Правила создания презентации от Стива Джобса

Как провести презентацию в стиле Стива Джобса

Умение правильно преподнести себя – одно из самых важных, от него зависит очень многое: от карьеры до потенциальной зарплаты и стоимости вас как специалиста на рынке труда.

Правильное использование этого умения на практике помогает завуалировать и даже компенсировать существенные недостатки. Это очень важно не только в обычном повседневном общении, но и во время значимых публичных выступлений. Вот почему ораторские способности и ваше собственное мастерство в качестве выступающего должны постоянно совершенствоваться.

Как это воплотить на практике

Ничего чрезмерно сложного нет, просто старайтесь много наблюдать и периодически проверять на практике жизнеспособность полученной информации. Но не всегда в жизни вам могут лично встретиться безупречные ораторы, тогда стоит обратиться к видеозаписям действительно самых лучших.

Таковым был Стив Джобс – действительно успешный и многосторонне развитый человек, поверьте, лучшего мастера презентации вы вряд ли найдете. Посмотрите его выступления, обратите внимание, как он общается с людьми, послушайте его голос, манеру говорить, манеру держаться перед публикой и вы действительно научитесь очень многому.

Если вас интересует именно презентация, то обратите внимание на ее следующие ключевые моменты.

Выбор темы, содержание самой презентации и ее оформление

1. Концентрируем внимание на важных деталях

Постарайтесь найти какое-либо важное событие или факт, который можно необычно обыграть, а затем использовать в кульминационный момент вашего выступления. Помните о том, что вы ожидаете в этот момент бурный отзыв публики и определенную эмоциональную реакцию. Именно благодаря правильному подбору таких важных деталей все выступления Стива Джобса были достаточно оживленными и насыщенными.

2. Используйте разделение материала на три части

Джобс постоянно пользовался этим методом: он просто делил свою речь на три части, у каждого представляемого им продукта он мог найти три характеристики, рассказывал о трех причинах и тому подобное. Это объясняется тем, что мозг человека легче и качественнее воспринимает информацию, разбитую аналогичным образом на небольшие части. Научитесь просто структурировать собственную речь, явно выделяя по три или четыре важных момента в каждом смысловом блоке.

Так, у всем известного iPhone было три абсолютно очевидных характеристики:

  • широкоэкранный сенсорный iPod;
  • обычный мобильный телефон;
  • возможность пользования Интернетом.

А если вспомнить его знаменитую речь, произнесенную перед аудиторией Стэндфордского университета в 2005 году, то также можно увидеть практическое использование этого приема.

Стив Джобс рассказывает слушателям три истории:

  • о собственной семье и своем образовании;
  • о чувствах и потерях;
  • о необратимом – о смерти.

3. Сравнивайте и противопоставляйте

Любой проект будет выигрышно смотреться на фоне худшего. И абсолютно нормально выгодно представлять новейший продукт в сравнении с собственными решениями или изобретениями, которые предшествовали ему ранее.

Постарайтесь детально и аргументированно разобраться в плюсах и минусах, делайте это на фоне конкретных иллюстраций, тогда ваши слушатели смогут лучше воспринять информацию. Обязательно ненавязчиво подчеркните свое собственное превосходство. Так однажды сам Джобс достаточно выгодно обратил внимание слушателей на его ораторские способности, причем это было абсолютно непреднамеренно.

Но когда в 2007 году на презентацию нового iPhone пригласили Стена Сигмана – президента широко известной телекоммуникационной компании, то его речь и поведение на сцене очень сильно контрастировали с аналогичными навыками Стива Джобса, с его необыкновенной коммуникабельностью и открытостью к слушателям. На подобном фоне сам Джобс выглядел просто замечательно.

4. Используйте метод сравнения

Он достаточно эффективен и в обычной работе. Его использование поможет клиентам понять, почему приобрести этот товар или продукт более выгодно, чем другой. Что делает этот выбор самым правильным. А если вы как продавец продемонстрируете отличное знание не только особенностей конкретного товара, но и всего рынка аналогичных предложений, то покупатель станет доверять вам еще больше.

Если вы рассказываете о достоинствах нового продукта своим постоянным клиентам, то старайтесь его сравнивать со старыми моделями вашего производства. Для нового клиента лучше сравнить ваш продукт с аналогичными предложениями конкурентов и четко обозначить все преимущества вашего предложения. Используйте в своей речи эпитеты, как это делал Джобс, – например, «отличный», «фантастический», «превосходный». Эти слова выгодно подчеркивают конкретные характеристики товара и сделают вашу речь более эмоционально окрашенной.

5. Используйте визуализацию

Любая успешная презентация должна подкрепляться хорошим качественным иллюстрированием, но очень важно не делать чрезмерно много надписей на слайдах – это раздражает аудиторию и отвлекает ее внимание от выступающего. Лучше, когда картинок много, чем пытаться скомпоновать большое количество информации в один смысловой блок. Джобс практиковал помещать 1-2 фразы на слайд. К тому же очень важно «прорепетировать», чтобы смена картинок синхронно производилась с речью оратора.

