
С недавнего времени замечен интересный тренд: в разгар кризиса на рынке появляется гигантское количество франшиз. Среди многих вариантов, вызывающих сомнение, попадаются и хорошие франшизы компаний жизнеспособность бизнес-технологий которых вполне доказана.
Это франшизы надежных компаний, имеющих свои технологические инновации и предоставляющие качественную поддержку своим партнерам. В кризис таким фирмам тоже бывает нелегко, но т. к. они стоят на твердой почве – им и их партнерам значительно проще вынести все тяготы и невзгоды, которые связаны с трудностями, возникающими в экономике. Человеку, не опытному в деле покупки франшизы, иногда тяжело отличить хорошую франшизу от плохой и некачественной.
Эта статья предназначена для тех, кому предстоит сделать это в ближайшее время. Здесь мы сделаем попытку разобраться, как отличить фейк от настоящей франшизы.
Что делает франшизу ценной
Выделим ряд маркеров.
Узнаваемость
Бренд, узнаваемость компании, наличие хорошей репутации – представьте себе Сабвей рядом с ларьком «Сочная шаверма» или магазин Quelle и местную барахолку. Зарабатывать можно как в том, так и другом случае, но уровни бизнеса существенно различаются и это очевидно.
Система бизнеса
Стандарты и система бизнеса – вы просто копируете бизнес в своем регионе, он работает по принципу конвейера и все четко прописано в инструкциях. Например, инструкции качественных франшиз в сфере общественного питания детально описывают технологию приготовления всех своих блюд.
Технологии и нововведения, отличающие франчайзера от всех других компаний
К подобному роду вещей относится уникальное программное обеспечение, специфика производства, особенные скрипты, отличный сервис или даже корпоративная культура.
Поддержка мощной команды специалистов и экспертный анализ
Распространенная и проверенная практика – покупать франшизу как дополнение к основному бизнесу. За счет этого, можно быстрыми темпами освоить новое направление, даже если нет глубоко понимания механизма функционирования данной сферы. Естественно, что, в любом деле своя специфика – но для этого и существуют франшизы.
Система повышения квалификации, обучения и переподготовки
Сюда входят как стажировки, так и различные вебинары, проводимые франчайзерами, школы подготовки персонала, что в особенности актуально для парикмахерских, салонов красоты и схожих заведений.
Система контроля качества базового продукта (товар или услуга) и минимизация расходов
Минимум трат, максимум производительности и прибыльности. Если начинаешь делать что-то с нуля – тратишь очень много денег, в силу того, что не знаешь механики бизнеса. Франшиза решает эту проблему и экономит большое количество времени. Партнеры и менеджеры «Икеа» скорее всего не озабочены теми же вопросами, что и недавно запустившаяся фабрика мебели в Урюпинске.
Франшиза – это залог минимизации рисков и максимизации рентабельности
Трудно представить, что кто-то в серьез станет доказывать, будто совершенно любой человек в состоянии воспроизвести успех бизнеса, очевидно, что очень многое зависит от личности бизнесмена. Порой прекращают свое существование и отделения крупных банков или рестораны быстрого питания популярных брендов. Если постараться, можно обанкротить и универсам «Пятёрочка» в спальном районе.
Однако фактически рентабельность, масштаб и узнаваемость центральной компании, как и темпы увеличения количества ее партнеров говорят в пользу покупки франшизы данной компании. Имеющая большое количество открытых точек и узнаваемая фирма, например, какая-нибудь «Пятерочка», даже при определённых минусах, значительно менее рискованное предприятие, нежели стартап, который в подавляющем большинстве случаев будет вынужден прекратить сове функционирование, как только иссякнут финансы инвесторов.
Стоит при этом заметить, что есть франчайзеры, готовые разделить часть рисков с франчайзи, работать в формате долевого партнерства или выкупить товар, который не был распродан, однако это довольно редкий случай. Иные способы проверки надежности франшизы – затребование фин. отчетов предприятия , документации связанной с налоговой составляющей, визит в главный офис или на производство. В значительном количестве случаев франчайзеры не станут предоставлять эти сведения– что говорит о том, что бизнес не так прозрачен и безупречен, как это пытаются изобразить.
Покупка франшизы – это, в первую очередь, выбор бренда. Следовательно, до переговоров лучше запросить товарный знак компании и брендбук. Разумнее выбирать фирму, которая попадала в поле вашего зрения или вы пользовались ее услугами.. Не помешает прочесть отзывы клиентов и сотрудников предприятия в интернете..
Всегда стоит обращать пристальное внимание, на то, что именно вы подписываете: договор коммерческой концессии или договор на оказание информационных услуг. Разница между этими вещами достаточна велика. Необходимо проследить, чтобы договор детально фиксировал все, что было обещано франчайзером– и в каком размере.
