Как контролировать эмоции на работе и почему это вам необходимо

Всегда ли нужно сдерживать или скрывать эмоции и как привычка соответствовать требованиям корпоративной этики сказывается на нашем здоровье. Умение контролировать себя позволяет управлять эмоциями и избегать стрессов и конфликтов.
Как держать эмоции под контролем в любой ситуации
Как держать эмоции под контролем в любой ситуации

Есть ли разница между «властвовать собой» и «подавлять эмоции»? В далеком 19 веке юная чувствительная девушка Татьяна, героиня романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин», получила от Онегина урок: «Учитесь властвовать собой…». В противном случае ― «к беде неопытность ведет».

Выражения «держи себя в руках», «возьми себя в руки» наверняка приходилась слышать каждому. Как правило, их обращают к тому, кто слишком бурно выражает эмоции, которые не нравятся окружающим и которые проявляются в виде раздражительности, крика, слез и истерик.

К тому, что эмоции, особенно негативные, нужно скрывать и не выражать их «на людях», многих из нас приучают с детства. «Стыдно плакать, ты уже большой(ая)», ― слышим мы от родителей. И начинаем опасаться не только плакать «на людях», но и радоваться, чем заслуживаем репутацию черствых, сухарей, заторможенных и замороженных. Хотя порой в душе внешне спокойного человека, производящего впечатление отсутствующего, могут бушевать нешуточные страсти. И то, что он не выражает эмоций, совсем не означает, что он бесчувственный.

Следствием родительских уроков является то, что мы можем подавлять свои эмоции, но не умеем над ними властвовать. А ведь это разные понятия. Умение контролировать эмоции присуще людям эмоционально зрелым. Теми же, кто позволяет эмоциям взять верх над собой, обычно довольно легко манипулировать, поскольку у них эмоции затмевают разум.

Тем не менее, в последние годы психологи все чаще говорят о том, что подавление эмоций вызывает серьезные заболевания, в том числе и онкологические. Человек, подавляющий свои эмоции, сравнивается со сжимаемой пружиной, которая в один прекрасный момент не выдерживает нагрузки и резко распрямляется, готовая поразить все, что попадется на ее пути.

Нельзя забывать и о том, что люди отличаются разными темпераментами, и сангвиники и холерики выражают свои эмоции более бурно, чем флегматики и меланхолики.

Итак, если эмоции не рекомендуется сдерживать, поскольку это чревато негативными последствиями для организма, значит нужно научиться их контролировать. То есть развить в себе такое качество, как самообладание. (Любопытно, что в числе синонимов слова «самообладание» — «хладнокровие» и «бесстрастие».)

Как возникают эмоции

Люди, совершившие под влиянием эмоций поступки, в которых они раскаиваются, когда остынут, говорят, что находились в состоянии аффекта, им «кровь бросилась в голову», они «были не в себе». Одним словом, чувства у них взяли верх над разумом.

Как правило, эмоции завладевают человеком, когда он находится в состоянии сильного душевного волнения. Оно, в зависимости от степени, ограничивает сознание, а порой слух и зрение человека, блокирует его волю, «выключая» способность к анализу и логическому мышлению. Причем происходит это очень быстро ― за какие-то доли секунды. Таким образом, сначала возникает эмоция, потом включается мозг, то есть мозг отстает от эмоции.

Когда человек спокоен, его психологические ресурсы позволяют ему трезво оценить событие и легко решить проблему.

И все же, если бы люди не имели эмоций, они напоминали бы роботов. Эмоции можно назвать даром свыше: положительные ― влюбленность, радость, любовь, счастье, вдохновение позволяют ощутить полноту жизни; отрицательные ― гнев, страх, неудовлетворенность сигнализируют об опасности. Наш организм и сам помогает нам, вырабатывая «гормоны счастья», при нехватке которых негативные эмоции берут верх.