6. Эффектные заголовки

От них зависит первое впечатление, а оно способно направить беседу в изначально нужное русло. У Стива Джобса было все достаточно просто. Его речи всегда максимально облегчали работу СМИ, которые освещали его выступления. Практически все представляемые продукты уже имели своеобразные лозунги, причем действительно громкие и звучные. Так лозунг iPod – «1000 песен в вашем кармане», Macintosh – «потрясающий до безумия», а сотрудничество с компанией Microsoft сопровождалось призывом «думать иначе».

Как «преподнести»: нюансы невербального общения

1. Установите контакт на уровне глаз

Если ваша задача – выступить перед большой аудиторией, то используйте такой прием. Зрительно связывайте воображаемыми ниточками определенные маленькие группы слушателей, для этого нужно не спеша переводить взгляд от группы к группе. Точно так делал Джобс.

На своих презентациях он сначала обращался к слушателям, сидящим слева, начинал говорить, потом переводил взгляд на «центральных» зрителей, а затем – на правый сектор и заканчивал фразу значимым смысловым утверждением. Если вы вдруг замечаете, что кто-то отвлекается, постарайтесь обратиться к этому человеку зрительно и установить, таким образом, с ним контакт.

Ваша задача – вовлечь всю аудиторию в презентацию, следите за этим. Разумеется, что при небольшом количестве людей это сделать гораздо проще, но и в большой аудитории это также можно сделать, если ваш зрительный контакт с публикой будет постоянным, а вы сами не будете поворачиваться к своим слушателям спиной. Если экран с транслируемым изображением находится сзади вас, а вам нужно обратиться к слайду, то делайте это в пол-оборота. Причем сам Джобс много тренировался, чтобы его речь и а вместе с ней и показ слайдов были синхронными, а он сам не терял контакт со зрителями.

2. Ваша поза должна быть достаточно открытой

Не закрывайтесь от людей, скрещивая руки на груди, пряча их в карманы или сидя в положении нога на ногу. У Стива Джобса таких поз нет. Он выступал непосредственно перед публикой, не используя кафедру, его руки обычно находились на уровне груди, а пальцы слегка соприкасались. Он вел себя как хозяин мероприятия, а не как гость, поэтому аудитория всегда отлично воспринимала его.

3. Научитесь умело и уместно использовать язык собственного тела

Речь идет о жестах. Уместное жестикулирование способно значительно оживить выступление, правильно расставить нужные акценты, привлечь внимание к важным деталям. По сути, ваши жесты становятся своеобразным средством визуализации вашей речи. У Джобса это получалось просто замечательно.

Он жестами мог показать, насколько маленьким получился новый чип, а рассказывая о большой группе товаров, он с помощью разведенных рук показывал ее размер. Если вы не используете жесты для сопровождения своей речи, тщательно контролируете руки, то своим выступлением вы не достигните желаемого результата, поскольку аудитория не сможет вам доверять.

Особенности сюжета выступления

1. Определите свою аудиторию

Во время своего выступления всегда помните о том, что вы это делаете для определенной людской аудитории, которая является своеобразным живым организмом, поэтому общайтесь с ней, задавайте ей простые вопросы, например, что они слышали или знают лично о вашей компании или продукте, о которых пойдет речь. Подобный вопрос станет хорошим началом для вашего выступления.

2. Приглашайте специалистов

Не стесняйтесь приглашать на свою презентацию других специалистов, но их присутствие обязательно должно быть уместным. Таким гостем может быть ваш коллега или представитель той компании, с которой вы планируете сотрудничать. Так однажды Джобс организовал с помощью видеосвязи присутствие Билла Гейтса на презентации о планах взаимодействия и сотрудничества Microsoft и Apple. Аудитория была потрясена и долго аплодировала.

3. Контролируйте эмоциями

Научитесь управлять эмоциями аудитории. Ведь реакция публики на некоторые моменты вашей презентации может быть абсолютно различной. Поэтому очень важно подчеркивать те эмоции, которые в конкретный момент могут быть для вас наиболее выгодными и нивелировать нежелательные.

Если вы вдруг понимаете, что негатив достаточно ощутимый, а у вас не получается его моментально отразить, то просто скажите, что на все вопросы слушателей вы ответите после своего выступления. Этот прием позволит не испортить общее впечатление от вашей речи, а все возражения останутся на потом. А если одобрение аудитории становится явно выраженным, то правильнее всего сделать паузу для позитивных эмоций и улыбнуться.

4. Шутите

Если вы выступаете не первым, а до вас уже высказалось несколько скучных ораторов, то попробуйте пошутить. Так вы практически без труда сможете расположить к себе людей. Можно всего лишь сказать, что совсем скоро будет кофе-брейк и от выслушивания этих нудных выступлений можно будет отдохнуть.

5. Кто не ошибается, тот…

Не бойтесь ошибок или заминок. Все мы – обычные живые люди, и совсем обойтись без ошибок невозможно. В этом случае отлично помогает самоирония. Так однажды сам Стив Джобс, представляя результат совместного проекта с Motorola, немного замешкался, описывая функции аппарата, но тут же улыбнулся и произнес: «Да, затормозил… А у вас обязательно все получится!» Если вы не будете стесняться самоиронии, то публика простит все ваши ошибки и заминки.