Бухгалтерский учет и налогообложение расходов на рекламу

Бухгалтерский учет и налогообложение расходов на рекламу

Реклама – один из основных компонентов успеха компании. Сегодня она – эффективный инструмент для упрочения положения на рынке. Рекламные расходы предприятия должны быть учтены в соответствии с законом.

Вопрос бухгалтерского учета рекламных расходов относится к числу спорных из-за разночтений при классификации мероприятий, носящих рекламный характер. Компания вправе рекламировать свою продукцию любым удобным способом. Реклама может размещаться в СМИ, на бигбордах, в интернете и т. д. При кажущейся очевидности применения рекламы, нередко между налоговыми органами и налогоплательщиками возникают нешуточные споры по поводу учета рекламных затрат при начислении налога на прибыль и признания расходов на рекламные мероприятия.

Налоговым кодексом разрешен учет расходов на рекламу по фактическим затратам, а также принятие этих расходов при начислении налога на прибыль, однако контролирующие органы нередко бывают не согласны с подобным подходом.

Реклама или информация о компании

Реклама способствует эффективному развитию компании, позволяя ей определить свое место на рынке и привлечь потребителей. Рекламой можно считать информацию, распространенную любыми средствами и способом, который фирма посчитала приемлемым для себя. Адресована реклама всегда неограниченной аудитории и предназначена для привлечения интерес к товарам и услугам, и должна способствовать продвижению на рынке. Рекламируемым может быть продукт, работа или услуга, полученные в результате деятельности компании.

Важно различать рекламу с данными о виде деятельности, услугах и другой информацией о компании, товарах, изготовителях и поставщиках. Эти сведения не являются рекламой.

Норматирование

Учет расходов на рекламу зависит от направления деятельности фирмы и места размещения рекламы. Но существует ряд положений, применимых ко всем видам затрат на рекламу. При налогообложении рекламные расходы можно учитывать в случае, если они оправдались экономически, могут быть документально подтверждены, направлены на получение дохода от деятельности компании и не входят в перечень затрат, не учтенных при налогообложении.

Подтвердить расходы можно, имея договор о размещении рекламы, акт выполнения работ и все платежные документы. Особенность отражения расходов на рекламу в налоговом учете состоит в их разделении на учитываемые в полном объеме (нормируемые) и частично учитываемые (ненормируемые).

К ненормируемым расходам относят затраты, предназначенные для (п. 4 ст. 264):

  • рекламы посредством СМИ и телекоммуникационных сетей;
  • световой и другой наружной рекламы;
  • участия в выставках, экспозициях, ярмарках, для оформления витрин, демонстрационных залов, изготовления рекламных каталогов и брошюр.

Другие рекламные расходы относят к нормируемым, и относят к налогообложению прибыли в размере, не больше 1% выручки от продажи (ст. 249). Рассчитывают граничный размер нормируемых расходов на рекламу без НДС и акцизных сборов.

Опытные бухгалтеры советуют вести учет рекламных расходов в специальном налоговом регистре. Это связано с несовпадениями затрат в бухгалтерском и налоговом учете. Единой формы налогового регистра нет, поэтому организация может разработать собственную форму, закрепив ее в своей учетной политике. В этой форме должны содержаться:

  • название регистра;
  • дата составления;
  • измерители операции;
  • наименование хозяйственной операции;
  • фамилия и подпись ответственного лица.

Методы признания доходов

В гл. 25 НК указаны два признательных метода доходов и расходов:

  • • начисление;
  • • кассовый метод.

При применении метода начисления организация руководствуется статьей 272. Согласно п. 1 статьи рекламные затраты признаются в том отчетном периоде, к которому они относились. Это не зависит от времени и формы выплат (денежными средствами или другой формой оплаты). Если связь между расходами и доходами четко не определена или определена косвенно, налогоплательщики самостоятельно распределяют затраты.

Если в течение предыдущих 4 кварталов выручка от продажи (без НДС) не превышала в среднем 1 млн. руб. за квартал, часто используют кассовый метод. Применение этого метода признания происходит добровольно. Даже в тех случаях, когда выручка от реализации не превысила предельного показателя, установленного п. 1 ст. 273, организация вправе воспользоваться методом начисления. Перейти к использованию нового метода можно только с началом следующего налогового периода.

Если прибыль слишком велика

В ситуации, когда нормируемые расходы на рекламу в отчетный период превысили 1% от выручки (предельный размер), компания может учесть часть суммы в следующих отчетных периодах того же календарного года (п. 44 ст. 270). Происходит превышение, когда при росте суммы выручки от продажи увеличивается граничная сумма нормируемых затрат на рекламу.

Минфин также допускает принятие к вычету суммы НДС по рекламным расходам сверх нормы, которые не вычтены ранее. Сделать это возможно в периоды, когда данные затраты были учтены при налогообложении.

Во всех остальных случаях налогообложение товаров будет зависеть от затрат организации. Передача товаров (работ, услуг) для рекламы, затраты на покупку или изготовление которых не более 100 руб., НДС не облагается. Под действие НДС не попадает и раздача рекламной продукции, если затраты на ее приобретение были учтены при налогообложении прибыли. Если при приобретении товаров, которые были переданы в рекламных целях, было потрачено более 100 руб., продукция облагается НДС.

Соблюдение формы

В бухгалтерском учете компании можно признать расходы на рекламу, если:

  • затраты произведены по договору и в соответствии с нормативными актами;
  • возможно определить сумму расходов;
  • существует уверенность, что результатом операции станут экономические потери.