Проверка успешности дела франчайзера и его партнеров
Желательно поговорить с ними лично, в случае отсутствия возможности – по телефону. Лучше всего, съездить к ним и проверить все прямо на месте. На самом ли деле функционируют те точки и представительства, о которых говорит франчайзор? Также стоит воспользоваться предоставляемыми услугами и посмотреть, как фирма работает. Это, к тому же, даст возможность проверить, отвечает ли компания своей же системе завяленных стандартов. И наконец, необходимо прояснить все вопросы , связанные с поддержкой ,которую обязуется оказывать франчайзор.
Проведем сравнительный анализ 3 франшиз, выбранных с помощью генератора случайных чисел, со средней стоимостью около 250 000 рублей
Аутсорсинговая компания «Персональное решение» | Студия «Оранжевый слон» | Салон красоты «Риапиор» | |
---|---|---|---|
Тип бизнеса | Подбор и аренда персонала | Продажа в розницу товаров для детского творчества | Салон красоты, студии маникюра и парикмахерские |
Инновации | Подбор нужного персонала для конкретного проекта до 50 человек за 15 минут | Популярные брендовые товары для детского творчества и мастер-классы | Отсутствует |
Конкурентные преимущества | Гарантия качества предоставляемых услуг, оперативная замена персонала по требованию, оперативный подбор персонала с гео-привязкой и требуемыми компетенциями | Узкая специализация, низкая конкуренция в сегменте. | Отсутствует |
Опыт бизнеса | 8 лет | 8 лет (по другим сведениям – 10 лет) | 8 лет |
Свои филиалы | 1 в Санкт-Петербурге | 10 | 5 |
Точки по франшизе | Более 40 | 356 (по другим сведениям – 432) | 0 |
Общие инвестиции в старт бизнеса | От 200 000 руб. (включая паушальный взнос) | От 480 000 руб. (включая закупку и право на использование бренда) | От 2 млн руб. |
Окупаемость ( в месяцах) | От 4 месяцев (есть кейс от 2 месяцев) | От 3 месяцев | От 12 месяцев |
Прибыль | 1 789 000 рублей в год | От 3 000 000 рублей в год | От 100 000 в месяц |
Оборот центрального отделения | От 1 000 000 руб в месяц | Неизвестно; оборот точки от 350 000 руб. | Не известен |
Лицо компании и репутация | Денис Решанов, миллионер года, один из лучших бизнесменов Санкт-Петербурга | Известный бренд, неоднократный участник ТВ-передач | Сайт и промо-материалы умалчивают об этом |
Наличие рекомендаций лидеров мнений в бизнесе | Проверена и одобрена мировыми лидерами в области бизнес-аудита и консалтинга Deloitte и Ernst & Young, рекомендации политиков и бизнесменов | Франшиза вошла в тройку лучших в сфере детского творчества по мнению Форбс | Отсутствуют |
Отзывы клиентов | Есть – более 50 рекомендательных писем крупных компаний | Есть | Есть |
Отзывы партнеров | Есть | Есть | Отсутствуют |
Успешные кейсы | Есть | Есть | Отсутствуют |
Адекватность финплана | Проверена 50 франчайзи в регионах | Да | Не проверена, требуется экспертиза |
Готовность предоставить отчетность | Готовы | Не известно | Нет |
Тип договора | Не известно | Не известно | Договор предоставления услуг |
Франчпакет | Разрабатывался внутри компании в течение года, огромная подробная инструкция и документация в системе безопасного доступа | Построен на многолетнем опыте компании | Разрабатывался на аутсорсе |
Формы организации поддержки франчайзи | Есть отдел поддержки франчайзинга и отдел качества | Есть куратор | Отсутствует |
Стажировка, обучение | Есть | Есть | Нет |
Допуслуги | Помощь в получении госсубсидии | Авторские методики, разработки и видео-уроки для проведения платных занятий с детьми | Нет |
Предоставляют ли ПО или системы автоматизации управления бизнесом | Да: собственная ИТ-система и сервис по подбору рабочих рядом с домом | Не требуется | Предлагают использовать 1С |
Есть ли патенты и лицензии | Не известно | Есть | Нет |
Уникальные технологии | Система безопасного доступа | Собственное производство продукции | Нет |
Методики работы | Прописаны в стандартах вплоть до скриптов общения | Есть | Общие должностные и прочие инструкции |
Брендбук, фирменная одежда | Есть | Есть, предоставляется дизайн-проект | Нет |
Ценовая политика | Региональные партнеры сами выбирают стоимость своих услуг | Предоставляются специальные цены для франчайзи | Единая |
Сертификация | Есть | Товары сертифицированы | Нет |
Маркетинговое сопровождение | Есть: трафик с общероссийского сайта компании, индивидуальный сайт, ведутся рекламные кампании в контекстной рекламе | Присутствие на корпоративном сайте и участие в рекламных кампаниях | Нет |
Контроль качества и соблюдения стандартов | Есть | Есть | Нет |
Вывод | Надежная франшиза | Надежная франшиза | Крайне сомнительная франшиза |
Не всякая франшиза может претендовать на доверие и инвестиции. Перед тем как принять решение о покупке той или иной франшизы, внимательно изучите компанию по тем критериям, что описаны в этом материале, тем самым вы увеличите свой шанс сделать правильный выбор!