6 советов от эксперта, где и как найти хорошую работу

Владимир Якуба, бизнес-тренер, автор 9 книг, один из самых известных хедхантеров в России, единственный в России ведущий тренингов в формате «реалити», написал для нас колонку о поиске работы.
Как искать работу: советы и рекомендации
Как искать работу: советы и рекомендации

«Около 80% людей не могут найти способ, как превратить любимое дело в работу, получая при этом достойный заработок. Одни готовы трудиться в поте лица на ненавистной должности, ведь зарплата для них имеет наибольшее значение, другие же жертвуют заработком в пользу удовольствия от самого процесса.

Неужели нельзя совместить? Конечно, можно. Ведь остались те 20%, которые уже сделали это». Вы можете пополнить ряды этих «везунчиков». Как? Для этого необходимо изучить простые приемы создания лучшего резюме и поиска той работы, которая подходит именно вам.

1. Работные сайты

4 шага при поиске работы через интернет

1. Резюме

Важно уметь грамотно составить CV. В противном случае его могут просто отфильтровать, добавить в базу или забыть о нем.

У вас есть 8 секунд, чтобы привлечь к себе внимание как к квалифицированному специалисту. Подробно опишите компетенции, которыми вы обладаете. Рассказывая про свою трудовую деятельность, используете цифры и бренды. Уделите особое внимание разделу «дополнительная информация». Ведь с помощью рассказа о своем хобби можно как подтвердить информацию о том, что вы командный игрок, так и с лёгкостью ее опровергнуть.

Не стоит забывать и о том, что резюме нужно регулярно обновлять. Потому как бездействие не приведет ни одного работодателя в восторг.

2. Выбор ресурса и размещение резюме

В вашем распоряжении 2 направления: работные сайты (первично) и социальные сети (вторично). Сайты в интернете имеют ряд преимуществ:

  • отсутствие материальных затрат;
  • «интуитивные» подсказки, которые введут в ваше поле зрения именно то, что вам нужно;
  • размещение отнимает минимум времени и нервов.

Не прибегайте к пассивной технике поиска работы, как это делают многие соискатели:

  • размещают резюме;
  • откликаются на интересующие вакансии;
  • ожидают звонка потенциального работодателя.

Делайте первые шаги самостоятельно.

3. Оптимизация

Нужно добиться заметного увеличения количества просмотров:

  • Заходите в свой аккаунт на сайте, где вы разместили резюме, по крайней мере 2 раза в сутки (скажем, в 10:00 и в 17:00).
  • Жмите «Редактировать» и «Сохранить».

На работных сайтах резюме обновляются по дате редактирования. Когда работодатель вводит в поиск ключевое слово (да, не забудьте указывать их в зависимости от выбранной сферы деятельности, будь то маркетинг, продажи или педагогика), ваше резюме будет в числе первых.

4. Отклики на вакансию

В режиме «закрытое резюме» ваши контакты доступны только зарегистрированным на этом работном сайте компаниям. И шанс обратить на себя внимание работодателя возникает лишь при условии, что вы лично дадите о себе знать.

21 век на дворе. Найдите в интернете сайт понравившейся компании. Позвоните напрямую менеджеру по подбору, руководителю отдела, в котором вы планируете работать, и расскажите о себе, договоритесь о собеседовании. О том, как это сделать дальше.

2. Тайный поиск работы, или резюме-клон

Как обезопасить себя от неприятных разговоров с начальством, если с прежнего места работы вы еще не уволились, но уже находитесь в поисках нового?

Существует 4 вида резюме

1. Классическое

В полной мере соответствующее действительности.

2. Полускрытое

Можно указать только имя и отчество, а графу «фамилия» не заполнять. Просто вместо Алексеев Андрей Андреевич у вас будет Андрей Андреевич или Андреевич Андрей. Работодатель поймет, что вы не желаете, чтобы нынешнее руководство узнало о ваших намерениях.

3. Без названия компании

Кратко опишите, чем занимается компания, в которой вы работаете, приведите цифры, демонстрирующие масштабы деятельности (главное, чтобы информация была правдивой). Например, «одно из крупнейших производственных предприятий штатом в 20 тысяч человек, 30 из которых в моем непосредственном подчинении».

4. Резюме-клон

Можно создать несуществующего человека с данными, похожими на ваши. Например, ваше имя будет — не Алексеев Андрей Андреевич, а Карелин Андрей Андреевич. Должность — не начальник департамента, а начальник отдела, и работаете вы не в Google, а в Яндекс.

«Насколько это этично?» — спросите Вы. Ответ прост: настолько же, насколько этично размещать вакансии-клоны для мониторинга. Так что в обратную сторону это тоже работает.

