новой задумки должны быть достаточно сильны чтобы перевесить инерционность пользователей. Особенно, это актуально для мессенджеров и других социальных приложений: пользователи в них общаются тесными группами и мотивация в переходе должна быть сильной.

В том случае, если конкурентов нет, то в первую очередь следует задатся вопросом почему. Как бы ни было это грустно признавать, однако, как правило, причина заключается в том что это просто не работает.

Так же необходимо иметь в виду тот факт, что стоимость привлечения нового пользователя в мобильное приложение в среднем в 5 раз выше чем стоимость одного нового посетителя на сайте. Т. е. с тем же бюджетом через сайт вы приведете в пять раз больше клиентов, чем через приложение.

Таким образом мобильное приложение для существующего бизнеса с аудиторией, активно использующей мобильные устройства в своей повседневной жизни, имеет хорошие перспективы для развития, и, как правило, не встречает серьезных препятствий на пути своего роста. Реализация же новых идей часто связано со многими рисками и требует тщательного профессионального анализа, но в случае успеха позволяет занять прочные позиции в существующих или только открывающихся нишах.