Как контролировать свои эмоции на работе

Как известно, на работу мы ходим работать, а не дружить. И мы не можем выбрать себе коллег по работе так, как выбираем друзей. Это друзья могут нас понять, если мы вдруг позволим себе вспышку обиды, гнева или раздражения, ― и то до определенного предела. На работе подобные вспышки, от кого бы они ни исходили, рано или поздно приводят к конфликту, в который втягиваются все больше участников, принимающих ту или иную сторону. И, когда люди «дружат» друг против друга, им уже не до работы.

Все мы знаем слово «интеллект», означающее способность человека к мышлению, логике, обучению. Но оно еще встречается в паре с другим ― «эмоциональный». Человек, обладающий эмоциональным интеллектом, способен чувствовать и понимать намерения других людей и мотивы их поступков, а также управлять как собственными эмоциями, так и чужими, и не поддаваться стрессам.

Термин «эмоциональный интеллект» стали выделять после того, как оказалось, что некоторые новые сотрудники, прошедшие при приеме на работу традиционные тесты на интеллект, были совершенно не готовы к сотрудничеству в эмоциональном плане. Проще говоря, были эмоционально неустойчивы и склонны к конфликтам.

Психолог Рувен Бар-Он одним из первых создал тесты, определяющие уровень эмоционального интеллекта, а также, по аналогии с аббревиатурой IQ ― коэффициентом интеллекта, ввел аббревиатуру EQ ― коэффициент эмоциональности. Ему же принадлежат 30 работ, посвященных этой важной теме. Как говорят американцы, благодаря IQ вас берут на работу, но карьеру вам помогает сделать EQ.

Итак, чтобы уметь властвовать собой, нужно развивать свой эмоциональный интеллект.

Кроме того, необходимо развивать в себе эмпатию – чувство, позволяющее понимать эмоциональное состояние других людей, «настраиваться с ними на одну волну» и сопереживать им. Особенно важно обладать эмпатией тем, чья работа тесно связана с общением с людьми.

Тот, кто обладает этим качество, не позволит себе оскорбительный тон в общении и прочие грубости и вольности, потому что он может поставить себя на место другого и представить себе его переживания. Чаще всего эмпатия ― врожденная черта характера. Она же свойственна и людям, получившим богатый жизненный опыт, много повидавшим и испытавшим.

Изучаем свои чувства

Также важно научиться анализировать свои чувства и понимать мотивы своего поведения или поступков. Эмоции, вызванные завистью, жадностью, мелочностью, недовольством, неудовлетворенностью и т. п., не только разрушают личность, но со временем становятся причиной болезней.

О связи эмоций и тела, о том, что лечения требует не только больной орган, а весь организм в целом, говорил еще древнегреческий врач Гиппократ. А врач-психотерапевт Франц Александер, проводящий в Чикагском университете исследования по психосоматике, выделил «чикагскую семерку» ― болезни, обязанные своему возникновению состоянию психики человека. К ним относятся нейродермит, язва желудка, заболевания щитовидной железы и др.

Распознаем зарождающийся конфликт

Не игнорировать сигналы, свидетельствующие о назревании конфликта. Конфликты подобны нарыву, который болит и зреет, а потом прорвет. Интуитивно мы понимаем, что в отношениях что-то пошло не так. Например, сотрудники живо обсуждают в наше отсутствие какую-то тему и вдруг замолкают, когда мы заходим в комнату. Или нас перестали приглашать с собой на обед. Так называемых «сигналов» может быть множество, но мы упорно не хотим их замечать, а потом говорим, что конфликт возник внезапно и на ровном месте.

Для начала стоит, пока не поздно, проанализировать ситуацию, ― возможно, именно мы когда-то совершили ошибку, проявив неделикатность или неуважение к кому-то.

Берем паузу

Всем известно правило: «когда тебя охватывают эмоции, досчитай до 10-ти». Смысл в том, что за это время должен включиться мозг, и человек будет действовать обдуманно. Но дело в том, что порой эмоции захлестывают нас настолько, что мы забываем обо всем на свете и несемся на их волнах, потеряв голову. Многим ведь приходилось жалеть о словах, сказанных сгоряча, которые не воробей ― вылетели, не поймаешь.

