Как использовать личные связи на работе

Как использовать личные связи на работе

Использование личных связей на работе многие воспринимают как не очень достойное занятие. Дескать, это попытки добиваться карьерного роста, увеличения зарплаты и прочих поощрений благодаря личным отношениям с людьми, занимающими ключевые позиции в фирме или учреждении.

Тут можно сказать только одно: это неверный и устаревший взгляд. Потому что в современных условиях личные связи – не инструмент манипулирования людьми, а действенная система профессиональных контактов, в результате которых пользу получаете и вы, и ваши партнеры.

На основе чего строятся личные связи

Итак, согласно новым наработкам в области психологии менеджмента, для того чтобы успешно функционировать, добиваться поставленных целей и хорошо зарабатывать, необходимо создавать вокруг себя сеть личных (профессиональных) связей. Но при этом главное не в том, чтобы познакомиться как можно с большим числом людей, а в том, чтобы оказывать помощь и получать ее. То есть важен взаимообмен. Нужно быть готовым не только принимать, но и в такой же степени отдавать. Как видим, никаких бессовестных манипуляций и неприкрытого использования людей в корыстных целях. Сеть строится на основе взаимной поддержки.

Личные связи и поиск работы

Для многих ценность личных профессиональных связей кроется именно в возможности найти благодаря им работу. Причем это весьма распространенное явление. Так, согласно статистическим исследованиям, более 80% людей трудоустраивались при помощи личных связей. В этом нет ничего удивительного. Работодатель заинтересован в том, чтобы кандидат на вакансию был профессионалом, умел работать в команде, проявлял адекватность, покладистость, стрессоустойчивость и не страдал от вредных привычек. Кто может гарантировать этот набор качеств, если не человек, близко знакомый с кандидатом на должность?

Да что там говорить, многие из нас все свои работы находили благодаря личным контактам. В последнюю фирму, где я по сей день работаю, вообще персонал набирался исключительно по протекции. И в этом был и остается определенный смысл. Потому что сотрудник, который приводил претендента на ту или иную должность, ручался за его профессиональные и человеческие качества.

«Плюсы» и «минусы» протекционизма

Однако во многих компаниях при наборе персонала не поощряется протекционизм. Считается, что это не способствует хорошему моральному климату в коллективе. Даже если чей-то «ставленник» зарекомендует себя самым положительным образом, продемонстрирует хорошую профессиональную подготовку, лояльность и доброжелательность, многие из сотрудников все равно будут относиться к нему недоверчиво. А руководитель поостережется лишний раз похвалить и поощрить свого протеже, опасаясь упреков в некритичном отношении к нему.

Впрочем, некоторые новые сотрудники, устроившиеся на работу благодаря личным связям, действительно, начинают вести себя недопустимо, полагая, что близкое знакомство с начальством дает им право на особое положение в коллективе. Так что не удивительно, что трудоустройство по протекции приветствуется далеко не во всех фирмах.

Личные связи и успешная деятельность

Однако существует сфера деятельности, где личные связи воспринимаются как неоспоримое благо. Мы говорим о современном бизнесе. Согласно одному американскому исследованию, 90 процентов руководителей крупных компаний используют личные контакты в повседневной работе. Благодаря этому компании процветаю, а сами топ-менеджеры успешно продвигаются по карьерной лестнице.

Нетворкинг

В этой связи даже возникло новое понятие – нетворкинг. Что означает создание сети друзей и знакомых, помогающей решать едва ли не все жизненные проблемы, начиная от устройства ребенка в детсад и заканчивая поиском и нахождением потенциальных клиентов, инвесторов, сотрудников. В основе нетворкинга лежит выстраивание близких устойчивых отношений и взаимная поддержка.

Любопытно, что нетворкинг связан с теорией «шести рукопожатий», которую разработали еще в 60-е годы прошлого столетия американцы: социолог Стенли Милгрэм и психолог Джеффри Трэверс. Суть ее в том, что каждый из нас опосредованно знаком с любым жителем Земли через цепочку общих знакомых. А состоит эта цепочка примерно из шести человек.

Как формируется сеть личных связей

Надеюсь, мы убедили вас в том, что личные связи – неоценимая подмога в современной жизни. Теперь необходимо научиться формировать их. Процесс несложный, но кропотливый. Итак, что нужно для того, чтобы создать сеть профессиональных (личных) контактов.

1. Знакомьтесь

Психологи советуют постоянно расширять круг знакомых и постоянно быть готовым к этому. Проявлять инициативу, делать первый шаг навстречу новому человеку. Для этого используются разные каналы: социальные сети, Интернет, спортклубы, конференции, деловые встречи, курсы повышения квалификации, корпоративные мероприятия и даже дружеские вечеринки.

Но нужно не только знакомиться с другими, но и знакомить своих приятелей и партнеров друг с другом. Люди будут говорить о важных для них и для вас делах, обмениваться мнениями, и вполне возможно, что таким путем будет решена какая-то ваша проблема или реализован ваш проект.

2. Оставляйте и берите визитки

Закажите себе визитки и всегда держите при себе определенное их количество. И обязательно обменивайтесь ими с каждым новым знакомым. Причем психологи советуют не класть полученную визитку немедленно в карман, а просмотреть напечатанное на ней и спросить, по какому номеру и в каких случаях звонить.

Визитки пригодятся и для давно знакомых клиентов: через них ваши личные данные вполне могут стать известны другим потенциальным клиентам. Круг партнеров, таким образом, будет расширяться как будто сам собой. На любом мероприятии, в любом месте вы можете оставить новому собеседнику визитку, и как знать, возможно это даст толчок вашему полноценному деловому общению (см. «7 причин, из-за которых вашу визитку могут выбросить»).

3. Поддерживайте контакты

Полученную от собеседника информацию важно правильно использовать. Создайте электронную базу данных на основе визитки. И не теряйте из виду нового знакомого. На следующий день пошлите ему электронное письмо. Спросите, чем вы можете быть ему полезны. И хотя бы раз в неделю напоминайте о себе.

4. Дорожите любым знакомством

Не пренебрегайте ни одной возможностью завязать контакт. Порой тот или иной человек кажется не представляющим совершенно никакого интереса. Но вы можете ошибаться. Сегодняшний нищий, так сказать, завтра превратится в короля. И каждая встреча не случайна. Поэтому нужно уметь увидеть в, казалось бы, неинтересном человеке глубину и перспективность.

5. Стремитесь помогать

Эффективный контакт строится на искреннем стремлении помочь другому, тогда как его ценность для вас очевидна и так. Он для вас – отнюдь не «нужник», а на самом деле важная и интересная личность. Такое отношение к человеку дает прекрасные плоды. Ощущая ваше живое участие, он проникается к вам симпатией. И как знать, не обернется ли это интересным предложением для вас.

6. Распространяйте только положительную информацию

Ни одного дурного слова о конкуренте. Запрет на информацию, способную погубить деловые отношения. Люди, следующие такому принципу, вызывают уважение и доверие.