Что такое трудовая книжка, или Инструкция по заполнению трудовой книжки

Трудовая книжка, или Образец заполнения трудовой книжки

Правила заполнения трудовой книжки. В наши дни трудовая книжка стала единственным подтверждением официального трудоустройства и стажа работы, который просто необходим для начисления пенсии. Поэтому она должна быть заполнена грамотно и в соответствии со всеми существующими, сегодня правилами.

Как внести записи о приеме или увольнении в трудовую книжку

Во-первых, все записи должны заноситься в трудовую книжку только арабскими цифрами в следующей последовательности: число, месяц и год, который должен быть обозначен четырьмя символами. При этом не допускается зачеркивание или сокращение каких-либо записей, например, «пр» вместо слова приказ, или «пер» – переведен. Если нужно внести изменения, то следует указать, что запись от такого-то числа является недействительной.

Если же работника перевели на новую должность или уволили по необоснованным причинам, то в последствие подобное решение было признано недействительным, а сотруднику выдается новая трудовая книжка с пометкой на титульном листе «дубликат».

Во-вторых, особого внимания требует заполнение титульного листа трудовой книжки сотрудника предприятия. В полной форме должны быть указаны фамилия, имя и отчество работника. Тут же необходимо отметить дату его рождения: число, месяц и год рождения, которые должны быть подкреплены паспортом или иным удостоверяющим личность документом. Какие-либо сведения об образовании также вносятся в трудовую книжку на основании выданных ранее документов – аттестата, свидетельства или диплома.

После заполнения вех необходимых строк работник должен внимательно все прочитать и оставить свою подпись на титульном листе в знак согласия с тем, что там указано. Затем пометку должен подписать специалист отдела кадров, который производил заполнение данной книжки.

Любые изменения в записях титульного листа трудовой книжки должны вноситься на основании паспорта или иного документа. При этом может быть зачеркнуты прежние данные одной линией и надписаны новые, а ссылку на соответствующие документы на внутренней стороне обложки и заверяются печатью работодателя и его подписью.

В-третьих, особое внимание необходимо обратить на третью графу трудовой книжки – сведения о работе. Здесь в идее заголовка необходимо указать полное наименование организации.

Под ним в первой колонке ставится порядковый номер вписываемой записи, а в соседней – дата приема на работу сотрудника. В третьей колонке вносятся данные о приеме на работу, должность наемного специалиста с пометкой о его квалификации. 4-ая же графа необходима для того, чтобы оставить запись о должности, профессии, разряде.

В-четвертых, если сотрудник был премирован за успехи в работе денежной или иной премией, то сведения об этом в обязательном порядке должны быть отражены в трудовой книжке работника.

В частности следует указать наименование организации, порядковый номер данной записи, затем данные о самой награде и указание лица, которое распорядилось о поощрении сотрудника. Не лишним будет и указание причин, которые послужили поводом для вручения награды, даты и номера распорядительного документа.

В-пятых, указание сведений и причин, послуживших поводом для увольнения сотрудника, должно быть внесено должным образом, ведь в противном случае у бывшего работника предприятия могут возникнуть претензии к прежнему работодателю.

Чтобы этого не произошло, внимательно заполняйте соответствующие графы и разделы трудовой книжки. Увольнение или прекращение трудового договора должно соответствовать существующим в отечественном законодательстве нормам и правилам.

Таким образом, необходимо в 1 графе поставить порядковый номер данной записи, после чего в соседней колонке нужно указать настоящую дату увольнения сотрудника с данного предприятия. А в третьей графе ставится запись о поводе, который послужил причиной увольнения, в соседней же колонке – упоминается документ, на основании которого и было произведено данное мероприятие, а также подпись ответственного за это лица, распоряжение работодателя и дата принятия решения.

Как внести в трудовую книжку сведения об увольнении работника

Согласно современному законодательству, датой увольнения или расторжения трудового договора считается последний день работы сотрудника на данной фирме, если же иного варианта не предусмотрено дополнительным соглашением между работодателем и его наемным сотрудником.

В то же время, если увольнение было произведено по статье 77 ТК Российской Федерации, то соответствующая запись должна быть занесена в трудовую книжку.

Если же поводом для прекращения трудового договора стал, например, пункт 4 или 10-ый данной статьи, то они не указываются в данном документе, так как в данном случае причины увольнения не зависят от работодателя.

Так же запись об увольнении по инициативе работодателя отмечается в трудовой книжке, в том случае если причиной для этого стала 81 статья ТК или иные основания, предусмотренные законом Российской федерации. Статья 83 ТК содержит сведения об основаниях, которые считаются независимыми от воли работодателя и сотрудника, по которым может быть прекращено сотрудничество между двух сторон.