Медитация, прогулки в парке, рыбалка, вязание и вышивание крестиком ― хорошие средства, чтобы прийти в себя и успокоиться. Но это потом. А как быть сию минуту?

И снова: считаем про себя до 10-ти, 20-ти ― кому сколько нужно, чтобы «включилась» голова. Можно выйти из комнаты, чтобы побыть одному, посмотреть в окно, подумать о людях, которые будут любить нас несмотря ни на что, или о тех, кто уже навсегда покинул этот мир и кому наши проблемы показались бы такими мелочными по сравнению с той чертой, которую перешли они.

Есть люди, которые на работе известны как сдержанные и, казалось бы, их трудно вывести из состояния уравновешенности. Но зато они «отрываются» и «дают прикурить» домашним по возвращении с работы – накопившийся «пар» нужно же выпустить, чтобы не заработать инфаркт. Есть более безвредные «штучки», которые лучше проделывать в одиночестве: побоксировать с подушкой, ударить кулаком по столу, пнуть ногой дверь (ни в коем случае не подвернувшуюся некстати кошку), представить обидчика в смешной ситуации. Можно покричать, потанцевать под Rammstein или под вальс Шостаковича – кому что помогает. Неплохо поговорить с хорошим человеком – самим собой и обсудить ситуацию вслух (конечно, чтобы никто не слышал, как «тихо сам с собою я веду беседу», и не подумал, что пора вмешаться психиатру). Замечено, что «проговоренная» проблема утрачивает свою остроту и делается более приземленной.

Вырабатываем стратегию

В споре конфликтующие стороны обычно занимают следующие позиции:

  • «Я хороший ― и ты хороший». В этой ситуации им проще всего разобраться в причине конфликта и договориться, выбрав решение, устраивающее обоих, или же пойти на компромисс.
  • «Я прав, а ты нет». В этой ситуации, кроме явной конфронтации, ничего ждать не приходится.
  • «Прав ты, а не я». Некоторые люди готовы всегда уступать, лишь бы избежать конфликта. О них говорят, что они приспосабливаются или не имеют своего мнения.
  • «Мы оба не правы». Нередко это говорится, чтобы не раздувать конфликт, хотя внутреннее раздражение остается у обоих.

Чтобы определить, как вести себя в конфликтной ситуации, важно ответить себе на такой вопрос: хочу ли я сохранить хорошие отношения с этим человеком или же он осознанно задел настолько больное место (пытается разрушить наши базовые ценности), что продолжать дальнейшее общение не имеет смысла?

Если результат спора не имеет для нас принципиального значения и мы не хотим рвать отношения, то вполне можем уклониться от ответа или же согласиться с оппонентом.

Говорят, при назревающем конфликте стоит себя спросить: «Ты хочешь быть прав или счастлив?».

По важному для нас вопросу тоже лучше достичь компромисса путем переговоров, чем идти на обострение отношений. В конце концов, каждый имеет право на собственную точку зрения. Говорят, при назревающем конфликте стоит себя спросить: «Ты хочешь быть прав или счастлив?». Ведь наверняка каждый сможет припомнить знакомых, с которыми порой невозможно общаться именно потому, что в любой ситуации они стремятся доказать свою правоту.

Марк Твен очень верно подметил: «Никогда не спорьте с идиотами. Они опустят вас до своего уровня, а потом задавят своим опытом». И это тоже хороший совет, благодаря которому можно избежать соблазна вступить в бесполезный спор и дать волю негативным эмоциям.

В рабочем коллективе немалое значение имеет и расклад сил в конфликте, в частности имеется ли у нас «группа поддержки», не противостоим ли мы всему коллективу и не напоминаем ли одинокого солдата в строю, который считает, что все, кроме него, идут не в ногу.

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Интересные статьи


Можно ли заработать большие деньги честным трудом?

  • {$ item.name $} {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $} %
    {$ item.name $}

Комментарии ({$ added_comments.length + 0 $})

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.