Как исправить первое плохое впечатление коллег о себе

«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление», ― говорила законодательница моды XX века Коко Шанель. Поэтому нужно постараться при первой же встрече произвести на людей благоприятное впечатление. Тем более что существует утверждение, будто первое впечатление ― самое правильное, потому что оно основано на интуиции. Сколько раз, разочаровавшись в человеке, мы вспоминаем, что при первом знакомстве он нам не понравился!

Впервые встречая человека, каждый из нас мысленно его оценивает: его статус, привлекательность. А затем мы сразу же делаем вывод, «наш» это человек или «не наш». Причем оценку ему мы выставляем едва ли не мгновенно: психологи утверждают, что это происходит в течение двух ― семи секунд, далее впечатление закрепляется.

Быстро окинув незнакомца взглядом, мы успеваем заметить, дорого он одет или дешево, модно или нет, соответствует ли его одежда случаю. Вот и пословица говорит о том же: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Одновременно мы замечаем, привлекателен человек или нет. Если нам его внешность понравилась, мы наделяем его положительными чертами характера: умный, хороший, доброжелательный, искренний. Так уж сложилось, что привлекательные люди чаще вызывают доверие и симпатию. Нам нравятся и те, кто, по нашему мнению, имеет сходство с нами.

Правда, бывает и так, что люди с низкой самооценкой испытывают негативные чувства по отношению к тем, кто им покажется более красивым и более презентабельным, чем они сами. Такой же негатив могут вызывать и люди, у которых все идеально: окружающие пытаются обнаружить в них хоть какой-то изъян.

Работа над ошибками

И вот мы пришли в новый коллектив, сразу же ощутив себя насекомым, попавшим под лупу мощного микроскопа. Ни одно наше слово или движение не остается незамеченным, а через какое-то время мы вдруг обнаруживаем, что коллеги дали нам невысокую оценку. И хотя шансов «отмотать пленку назад» и еще раз произвести первое впечатление у нас нет, возможность поднять свой рейтинг все-таки имеется. Но сначала надо провести работу над ошибками и понять, что мы сделали не так.

Разумеется, если мы хотим работать в этой компании, фирме, коллективе, а не обиженно хлопнуть дверью и уволиться. Кто знает, не отправится ли недобрая молва вслед за нами и ситуация повторится?

Таким образом, ищем причину, по которой у коллег сложилось о нас плохое впечатление. Правда, может быть и так, что дело совсем не в нас, а в их предубежденности, вызванной, например, тем, что кто-то из них хотел привести на наше место свою подругу или родственницу. Или до нас нашу должность занимала коллега, которую, по их мнению, несправедливо уволили. Тогда, если мы не будем вести себя демонстративно и вызывающе, со временем отношения наладятся.

Не стоит только проявлять слабость, заискивать и стараться понравиться ― такое поведение вызовет жалость и снисходительное отношение, и переломить его будет намного труднее.

Итак, в первый же день мы…

1. Сильно опоздали

По какой бы причине это не произошло, не начинаем пространные оправдания вроде: внезапно поломалась машина, захлопнулась дверь, заболел муж и т. п. Все мы знаем настоящую цену таких объяснений. Даже если форс-мажор случился на самом деле, нам вряд ли кто поверит. Коллеги подумают, что солгавший единожды солжет снова и в дальнейшим будут относиться к нам с недоверием. Опоздав, лучше просто извиниться и больше не опаздывать.

2. Выглядим «белой вороной»

потому что оделись не так, как принято в фирме. Колготки в сеточку, шорты, шлепанцы, глубокое декольте, голый живот, слишком короткая юбка, множество ярких украшений, резкие парфюмерные запахи будут неуместно выглядеть в офисе, как и строгий деловой костюм там, где принято одеваться более свободно.

Отрицательное впечатление произведет и слишком дорогая одежда ― коллеги решат, что таким образом мы демонстрируем свой более высокий статус и заявляем о намерении занять позицию лидера.