Итак, алгоритм действий:

  • создание резюме несуществующего человека;
  • размещение его в открытом доступе и регулярное обновление;
  • после того, как резюме будет замечено, корректировка под конкретные требования.

Например, вам на электронный адрес приходит письмо:

«Добрый день, Андрей Андреевич. Ваше резюме показалось нам очень интересным, не хотите ли рассмотреть наше предложение?»

Вы отвечаете:

«К сожалению, на данный момент я не рассматриваю эту вакансию, но могу порекомендовать вам моего коллегу с похожим послужным списком»

Ответ будет, скорее всего, положительным. Таким образом, вы из разряда «с работного сайта» (которые, к слову, многими работодателями считаются «второсортными») перерастаете в рекомендованного соискателя. Повышая тем самым свой авторитет в глазах потенциального работодателя.

3. Прямой выход на вакансию

Чтобы понять, может ли та или иная компания оказаться для вас интересной, нужно узнать о ней как можно больше. В таком деле помогает способ «HR-разведки».

Существует 3 достоверных источника информации, с которыми можно работать

1. Бывшие работники

Такой метод применяют хедхантеры. В социальных и профессиональных сетях они с легкостью находят работника, который ране работал в нужной организации. Обычно последние с легкостью идут на контакт и рассказывают необходимую информацию об условиях, о руководителях и сотрудниках, которые занимаются подбором персонала.

2. Нынешние работники

Опять же средство поиска — социальные сети. Но здесь все гораздо сложнее, нужно использовать смекалку. Те же хедхантеры в подобных ситуациях придумывают легенды. Вот пример одной из них:

– Добрый день, Евгений! Меня зовут Андрей. Я звоню по достаточно неординарному поводу. Вам удобно говорить?

– Удобно.

– Я работаю в похожей сфере. На Facebook, поэтому мне не составило труда узнать ваше имя. Хочу попросить у вас совета. Дело в том, что меня рассматривают на одну из должностей, но в другом департаменте (обязательно нужно упомянуть о департаменте, иначе разговор может не состояться). У меня к вам просьба: не могли бы вы кратко рассказать, какова ситуация в компании? Вероятно, вам сейчас не очень удобно говорить? Давайте созвонимся по мобильному. Запишите мой номер: 8 916 ... Если не возражаете, я запишу ваш…

Скорее всего, собеседник пойдет на контакт. Благодаря вашей открытости он предположит, что вы также можете стать ему полезны (похожие сферы, наверняка вы обладаете какими-нибудь знаниями). К звонку стоит подготовиться, подумать, что конкретно вы можете поведать, а о чем нужно умолчать.

3. Сайты с отзывами

Просто набираете в поисковике название интересующей компании и «отзывы». Есть сайты, которые специализируются на сборе сплетен и открытой публикации фактов. Помните, что негативными эмоциями делятся очень охотно и часто приукрашивают. Поэтому нужно уметь фильтровать информацию.

Итак, вы выяснили, какие компании близки вам по духу. Следующий этап:

  • Составьте список интересующих компаний на любом удобном носителе.
  • Введите в поисковике название компании и должность, которую вы рассматриваете. Например, «Nike директор» (495). В скобках должен быть указан код города, который вам необходим.
  • Если кроме номера телефона ничего узнать не удалось, звоните в приемную и общайтесь с секретарем. Узнавайте о наличии такой должности, с кем можно переговорить и кто принимает решение, используя легенды. Пример одной из таких легенд — в следующем пункте.

4. Самотрудоустройство или job hunting

Данный метод является эффективным и одновременно сложным, требующим смелости и немного хитрости.

Итак, чтобы ваше резюме не затерялось, а было рассмотрено, нужно проявить смекалку. Узнать контакты человека, который занимается подбором на нужную вам должность и ФИО руководителя отдела, в который вы хотите устроиться. Конечно, переговорить с ними.

Предположим, вам нужно выведать у секретаря имя директора по персоналу и генерального директора.

Легенда «Письмо»

– Здравствуйте, компания «Глобус», могу я вам чем-то помочь?

– Добрый день, не подскажете ваш почтовый адрес?

– Город Иркутск, Гагарина, 28.

– А индекс какой?

– 131312

– Могу я узнать имя и отчество директора по персоналу?

– Лебедев Юрий Андреевич.

– А есть ли у него в подчинении девушка, которая занимается подбором персонала? Как ее зовут?

Важна интонация и темп вашего произношения. Нужно чтобы собеседник на противоположном конце провода почувствовал некое давление. Не давайте ему времени на размышления. Секретарь должен подумать о том, что ему звонит руководитель фирмы-партнёра, их клиент. А никак не соискатель, который хочет устроиться на работу.

