Учет бланков строгой отчетности

Учет бланков строгой отчетности

Во исполнение требований пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ).

Правительство РФ своим постановлением от 31.03.2005 № 171 (далее – Постановление) утвердило Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение).

Первое, на что хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков – пунктом 2 Постановления решена судьба бланков строгой отчетности, которые были утверждены до вступления в силу Закона № 54-ФЗ.

Судьба данных документов после появления закона № 54-ФЗ, безусловно, интересовала налогоплательщиков, в связи с чем еще в 2003 году появились разъяснения контролирующих органов о легитимности «старых» бланков строгой отчетности (письмо МНС России от 23.06.2003 № БГ-10-22/406, письма Минфина России от 14.07.2003 № 16-00-12/24, от 05.08.2003 № 16-00-12/29).

Постановление же ставит точку в обсуждении данного вопроса, указывая на то, что «старые» бланки строгой отчетности могут применяться заинтересованными лицами до утверждения новых форм бланков, но в любом случае не позднее 1 января 2007 года. Налогоплательщикам поставлены четкие временные границы, в пределах которых должна быть решена проблема организационного характера – утверждение новых форм бланков.

Однако для налогоплательщиков решение этого вопроса может оказаться непростым. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РФ от 30.07.1993 № 745, изданным во исполнение статьи 1 ранее действовавшего Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», инициатором утверждения Минфином России формы бланка строгой отчетности для того или иного вида деятельности, помимо заинтересованных министерств и ведомств, могло быть любое юридическое лицо.

В соответствии же с пунктом 3 Положения формы бланков по-прежнему будут утверждаться Минфином России. Однако при этом изменен круг инициаторов – к таковым отнесены:

  • заинтересованные органы государственной власти (с учетом статьи 77 и 78 Конституции РФ в систему органов государственной власти входят федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ);
  • Центральный банк РФ;
  • организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

С учетом приведенных положений нормативных правовых актов в случае возникновения у организаций обоснованной потребности в утверждении Минфином России нового бланка строгой отчетности, таким организациям сначала придется объединиться по профессиональному признаку с тем, чтобы объединяющая организация могла инициировать перед Минфином России утверждение соответствующих бланков (либо каким-то образом «заинтересовывать» органы государственной власти).

Пунктом 12 Положения предусмотрено еще одно не очень приятное новшество в применении бланков строгой отчетности, состоящее в том, что Положение обязывает Минфин России утверждать бланки на определенный срок, что неизбежно будет приводить к необходимости постоянного отслеживания ситуации с актуальностью бланков.

Теперь остановимся на требованиях, которые предъявляет Положение к бланкам строгой отчетности, которые будут утверждаться в развитие Закона. Многим налогоплательщикам памятны требования налоговиков, настаивающих на том, что все бланки строгой отчетности должны быть зарегистрированы в налоговом органе, в противном случае налогоплательщиков регулярно пытались привлекать к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККМ.

Однако такой порыв налоговых органов не был поддержан Минфином России, который своим письмом от 11.01.2001 № 16-00-24/73 разъясняет, что регистрация бланков строгой отчетности в налоговых органах не предусмотрена. Положение становится преемником нормативных правовых актов в данном вопросе, не предусматривая обязанности налогоплательщика по регистрации бланков строгой отчетности в налоговых (или каких-либо иных) органах.

Перечень обязательных реквизитов, которые должны иметь место на бланке строгой отчетности, приведен в пунктах 5 и 6 Положения:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • вид услуг;
  • единица измерения;
  • стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета;
  • наименование должности, ФИО лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Для бланков, предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, предусмотрены следующие обязательные реквизиты:

  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк;
  • вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров;
  • стоимость услуги в денежном выражении.

Пунктом 8 Положения предусмотрена норма, в соответствии с которой в случае если заполнение той или иной строки бланка невозможно ввиду отсутствия у организации или индивидуального предпринимателя соответствующих показателей, в строке ставится прочерк. Особый интерес у налогоплательщиков должен вызвать пункт 7 Положения (его специально рассмотрим после пункта 8), который гласит, что «…на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж)…».

Правило, которое озвучено в данном пункте Положения, в очередной раз сталкивает контролирующие органы и налогоплательщиков в споре об обязательности изготовления бланков строгой отчетности только типографским способом.

Позиция органов государственной власти по данному вопросу (только типографский способ) нашла отражение, в частности, в письме МНС России от 15.04.2002 № АС-6-06/476, а также в письме Минфина России от 26.11.2002 № 16-00-24/61.

Давайте попробуем оценить правомерность подобного утверждения. Обращают на себя внимание используемые в Положении Правительством РФ следующей формулировки. Положение, указывая на необходимость отражения на бланках строгой отчетности выходных типографских данных, не относит указанную информацию к обязательным реквизитам такового, что позволяет утверждать, что данный реквизит является факультативным.

Нельзя забывать и про пункт 8 Положения, который позволяет не заполнять те реквизиты, которые не могут быть заполнены ввиду отсутствия соответствующей информации. Более того, пункт 10 Положения указывает на то, что проставление серии и номера на бланке осуществляется изготовителем бланков (опять-таки не указано, что только типографским способом).

Надо отметить, что тезис контролирующих органов о необходимости изготовления бланков строгой отчетности только типографским способом очень легко вошел в нашу жизнь и, к сожалению, был принят налогоплательщиками за аксиому.

Если же обратиться к нормативным правовым актам, касающимся оформления бланков строгой отчетности, то мы находим ответ на поставленный вопрос. Пунктом 2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105 по согласованию с ЦСУ СССР, предусмотрено, что «…бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом)…».

Данный документ в настоящее время действует в части, не противоречащей вновь принятым документам, регулирующим вопросы документооборота в бухгалтерском учете. Поскольку Минфином России вопрос оформления бланков строгой отчетности напрямую не урегулирован, то упомянутый документ может применяться налогоплательщиками.

Документ же Минфина СССР недвусмысленно указывает на то, что бланки строгой отчетности могут быть изготовлены налогоплательщиком самостоятельно посредством печатной и копировальной техники.

Более того, непонятно, зачем фискалам вообще понадобилось предъявлять к налогоплательщикам указанное требование? МНС России в письме от 15.04.2002 № АС-6-06/476 разъяснило, что лицензия на печать бланков строгой отчетности не является обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности, бланки в налоговых органах регистрации не подлежат….

Таким образом, любая организация может напечатать бланки строгой отчетности по заказу третьего лица, которое сможет использовать их без каких-либо ограничений со стороны органов государственной власти.

Возникает резонный вопрос: «Почему же, по мнению контролирующих органов, организация не может напечатать указанные бланки для себя?». Позиция фискалов является непоследовательной и не согласующейся с положениями нормативных правовых актов. Ведь бланки строгой отчетности являются «строгими», не потому, что кто-то их контролирует, а потому, что сам налогоплательщик должен обеспечить строгий контроль за их обращением.

Об этом, в частности, говорят пункты 14-19 Положения, а также пункт 6.2 упоминавшегося Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, предполагающий, что бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.

Хранение копий использованных бланков строгой отчетности (корешков), подтверждающих получение наличных денежных средств в оплату реализованных услуг, должно осуществляться в течение срока не менее 5 лет.