Как организовать рабочее пространство в офисе или у себя дома

Как правильно организовать рабочее место в офисе или дома

От того, как устроено рабочее место, напрямую зависит продуктивность нашего труда. И это не досужие выдумки лентяев, которым хорошо работать мешает слишком твердый стул или недостаточно широкий стол. Исследования психологов и нейробиологов доказывают: на нашу эффективность влияет множество факторов, начиная от цвета стен и заканчивая видом из окна. Чтобы качественно и в срок выполнять задания, в полной мере проявлять свое творческое начало и получать удовольствие от процесса, необходимо правильно организовать свое рабочее место. Вот что в связи с этим предлагают специалисты для тех, кто работает в офисе, и для тех, кто занимается фрилансом.

Итак, если ваше рабочее место в офисе

1. Обустройте рабочее место по своему вкусу

Согласно последним исследованиям британских психологов, это очень важный момент. Производительность труда работников, получивших возможность обставить офис по своему усмотрению, повысилась на целых 32% по сравнению с теми, кому было отказано в таком преимуществе! При этом выросла не только работоспособность, но и лояльность по отношению к руководству, укрепилось чувство команды. Кстати, продвинутые руководители компаний не только отдают обустройство рабочих мест на откуп сотрудникам, но и специально выделяют для этого средства.

2. Выбирайте круглую мебель

Если вам повезло работать с толерантным к сотрудникам руководством, которое выделяет им деньги для того, чтобы они по своему вкусу оформили рабочее место, то знайте: мебель с закруглёнными и изогнутыми краями и поверхностями более располагает к трудовым успехам, чем привычные столы, тумбочки и шкафы с прямой и острой кромкой. По мнению психологов, закругленные и изогнутые элементы мебели создают особый уют и комфорт в помещении, а еще, оказывается, активизируют те отделы мозга, которые отвечают за эстетическое восприятие, а значит, стимулируют креативность. От острых же углов мы часто получаем синяки.

Кстати, интересное замечание: если усадить сотрудников за круглый стол, они намного быстрее почувствуют себя одной командой с общими целями, достигнут взаимопонимания и примут правильное решение. Тогда как, сидя за прямоугольным столом, острее почувствуют обособленность и склонность к индивидуализму.

3. Используйте психический эффект цвета, освещения и пространства

Высокие потолки вызывают чувство свободы и активизируют абстрактное мышление, позволяющее ухватывать связь между идеями и явлениями. Вот почему аналитикам лучше «селиться» в переоборудованных помещениях бывших цехов: простор мысли им обеспечен! Цвет стен и потолка также напрямую связан с высокой работоспособностью. К примеру, зеленая и голубая покраска ускоряет рождение идей, принятие решений, красная – позволяет сконцентрироваться на деталях. В голубом кабинете легче сосредоточиться, в желтом – проясняются мысли, в сером и бежевом царит спокойная рабочая обстановка. Освещение по-своему влияет на продуктивность: яркий общий свет обостряет аналитическое и оценочное мышление. Локальное освещение, создающее нечеткость, размытость обстановки, усиливает ощущение свободы и стимулирует творческое начало, поэтому создавать что-то новенькое лучше, включив настольную лампу и выключив верхний свет.

4. Расставьте комнатные растения

Присутствие растений в офисе создает особую атмосферу. По-первых, это эстетично, во-вторых, экологично, ведь цветы в горшках и кадках улучшают состояние воздуха в помещениях. Да и сугубо психологический эффект от их присутствия значителен: уже одним своим видом они снимают стресс, помогают расслабиться после напряженной работы и быстрее восстановиться. Впрочем, не обязательно превращать подоконник в оранжерею – вполне достаточно двух-трех горшков, чтобы комната выглядела уютно и неформально.

И, кстати, раз уж мы упомянули о подоконниках, – очень важно, какой вид открывается из окна офиса. Если вы в любой момент можете повернуться к окну и увидеть прекрасный городской пейзаж, парк или набережную, вам повезло. Одного взгляда, брошенного на природу, достаточно, чтобы почувствовать, как уходит напряжение и обостряется восприятие. Но всем везет с расположением офиса, и если, паче чаяния, вы наблюдаете из окна автостраду или глухую стену противоположного дома, сделайте вот что: повесьте на стену или поставьте на стол несколько фотографий с горными и морскими пейзажами. Еще проще – установить соответствующую заставку на мониторе.