Говорите так, будто вас в чем-то ущемили или обидели, это настроит секретаря психологически на нужный вам лад. В конце предложения обязательно задавайте вопрос, чтобы у говорящего с Вами, не было возможности спросить что-нибудь.

Три самых действенных способа выхода на работодателей посредством социальных сетей:

  • собственно поиск
  • письмо
  • повторное письмо

Собственно поиск

Вам нужно найти менеджеров, отвечающих за подбор персонала, в потенциальных для вас компаниях. Порядок действий таков:

  1. Открыть people.yandex.ru (этот ресурс помогает совершать поиск сразу в нескольких соц. сетях)
  2. В случае, если название компании уже известно, лучше искать конкретно по каждой платформе. Ведь Яндекс не покажет как минимум 25% аккаунтов.

Итак, благодаря поиску вам удалось найти человека, подходящего по должности и всем остальным параметрам. Теперь переходите к следующей стадии.

Письмо

Вот пример наиболее оптимального текста письма:

Анастасия, доброго времени суток! Меня зовут Алексеев Андрей, я обратил внимание на ваш профиль. Насколько я понимаю, вы занимаете должность менеджера по персоналу в компании ОАО (название)

Хотелось бы узнать, актуальна вакансия менеджера по продажам? Если да, то в какое время вам было бы удобно провести разговор или устроить личную встречу, чтобы обсудить должность более детально?

Что скажете?

Андрей Алексеев,

менеджер по продажам ОАО (название)

+7 916 999-99-99

Расшифровка:

  1. Важно представиться полностью, т.е. назвать имя и компанию. Это несомненно повысит ваш статус в глазах адресата.
  2. Верным решением будет ответить заранее на вопросы, которые могут возникнуть при прочтении. А именно, знакомы ли вы и как вам удалось найти этого сотрудника.
  3. Человек должен понимать, что вы свое письмо адресуете ему не как частному лицу, а как представителю компании. То есть разговор предполагается деловой.
  4. Адресат может счесть вас слишком прямолинейным и наивным, прочитав о вашем предположении об открытых вакансиях. Но, рискнув высказать его, можно попасть «в яблочко».

В случае, если вам не ответили, имеет смысл написать повторное письмо. В нем следует попросить о разговоре уже в более настойчивой форме, но при этом вежливой и деликатной.

5. Кадровые агентства и хедхантеры

Кадровые агентства, беря вас под свое крыло, увеличивают ваши шансы трудоустроиться на 30-40%. Иногда попасть в определенную компанию можно только с их помощью. Потому что другие способы подбора персонала практически не используются.

Кадровые агентства, как известно, зачастую сотрудничают с крупными корпорациями. Если они находят нужного сотрудника, то получают доход примерно 20-25% от его зарплаты. Следовательно, основная задача убедить рекрутера, что ваши профессиональные качества соответствуют требованиям к должности. вы должны быть гарантией того, что консультант сможет на вас заработать.

6. «Ищейки» и рекомендатели

А вы знали, что 1/3 вакантных мест занимают соискатели, которых порекомендовали? Это правда.

На самом деле, круг так называемых «ищеек» может быть гораздо шире, чем вы предполагали. Стоит только внимательнее присмотреться: сослуживцы, друзья друзей, родственники родственников. Пользоваться связями не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Есть 7 правил работы с рекомендателями, которых стоит придерживаться.

  1. Переборите свой страх перед разговором с малознакомыми. Да, психологически это очень непросто, но для человека с активной жизненной позицией и большим желанием устроиться на престижную должность, это необходимо.
  2. Составьте полный список людей, которые, пусть даже теоретически, могли бы вам помочь.
  3. Ваш шанс на успех увеличивается при проведении личных встреч, не ленитесь их устраивать.
  4. Резюме лучше всего передать из рук в руки или отправить по электронной почте. Оно может быть несколько компактнее стандартного.
  5. Будьте терпеливы. Никто не бросится помогать вам сиюминутно, нужно уметь ждать.
  6. Постарайтесь как можно больше узнать о компании, в которую вас собираются порекомендовать. Расспросите об особенностях отношений в коллективе, заработной плате и т.д.
  7. Не забывайте о новых знакомствах. При удобном случае без лишней скромности можно продемонстрировать свои таланты и способности, главное — не переборщить.

Следуя советам, изложенным выше, вы в значительной степени повышаете свой шанс войти в число тех 20% людей, которые довольны своей работой и материальным достатком. Благодаря вашему желанию и упорству у вас обязательно все получится. Успехов!

© Владимир Якуба, BBF.ru

Интересные статьи


Что лучше: 50 000 долларов через месяц или 1 млн через 5 лет?

  • {$ item.name $} {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $} %
    {$ item.name $}

Комментарии ({$ added_comments.length + 1 $})

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.