Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) – база данных, содержащая сведения о коммерсантах. Реестр существует и в цифровой форме, и в «бумажной». Ведет данный перечень налоговая инспекция, именно в эту службу нужно обращаться, когда появляется необходимость внести изменения в данные.
ЕГРИП был создан по аналогии с ЕГРЮЛ (Реестр для юридических лиц), принятого несколько раньше. Цель создания ЕГРИП — тотальная регистрация всех индивидуальных предпринимателей на территории РФ.
В ЕГРИП сохраняются все сведения о создании и прекращении деятельности предпринимателя, и персональные данные о самом ИП. В реестре также отражены данные паспорта, свидетельства о регистрации ИП, лицензий, если они нужны для работы. Данные о лицензиях, их предоставлении и прекращении предоставляют лицензирующие органы.
Кроме этого, ЕГРИП сохраняет данные об ИП, как об экономическом субъекте:
- ИНН, дата постановки на учет;
- коды по ОКВЭД;
- дата и номер регистрации ИП в Пенсионном фонду, ФСС и ФОМС;
- сведения о расчетных счетах;
- данные о прекращения деятельности.
Достаточно часто предпринимателям в процессе деятельности приходится изменять данные в ЕГРИП. При этом некоторые изменения вносятся на добровольной основе, а другие должны быть изменены обязательно.
К обязательным изменениям относятся, в частности, изменения паспортных данных. Для таких изменений установлен срок, составляющий три рабочих дня, при нарушении которого предусмотрено наказание. Правда, применяются санкции крайне редко. Исключением можно считать случаи продолжительного и сознательного непредставления данных.
Добровольно можно вносить изменения в ЕРГИП, если нужно исправить ошибку в паспортных данных. Подобные неточности затрудняют предпринимателю получение лицензии или могут помешать при заключении сделки.
Изменения при смене места жительства, которое указано в реестре, при их добровольности можно отнести и к обязательным, поскольку связь с налоговой инспекцией и всеми внебюджетными фондов происходит через указанный адрес. Впрочем, нарушение такой связи не в интересах предпринимателя.
Если изменился вид деятельности ИП или он решил добавить вид деятельности для увеличения маневренности, придется обновить коды ОКВЭД и зафиксировать их в ЕРГИП.
В случае прекращения деятельности ИП также необходимо внесение изменений. Такие случаи наблюдаются нечасто, при сбоях или ошибках в электронном документообороте. Закончив работу в ИП, рекомендуется какое-то время сохранять оригиналы ликвидационных документов.
Какие документы нужны при внесении изменений в ЕГРИП
Для внесения корректив об ИП необходимо представить определенный набор документов:
- заявление о внесении изменений (ф. Р24001);
- копия документа для подтверждения достоверности сведений. (При смене фамилии, например, предполагают копию нового паспорта);
- выписка из ЕГРИП (см. «Получение выписки из ЕГРИП самостоятельно»)
- копия свидетельства о регистрации ИП;
- копия паспорта;
- контактные данные.
При смене паспортных данных (ФИО или гражданства) необходимы копии следующих документов:
- заявление формы Р24001 (листы А, Б или Г, Ж);
- заполненные страницы паспорта;
- свидетельство ИНН;
- свидетельство о регистрации с указанием ОГРНИП;
- свидетельства о браке при смене фамилии или документа, подтверждающего смену гражданства, или других, подтверждающих смену, документов.
При смене прописки нужен следующий список документов:
- заявление формы Р24001 с листами В и Ж;
- прошитая и пронумерованная ксерокопия всех заполненных листов паспорта;
- свидетельство ИНН (копия);
- свидетельство о регистрации ИП (с ОГРНИП) (копия).
При изменении информации о добавлении или исключении кодов ОКВЭД.
Индивидуальный предприниматель должен самостоятельно сообщать об изменениях в налоговые органы. Это, прежде всего, нужно самому предпринимателю, так как размер страховых взносов зависит от кодов ОКВЭД. Нужно уточнить, что детализацию уже внесенного кода можно не вносить.
Список документов:
- заявление (ф. Р24001), заполнить листы Е и Ж.
- свидетельство ИНН (копия);
- свидетельство о государственной регистрации (ОГРНИП) (копия).
Как самому сдать документы в налоговую инспекцию
Заполните заявление и распечатайте его. После этого можно готовить пакет документов:
- Листы заявления прошивают белыми нитками, завязав на последней странице узелок и заклеив бумажным прямоугольником с надписью «Прошито и пронумеровано ……… листов» и личной подписью.
- Заявление подписывают на листе Ж.
- Копия паспорта должна быть сшита, как описано в п. 1.
- Копии документов, подтверждающих изменение Свидетельства о регистрации, ИНН, фамилии.
- Необходимо иметь с собой оригинал паспорта.
- При сдаче документов инспектор налоговой выдаст расписку и сообщит о дате, когда изменения будут внесены. На эту процедуру отводится 5 дней.
- В назначенное время обратитесь в налоговую с распиской и паспортом, чтобы забрать документы.
- В обязанности налоговой входит сообщение об изменениях в ПФР и ФСС, но будет нелишним убедиться в этом самостоятельно.
Как отправить подготовленные документы почтой или передать с помощью представителя
При такой форме передачи документы необходимо заверить у нотариуса копию паспорта и заявление. При действиях через представителя, потребуется также оформление нотариальной доверенности.
- При обращении к нотариусу понадобятся следующие документы:
- Заявление (ф. Р24001) без подписи на листе Ж;
- Паспорт и его копия;
- Свидетельство о государственной регистрации;
- ИНН;
- При необходимости, документы на смену фамилии;
- При передаче документов налоговую через представителя, он должен присутствовать при посещении нотариуса.
- У нотариуса заявление будет прошито и вы подпишете лист Ж.
- Документы следует вложить в конверт, составить опись вложения и отправить заказным письмом или вместе с доверенностью передать представителю.