Словом, во всех случаях, когда происходит увольнение сотрудников, должны быть зафиксированы в трудовой книжке, при этом всегда должны быть отмечены статьи и специальные документы, которые и послужили основанием для принятия данного решения. Некоторые статьи прекращения трудовых взаимоотношений между работодателем и его подчиненными предоставляют бывшим работникам право на получение некоторых льгот, то о них также должна стоять отметка в трудовой книжке.

Причем, во время занесения такой записи в документ должны быть указаны и причины, на основании которых бывший работник, теперь может надеяться на некие выплаты или иные льготы. В трудовой книжке сотрудника должны быть указаны основания, которые были приняты во внимание для увольнения или приеме на работу в связи с переводом с одной должности на другую, а также о переходе в подчинение к новому работодателю.

Выполнено это должно быть также согласно существующим сегодня правилам и требованиям современного трудового законодательства, которое и лежит в основе осуществления данных мероприятий. Так, при условии, что сотрудник переходит на новую работу, а, следовательно, меняет и непосредственного начальника, в третьей графе трудовой книжки в разделе под названием «Сведения о работе» необходимо указать на каком основании производится перевод сотрудника – по его желанию или же с его согласия.

На новом месте в данной графе ставится отметка о том, что все действия были произведены в соответствие с пунктом 3.1 инструкции по заполнению с трудовой книжкой. При этом ставится отметка о переводе сотрудника с прежнего места работы и основания для принятия данного решения.

Если же говорить об увольнении работника в связи с переводом в другое подразделение или же офис к другому руководителю, то в трудовой книжке должна быть оставлена запись о том, что данные действия были произведены согласно 5-му пункту 77-ой статьи Трудового законодательства нашего государства.

Сотрудники отдела кадров на новом сете работы должны внимательно изучить предоставленную соискателем трудовую книжку и все существующие в ней записи. Кроме того, они должны указать полное наименование данной организации и, если существует, то и сокращенный вариант названия в третьей графе раздела, который называется – «Сведения о работе» настоящей трудовой книжки. Здесь же должна появиться отметка о том, на какую должность принимается данный специалист, а уже в четвертую колонку вносятся данные выборного органа, дата и порядковый номер данной записи.

Правила оформления дубликата трудовой книжки

Сотрудники коммерческой организации, которые занимаются оформлением документов во время приема на работу или же увольнения сотрудников должны грамотно заполнять еще и дубликат трудовой книжки, который выдается работнику в нескольких случаях.

В частности они должны всегда помнить, что повторный экземпляр выдается сотруднику на основании 1-6 разделов инструкции о заполнении трудовой книжки и всех соответствующих документов. В то же время, если данный специалист ранее уже работал на данном предприятии, то в первую очередь в 3 графе сначала указывается общий стаж или указывается временной период, когда данный человек работал в этой компании без перерыва.

Однако нужно помнить, что при этом должна стоять в трудовой книжке отметка о документах, на основании которых и было принято данное решение. Согласно современному трудовому законодательству, общий или так называемый суммарный стаж получается в результате суммирования полного количества лет и месяцев, которые данный специалист проработал на данном предприятии.

Кстати, при подсчете стажа нужно учитывать даже дни, которые были полностью отработаны конкретным специалистом, а вот уточнений, у какого именно начальника цеха или наименование отдела, где он прежде числился, в какой именно должности или за что он именно отвечал, не требуются. Достаточно будет общей записи и итоговой цифры, которая и ляжет в основу формирования стажа в момент начисления пенсии данному работнику.

Следующим шагом при определении общего стажа, должно стать подкрепление внесенной в трудовую книжку записи по данному поводу соответствующими документами. Все это должно быть сделано детально: каждый период работы должен иметь документальное подтверждение, а также необходима подпись специалиста и прежнего работодателя.

Другими словами, подобная запись должна осуществляться согласно следующему алгоритму: в третьей графе трудовой книжки проставляется полное наименование коммерческой или иного типа организации, в которую ранее был принят данный специалист. Здесь же должно быть указано наименование структурного подразделения, название должности. На которой данный мастер работал или будет впредь осуществлять должностные обязательства, кроме того необходимо указать квалификацию и профессию соискателя на ту или иную должность, во второй колонке отмечается дата приема на работу.

Не должны быть упущены записи о том, что данный работник переводился с одного места на другое и причина для данного действия. В 4-ой колонке сотрудник отдела кадров должны указать название, дату и номер документа, который собственно и стал основанием для данных записей.

Кроме того, оригиналы документов, подтверждающих общий стаж, должны быть переданы владельцу, но перед этим с них следует снять копию и прикрепить к личному делу сотрудника.