Сравнительный анализ франчайзинговых предложений на рынке России

Как выбрать франшизу в кризисное время? Среди множества предложений можно увидеть франшизы надежных компаний, предоставляющие качественную поддержку партнерам. Если вы планируете приобретение франшизы, узнайте, как отличить фейк от настоящей франшизы
Подробный анализ франчайзинг-предложения
Подробный анализ франчайзинг-предложения

С недавнего времени замечен интересный тренд: в разгар кризиса на рынке появляется гигантское количество франшиз. Среди многих вариантов, вызывающих сомнение, попадаются и хорошие франшизы компаний жизнеспособность бизнес-технологий которых вполне доказана.

Это франшизы надежных компаний, имеющих свои технологические инновации и предоставляющие качественную поддержку своим партнерам. В кризис таким фирмам тоже бывает нелегко, но т. к. они стоят на твердой почве – им и их партнерам значительно проще вынести все тяготы и невзгоды, которые связаны с трудностями, возникающими в экономике. Человеку, не опытному в деле покупки франшизы, иногда тяжело отличить хорошую франшизу от плохой и некачественной.

Эта статья предназначена для тех, кому предстоит сделать это в ближайшее время. Здесь мы сделаем попытку разобраться, как отличить фейк от настоящей франшизы.

Что делает франшизу ценной

Выделим ряд маркеров.

Узнаваемость

Бренд, узнаваемость компании, наличие хорошей репутации – представьте себе Сабвей рядом с ларьком «Сочная шаверма» или магазин Quelle и местную барахолку. Зарабатывать можно как в том, так и другом случае, но уровни бизнеса существенно различаются и это очевидно.

Система бизнеса

Стандарты и система бизнеса – вы просто копируете бизнес в своем регионе, он работает по принципу конвейера и все четко прописано в инструкциях. Например, инструкции качественных франшиз в сфере общественного питания детально описывают технологию приготовления всех своих блюд.

Технологии и нововведения, отличающие франчайзера от всех других компаний

К подобному роду вещей относится уникальное программное обеспечение, специфика производства, особенные скрипты, отличный сервис или даже корпоративная культура.

Поддержка мощной команды специалистов и экспертный анализ

Распространенная и проверенная практика – покупать франшизу как дополнение к основному бизнесу. За счет этого, можно быстрыми темпами освоить новое направление, даже если нет глубоко понимания механизма функционирования данной сферы. Естественно, что, в любом деле своя специфика – но для этого и существуют франшизы.

Система повышения квалификации, обучения и переподготовки

Сюда входят как стажировки, так и различные вебинары, проводимые франчайзерами, школы подготовки персонала, что в особенности актуально для парикмахерских, салонов красоты и схожих заведений.

Система контроля качества базового продукта (товар или услуга) и минимизация расходов

Минимум трат, максимум производительности и прибыльности. Если начинаешь делать что-то с нуля – тратишь очень много денег, в силу того, что не знаешь механики бизнеса. Франшиза решает эту проблему и экономит большое количество времени. Партнеры и менеджеры «Икеа» скорее всего не озабочены теми же вопросами, что и недавно запустившаяся фабрика мебели в Урюпинске.

Франшиза – это залог минимизации рисков и максимизации рентабельности

Трудно представить, что кто-то в серьез станет доказывать, будто совершенно любой человек в состоянии воспроизвести успех бизнеса, очевидно, что очень многое зависит от личности бизнесмена. Порой прекращают свое существование и отделения крупных банков или рестораны быстрого питания популярных брендов. Если постараться, можно обанкротить и универсам «Пятёрочка» в спальном районе.

Однако фактически рентабельность, масштаб и узнаваемость центральной компании, как и темпы увеличения количества ее партнеров говорят в пользу покупки франшизы данной компании. Имеющая большое количество открытых точек и узнаваемая фирма, например, какая-нибудь «Пятерочка», даже при определённых минусах, значительно менее рискованное предприятие, нежели стартап, который в подавляющем большинстве случаев будет вынужден прекратить сове функционирование, как только иссякнут финансы инвесторов.

Стоит при этом заметить, что есть франчайзеры, готовые разделить часть рисков с франчайзи, работать в формате долевого партнерства или выкупить товар, который не был распродан, однако это довольно редкий случай. Иные способы проверки надежности франшизы – затребование фин. отчетов предприятия , документации связанной с налоговой составляющей, визит в главный офис или на производство. В значительном количестве случаев франчайзеры не станут предоставлять эти сведения– что говорит о том, что бизнес не так прозрачен и безупречен, как это пытаются изобразить.

Покупка франшизы – это, в первую очередь, выбор бренда. Следовательно, до переговоров лучше запросить товарный знак компании и брендбук. Разумнее выбирать фирму, которая попадала в поле вашего зрения или вы пользовались ее услугами.. Не помешает прочесть отзывы клиентов и сотрудников предприятия в интернете..

Всегда стоит обращать пристальное внимание, на то, что именно вы подписываете: договор коммерческой концессии или договор на оказание информационных услуг. Разница между этими вещами достаточна велика. Необходимо проследить, чтобы договор детально фиксировал все, что было обещано франчайзером– и в каком размере.