5. Соблюдайте порядок

Конечно, мы не призываем располагать предметы на рабочем столе в соответствии со строгой симметрией, но и заваливать поверхность стола и его ящики бумагами, справочниками и канцелярскими принадлежностями, а еще и личными вещами и едой, не стоит. И не потому, что это кому-то покажется мало эстетичным или вызовет ассоциацию с хаосом. В конце концов, если вам комфортно работать в такой обстановке, то и на здоровье! Но дело в том, что в беспорядочном нагромождении предметов порой бывает трудно отыскать нужный документ, новый стержень для ручки или ежедневник с ценными записями. Так что все же стоит разобраться с содержимым стола. По мнению психологов, это помогает упорядочить мысли и направить их в необходимое русло. Недаром же говорят: порядок на столе – порядок в голове. А сделать это в современных условиях проще простого. Всевозможные контейнеры специально предназначены для того, чтобы в них удобно было хранить все, что вам нужно для работы. Бумаги – в одном месте, книги – в другом, скрепки, кнопки, клей, линейки, ручки и стержни – в другом. Отдельный ящик отведите для фотографий, сувениров и журналов. То, что требуется постоянно, разместите на расстоянии вытянутой руки, все остальное спрячьте.

Если ваше рабочее место дома

Возможность выделить для себя отдельную комнату под кабинет – это замечательно. Во-первых, вы сможете запереться в нем, и вас никто не будет отвлекать от работы. А во-вторых, вы сможете обустроить свое рабочее пространство так, чтобы вам было комфортно и хотелось заниматься делом, а не клонило ко сну и не тянуло к холодильнику. Но если вы не располагаете большой квартирой, и приходится сочетать спальню или гостиную с рабочим кабинетом, то обратите внимание на следующее.

1. Подумайте об освещение

Яркий свет не только прогоняет остатки сна, но и активизирует мозг и бережет ваши глаза. Поэтому рабочее место желательно расположить поближе к окну. Раздвиньте шторы и гардины – ничто не должно мешать проникновению дневного света. Если же такой возможности нет, повесьте над столом зеркало – оно будет улавливать и отражать свет и зрительно увеличивать помещение. Даже если вы расположились у окна, обязательно купите хорошую настольную лампу. Если вам придется работать допоздна, правильное освещение поможет сохранить ясность мысли и продуктивность.

2. Позаботьтесь об уединенности

Ощущение уединенности может дать элементарная ширма. Если вы сидите лицом к окну, поставьте ее у себя за спиной – так вы не только отгородитесь от всего мира, но и будете испытывать психологический комфорт: когда у нас прикрыта спина, мы чувствуем себя в безопасности. Роль ширмы может сыграть стеллаж или небольшой книжный шкаф – важно только правильно разместить то или другое.

3. Купите правильный стол и кресло

Идеальная высота стола – 75 см, а длина столешницы – от 90 см, ширина – от 50 см. С учетом этих параметров и отправляйтесь в магазин. Кресло должно быть удобное, лучше всего ортопедическое, но не на колесиках. Подойдет и обычное кресло с твердой спинкой и подлокотниками. Под поясницу желательно подложить небольшую подушку. Если в столе нет ящиков, из дополнительного оборудования вам понадобятся тумба, где можно сложить папки и держать канцелярщину, а также навесные полки для словарей, справочников и другой специальной литературы.

4. Помните о деталях

Вам, безусловно, понадобится розетка, чтобы подключить компьютер. Придется позвать электрика. Он же подскажет, как разместить провода, чтобы не путаться в них, если вы предпочитаете ноутбуку стационарный компьютер.

5. Заведите комнатные цветы

У рабочего места почему-то принято ставить кактусы – наверное, потому что они не требуют особых условий и ухода. Во всяком случае эти растения придают индивидуальность рабочему уголку и снимают напряжение.

Где бы вы не работали – в офисе или дома – возьмите себе за правило: каждый раз, закончив дела, обязательно уберите рабочее место. Разложите по местам все, чем вы пользовались, выбросите ненужное и протрите влажными салфетками монитор, мышку и столешницу. Завтра, увидев стол в порядке, вам захочется побыстрее сесть за него и заняться делами.