«Серые моли» и «серые мышки» вызывают жалость и автоматически попадают в категорию тех, с чьим мнением не принято считаться. Совершив оплошность с одеждой, не гнем свою линию, а исправляемся. И тогда о ней быстро забудут. То же самой можно сказать и о макияже: яркий вечерний оставляем для вечера.

3. Решили сразу стать своим человеком

…и начали рассказывать анекдоты, шутить и громко смеяться. В лучшем случае это вызовет смех из вежливости или легкое недоумение. В худшем ― нарвемся на резкое замечание и заслужим репутацию человека легкомысленного и нетактичного, ведь невольно мы можем задеть чье-то больное место.

Юмор, говорят, дело тонкое. А анекдоты часто касаются национальности, политических и религиозных взглядов, сексуальной ориентации, здоровья.

Если мы совершили такой «ляп», что сразу же отразится на лицах коллег, извиняемся и изучаем обстановку и настроения в коллективе. А в дальнейшем, если уж нам так захочется пошутить, мысленно представим реакцию коллег и подумаем, стоит ли это делать или лучше промолчать и рассказать смешной анекдот в тесной компании друзей.

4. Задаем нетактичные вопросы

Неприятие вызывает и излишнее любопытство новичка, особенно вопросы вроде «Женат ли начальник, какое у него образование, машина, сколько детей?», «Мне предложили такую-то зарплату, а сколько платят вам?» или «Я вчера видела вас с симпатичной брюнеткой. Это ваша жена?». У коллег сложится впечатление, что мы пришли не работать, а собирать сплетни. К тому же брюнетка может оказаться совсем не женой, и все знают, что жена ―блондинка из соседнего отдела.

Если мы из какого-то источника знаем о внутренней жизни коллектива, то не стоит завоевывать авторитет, показывая свою осведомленность. К примеру, «Я слышала, ваш сын поступал в университет. Ну как? Поступил?», «Моя дочь дружит с вашей, они встретились вчера в женской консультации. Скоро вы станете бабушкой?». Реакция коллег будет совсем не такой, на которую мы рассчитывали, и мы это сразу поймем по их глазам.

У нас есть одна возможность сгладить неловкость ― извиниться и переключиться на вопросы, касающиеся будущей работы.

5. В ответ на чье-то возможное замечание «взорвались»

Не все коллеги идеальны, и кто-то из «старичков», чувствуя молчаливую поддержку остальных, ведь «дома и стены помогают», может слишком бурно отреагировать на нашу нетактичность. Желая не дать себя в обиду и ответив тем же, мы покажем себя человеком конфликтным и неуживчивым. И симпатии коллег будут не на нашей стороне.

Не дать разгореться «из искры пламени» ― в наших интересах, поэтому говорим: «Извините, я была не права». Эти слова вовсе не будут свидетельствовать о мягкотелости ― наоборот, они покажут нашу психологическую устойчивость к стрессам.

6. Пришли «в чужой монастырь со своим уставом»

Мы из лучших побуждений рассказываем, что методы работы, которые используются в этом коллективе, давно неэффективны, и предлагаем более рациональные. Рассказываем о себе, как о ценном сотруднике, которого не хотели отпускать с прежней работы, и вдруг замечаем, что коллеги начинают «дружить против нас».

Вовремя останавливаемся и на практике доказываем свою компетентность.

7. Обсуждаем бывших начальников и коллег

Даже если мы будет рассыпаться в похвалах и любезностях перед новым коллективом, нам никто не поверит, если одновременно мы станем поминать недобрым словом прежних коллег. «С этим человеком нужно вести себя осторожно!» ― скажут они о нас. Ведь у них возникнут опасения, что точно так же мы будем «выносить сор из избы» и «перемывать косточки» им, если вдруг уйдем в другой коллектив.

Есть такая фраза: «То, что Петр говорит о Павле, характеризует прежде всего самого Петра, а не Павла». Так зачем же своими руками разрушать свою репутацию? Но если неловкость все же случилась, срочно «меняем пластинку»: негатив на позитив.

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Не расходимся


У вас есть цель в жизни?

  • {$ item.name $} {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $} %
    {$ item.name $}

Комментарии ({$ added_comments.length + 0 $})

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.