Как устроиться на работу в крутую компанию

3 шага к победе: как устроиться в известную компанию

«Как вы считаете, устроиться в известную компанию можно только по знакомству?», – такой вопрос я однажды задал участникам своего тренинга, выпускникам Уральского экономического университета. Большинство из них ответили, что «да, только по блату».

Я знал, что это не так, поэтому решил разрушить миф прямо на мероприятии. Один из участников, Павел, сказал, что он неоднократно отправлял резюме на должность маркетолога в компанию «Coca-Cola», но ответ ему ни разу не поступал. Я позвонил в эту организацию, по стратегии «Забыл» узнал несколько имен, затем связался с менеджером по персоналу и за 5 минут назначил встречу. Через неделю Павел мне сообщил, что его приняли.

Хотите тоже работать на желаемой должности? Тогда вам сюда!

1. Составляем выигрышное резюме – как не показаться банальным

«Мы ищем людей с интересными, «живыми», а не безукоризненными резюме», — Ричард Брэнсон.

Забудьте о стандартных формулировках. HR-ы устали видеть коммуникабельных, стрессоустойчивых и желающих работать на результат. Перестаньте это писать. Помните, что резюме – ваша визитка. Непродуманная запись как царапина на новом телефоне – вроде не страшно, но покупать уже не хочется. Продавайте себя правильно. Перед отправкой резюме проверьте, соответствует ли оно 4 правилам:

  1. Внимательно изучите требования компании, в которой хотите работать. В резюме напишите те ваши качества, которые максимально соответствуют вакансии (только не копируйте). Например, если в требованиях указан пункт «анализ проблем», напишите, что вы распознаете проблемы, выявляете их причины и добываете нужную информацию.
  2. Достижения указывайте, используя цифры и бренды: «За 3 месяца привел в компанию 15 клиентов», «За 3 месяца работы над сайтом компании «Связной» увеличил конверсию на 15%».
  3. Выделяйте сильные стороны. Согласитесь, «Свободно общаюсь с носителями английского языка, веду переговоры с иностранными партнерами» звучит сильнее, чем «Владею английским».
  4. Если вы претендуете на должность, где важно такое качество как креатив, поэкспериментируйте с оформлением резюме.

Особо смелым рекомендую еще записать 2-минутное видеорезюме. В нем поприветствуйте работодателя, затем расскажите о своем образовании, опыте, компетенциях. Поза должна быть открытой, дресс-код строгим, смотреть нужно в камеру. Запись отправьте вместе с резюме работодателю. Такой ход позволит вам выделиться на фоне остальных и конкурировать с более сильными кандидатами. Попробуйте.

2. Подготовка к собеседованию – что нужно делать

Многие из соискателей этого не знают, но готовиться к собеседованию нужно заранее. На подготовку понадобится 2–3 месяца. Вам необходимо изучить 4 типа кейсов:

  1. Problem Solving Test (помогают узнать, насколько быстро вы можете принимать решения и работать с большими объемами информации).
  2. Brainteaser (задачи на нестандартный расчет).
  3. Индивидуальные кейсы (помогают определить, способен ли кандидат мыслить аналитически, и знает ли он специфику отрасли).
  4. Командные кейсы (с их помощью HR-менеджер оценивает, насколько хорошо соискатель работает в группе).

Так как на собеседовании вам придется быстро соображать, найдите в интернете примеры подобных кейсов и потренируйтесь. Они очень эффективны, поэтому велика вероятность, что работодатель захочет их применить. Когда почувствуете, что немного натренировали мозг, походите на собеседования в компании «послабее», это будет полезный опыт.

Только после этого отправляйте резюме в нужную организацию и ждите отклика. Обязательно изучите информацию о компании, чтобы вы смогли ответить на вопрос: «Почему вы выбрали именно нас?». Кстати, и не только для этого. Иногда руководители проводят не совсем стандартные интервью, и об этом нужно знать.

Любители нестандартных собеседований

  • Олег Тиньков признался, что несколько раз отказывал кандидатам только потому, что они приходили в строгих костюмах.
  • Основатель SpaceX Илон Маск интересуется у людей, как они преодолевали трудности. А однажды он на собеседовании задал только 2 вопроса: «Кем вы видите себя через 5 лет?» и «Есть ли у вас вопросы ко мне?».
  • Основатель Facebook Марк Цукерберг тоже не готовит никаких кейсов: он общается с соискателями на отвлеченные темы. Он говорит, что возьмет на работу человека, у которого мог бы работать сам. У каждого свой подход.

3. Правильное поведение на собеседовании – как не сесть в лужу

Теперь поговорим о самом интервью. Я выделил 6 основных моментов, которые могут повлиять на ход событий.

  1. Внешний вид. Одежда должна быть неброской, сдержанной, деловой (забудьте об этом, если вы идете к Олегу Тинькову). Девушки, не делайте яркий макияж.
  2. Обращение по имени. Дайте понять менеджеру, что он – не 10-й у вас в списке. Называйте его по имени, смотрите в глаза.
  3. Структурируйте речь. Спросите у менеджера: «Мария, мне лучше подробнее рассказать об образовании или опыте?». Отвечайте структурированно, например: «Я работал в 3 компаниях: первая – …, вторая – …, третья – …».
  4. Ответы должны быть открытыми, но краткими.
  5. Закончить лучше вопросом: «Скажите, Мария, когда ожидать решения?».

Такая схема позволит вам повысить шансы на успех. Она подтверждена моим опытом и опытом моих клиентов.

Что делать, если отказали

Может, я скажу неожиданную для вас вещь, но ответ «Вы знаете, вы нам не подходите» – это не приговор. Вы должны понимать, что желающих работать в крупной компании много, и вы можете оказаться в чем-то слабее. И здесь у вас 2 выхода: сдаться или бороться дальше. И я советую второй.

Если вам отказали, скажите менеджеру следующее: «Мария, спасибо большое за уделенное время. Позвольте в заключении задать 1 вопрос. Можно?». После согласия спросите: «Скажите, а может есть 1, 2, 3 вещи, которые я мог бы подтянуть, чтобы в будущем я мог претендовать на эту должность?». Мария, вероятно, назовет, чего вам не хватает. Скажите: «Мария, я правильно понимаю, я делаю «первое» и «второе», затем я смогу вам перезвонить и согласовать повторную встречу?». Ей уже будет неудобно отказать, и в итоге вы все-таки устроитесь на работу мечты.