Как научить подростка писать сочинение

Как научить подростка писать сочинение

Когда-то все выпускники общеобразовательных школ писали выпускное сочинение. Конечно, писать сочинение дано не каждому, но практически каждый школьник хорошо понимал, какая перед ним стояла задача. Ему нужно было раскрыть тему сочинения, приводя примеры из художественной литературы.

Когда термин «сочинение» себя полностью дискредитировал, ведь с готовых сочинений не списывал только ленивый, его отменили в качестве выпускного экзамена. Но всё возвращается на круги своя – вернулось и сочинение, с лёгкой руки президента России. Только вернулось на новом уровне и в новом качестве.

Теперь сочинение всё-таки претендует на то, чтобы называться сочинением, так как от школьника требуется раскрыть понимание проблемы и выразить свою позицию по отношению к ней. С этим сейчас сложно. Выражать свою позицию привыкли ударом кулака или нецензурными выражениями. Как же научить подростка или любого желающего писать интересное увлекательное сочинение, чтобы не просто получить за него пресловутые баллы, но и продемонстрировать личностное «Я»?

Кто знает, может быть, в будущем из этой личности «проклюнется» знаменитый писатель или грамотный и востребованный копирайтер? Ведь не случайно в Царскосельском Лицее, помимо Пушкина, возникла плеяда знаменитых поэтов. А сколько им всего пришлось сочинять, если они выпускали рукописный журнал.

1. Вступление

Сложнее всего – начинать сочинение. Наверное, каждый второй мучился вопросом: «А с чего начинать сочинение?». Есть разные типы вступлений: историческое, философское, биографическое. Пофилософствовать любят все, поэтому начинать сочинение можно с примера из собственной жизни, случая, с которым когда-то столкнулся, с общего размышления и бренности человеческой жизни.

Важно, чтобы вступление стало толчком к размышлению, чтобы дальше мысли возникали одна за другой. Именно во вступлении может прозвучать главный проблемный вопрос, ответ на который и нужно будет давать в основной части сочинения.

2. Основная часть

Хорошо, если тема сочинения будет представлять из себя проблемный вопрос. Тогда в основной части придётся искать ответы на вопрос, а отвечать всегда легче. Если же тема звучит как просто какое-то название, придётся этот проблемный вопрос формулировать самому. Проблемные вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «как». Связав это вопросительное слово со всеми остальными словами темы, можно получить проблемный вопрос, ответом на который и будет всё сочинение.

Ещё в дореволюционных гимназиях выпускники писали сочинения на философские темы о том, что такое счастье, любовь, честь или долг. Современные школьники утратили представление о многих нравственных понятиях в силу произошедших в обществе перемен. Поэтому ссылаться в своих рассуждениях лучше на опыт классической литературы, нежели современную действительность или просмотренные кинофильмы.

Поэтому будет хорошо, если учащиеся ведут читательские дневники, чтобы записывать туда мысли о прочитанных ими хотя бы на уроках книгах. Кто-то создаёт даже модные сейчас «банки аргументов», ведь любое рассуждение надо подтверждать аргументом (доказательством), иначе такое рассуждение назовут голословным.

В основной части должно быть три-четыре части – не больше. Иначе сочинение станет напоминать какой-нибудь средневековый трактат, а оно должно читаться живо, легко. Все части должны быть выстроены логично, чтобы переход от одной части к другой был понятен любому, даже тому, кто далёк от литературы.

Наиболее важным сейчас моментом оценки является чёткая позиция самого автора сочинения, то есть пишущего. Чтобы выражать позицию по отношению к какой-то конкретной проблеме, нужно хотя бы разбираться в проблеме, видеть возможные выходы, ссылаясь на свой опыт или примеры из жизни хороших знакомых.

Такими «знакомыми людьми» могут быть и литературные герои, чей опыт как раз и призван научить читателя не повторять чужих ошибок. Но опыт можно принять в том случае, если хорошо знаешь эпоху, когда происходили описанные события. Поэтому написать сочинение хорошо может тот, кто много читает, и не только художественной, но и исторической литературы. А знание литературы предполагает и знание имён героев, самих авторов (прискорбно, когда не знают даже инициалов писателя, а уж расшифровать их – высший пилотаж).

3. Заключение

Умение делать вывод – особый разговор. Как часто пишущий, начав своё творение, не может довести до логического конца, не знает, какой сделать вывод из всего сказанного. В этом случае предлагают закончить тем же, что было во вступлении – но другими словами. Тогда композиция сочинения будет напоминать рамку, а это уже некий уровень мастерства, ведь в художественных произведениях такой композиционный приём называется «художественным обрамлением», или проще – «рассказ в рассказе».

Чтобы вывод получился логичным, рекомендуют мысленно спросить у себя: «Что из этого следует?». Тогда как бы отвечая на него, вы и сможете завершить своё творение вполне достойно. Можно опять же ссылаться на мнение известных критиков, философов, афоризмы, пословицы – словом, те мудрые мысли, которые созвучны вашему сочинению.

В заключение важно отметить, что научить писать сочинение, конечно, можно любого, ведь, как сказано в известном фильме, «можно и зайца научить курить». Но важнее понимать, что писать сочинение нужно научиться, то есть учиться самому, постоянно практикуясь и советуясь со специалистом. Тогда уровень мастерства будет неуклонно расти.