Проверка успешности дела франчайзера и его партнеров

Желательно поговорить с ними лично, в случае отсутствия возможности – по телефону. Лучше всего, съездить к ним и проверить все прямо на месте. На самом ли деле функционируют те точки и представительства, о которых говорит франчайзор? Также стоит воспользоваться предоставляемыми услугами и посмотреть, как фирма работает. Это, к тому же, даст возможность проверить, отвечает ли компания своей же системе завяленных стандартов. И наконец, необходимо прояснить все вопросы , связанные с поддержкой ,которую обязуется оказывать франчайзор.

Проведем сравнительный анализ 3 франшиз, выбранных с помощью генератора случайных чисел, со средней стоимостью около 250 000 рублей

Аутсорсинговая компания «Персональное решение»Студия «Оранжевый слон»Салон красоты «Риапиор»
Тип бизнесаПодбор и аренда персоналаПродажа в розницу товаров для детского творчестваСалон красоты, студии маникюра и парикмахерские
ИнновацииПодбор нужного персонала для конкретного проекта до 50 человек за 15 минутПопулярные брендовые товары для детского творчества и мастер-классыОтсутствует
Конкурентные преимуществаГарантия качества предоставляемых услуг, оперативная замена персонала по требованию, оперативный подбор персонала с гео-привязкой и требуемыми компетенциямиУзкая специализация, низкая конкуренция в сегменте.Отсутствует
Опыт бизнеса8 лет8 лет (по другим сведениям – 10 лет)8 лет
Свои филиалы1 в Санкт-Петербурге105
Точки по франшизеБолее 40356 (по другим сведениям – 432)0
Общие инвестиции в старт бизнесаОт 200 000 руб. (включая паушальный взнос)От 480 000 руб. (включая закупку и право на использование бренда)От 2 млн руб.
Окупаемость ( в месяцах)От 4 месяцев (есть кейс от 2 месяцев)От 3 месяцевОт 12 месяцев
Прибыль1 789 000 рублей в годОт 3 000 000 рублей в годОт 100 000 в месяц
Оборот центрального отделенияОт 1 000 000 руб в месяцНеизвестно; оборот точки от 350 000 руб.Не известен
Лицо компании и репутацияДенис Решанов, миллионер года, один из лучших бизнесменов Санкт-ПетербургаИзвестный бренд, неоднократный участник ТВ-передачСайт и промо-материалы умалчивают об этом
Наличие рекомендаций лидеров мнений в бизнесеПроверена и одобрена мировыми лидерами в области бизнес-аудита и консалтинга Deloitte и Ernst & Young, рекомендации политиков и бизнесменовФраншиза вошла в тройку лучших в сфере детского творчества по мнению ФорбсОтсутствуют
Отзывы клиентовЕсть – более 50 рекомендательных писем крупных компанийЕстьЕсть
Отзывы партнеровЕстьЕстьОтсутствуют
Успешные кейсыЕстьЕстьОтсутствуют
Адекватность финпланаПроверена 50 франчайзи в регионахДаНе проверена, требуется экспертиза
Готовность предоставить отчетностьГотовыНе известноНет
Тип договораНе известноНе известноДоговор предоставления услуг
ФранчпакетРазрабатывался внутри компании в течение года, огромная подробная инструкция и документация в системе безопасного доступаПостроен на многолетнем опыте компанииРазрабатывался на аутсорсе
Формы организации поддержки франчайзиЕсть отдел поддержки франчайзинга и отдел качестваЕсть кураторОтсутствует
Стажировка, обучениеЕстьЕстьНет
ДопуслугиПомощь в получении госсубсидииАвторские методики, разработки и видео-уроки для проведения платных занятий с детьмиНет
Предоставляют ли ПО или системы автоматизации управления бизнесомДа: собственная ИТ-система и сервис по подбору рабочих рядом с домомНе требуетсяПредлагают использовать 1С
Есть ли патенты и лицензииНе известноЕстьНет
Уникальные технологииСистема безопасного доступаСобственное производство продукцииНет
Методики работыПрописаны в стандартах вплоть до скриптов общенияЕстьОбщие должностные и прочие инструкции
Брендбук, фирменная одеждаЕстьЕсть, предоставляется дизайн-проектНет
Ценовая политикаРегиональные партнеры сами выбирают стоимость своих услугПредоставляются специальные цены для франчайзиЕдиная
СертификацияЕстьТовары сертифицированыНет
Маркетинговое сопровождениеЕсть: трафик с общероссийского сайта компании, индивидуальный сайт, ведутся рекламные кампании в контекстной рекламеПрисутствие на корпоративном сайте и участие в рекламных кампанияхНет
Контроль качества и соблюдения стандартовЕстьЕстьНет
ВыводНадежная франшизаНадежная франшизаКрайне сомнительная франшиза

Не всякая франшиза может претендовать на доверие и инвестиции. Перед тем как принять решение о покупке той или иной франшизы, внимательно изучите компанию по тем критериям, что описаны в этом материале, тем самым вы увеличите свой шанс сделать правильный выбор!

© Игорь Саблин, «Персональное решение»

Ещё много интересного