No Logo. Люди против брэндов

No Logo. Люди против брэндов

1. Данная книга является серьезным экономическим, социологическим, антропологическим и маректологическим трудом по современной истории, а также по практике и теории брэндинга в корпорациях. Эта книга делает с немного подготовленными читателей только одно – она вправляет ему мозги. Конечно же, не стоит слепо следовать радикальным призывам, которых в этой книге огромное количество, не стоит принимать все написанное на веру.

Но, пожалуй, стоит подумать действительно ли хорошо что «Найк» и «МакДоналдс» можно найти в любой точке света. А если хорошо, то кому же именно это хорошо? А стоит ли вообще продолжать позволять с помощью широкого перечня маркетинговых инструментов манипулировать собой? Где сегодня начинается маркетинг? И где заканчивается личная жизнь?

Если вам хочется быть больше, чем просто потребителем, если вы больше не хотите быть субъектом различных маркетинговых мероприятий, то вам просто необходимо прочитать эту книгу. Текст книги качественно переведен, книга написана доступным языком.

2. Главным вопросом, на который дает ответ эта книга, является вопрос: «как именно»? Все из нас знают, что сейчас в бизнесе продаются не только товары (реально воплощенные в жизнь), но и стиль жизни, который связан с этими товарами. Сейчас продаются имидж, система ценностей и стиль жизни. Человек покупает Кока-Колу не потому, что ему нравится вкус этого напитка, а потому что ему нравится то, что связано с этим продуктом: молодость, решительность, красота, энергичность.

Бренды просто манипулируют сознанием обычные наивных граждан. В этом «как именно» и заключается главный недостаток этой книги. Все эти вопросы: почему и зачем остаются без ответов. Книга добротная и хорошая, но неглубокая, сразу видно, что она сделана путем подведения под один единый знаменатель и обработку уже накопившихся у автора статей, заметок, эссе и другого публицистического материала.

Когда я читал о том, что дети на уроке в школе изучали устройство кроссовок фирмы «Найк», автор писала об этом с содроганием и ужасом, я вспомнил свою школу и свое детство: Ленин в учебниках, Ленин в стихах, Ленин на значке, Ленин в каждом классе. Да «Найку» с его уроками, на которых изучают устройство кроссовок, далеко до Ленина. Почти все в эпоху совка полностью осознавали всю лживую суть идеологии. Может быть и бренды не так страшны?

3. Книга про «Мир брендов» – это по сути все то, что мы знали раннее, но теперь это все наглядно и с отличными примерами. В книги присутствуют примеры проникновения брендов в институты и школы, примеры становления брендов непременными участниками различных культурных мероприятий.

В книге написано о том, как бренды терроризируют экономику стран третьего мира, о том, как бренды покушаются на основные свободы человека. В этой книге подробно описано то, как владельцы фабрик, которые расположены где-то на Филиппинах, обращаются с персоналом: они заставляют женщин-сотрудниц предоставлять регулярно доказательство небеременности, принуждают сотрудников работать по двое суток без сна, запрещают во время смены выходить в туалет.

4. Я очень сильно люблю свою толстовку из Адидаса и спортивные штаны из Найка. Они были куплены в фирменном магазине, а не на каком-то там рынке. У меня есть все основания полагать, что эти вещи действительно принадлежат тому бренду, который указан на их ярлыках.

Для кого-то носить и иметь фирменные вещи – это престижно и модно, а для кого-то по-другому просто не может быть, для них это нормально, обычно, обыденно. Для кого брендами является Кока-Кола или Пепси, а для кого-то брендами являются производители коричневого напитка, который изготавливается на местном производстве. Любому человеку ясно, что существуют такие производители продуктов питания, обуви и одежды, которые известны во всем мире, которые являются обладателями определенного авторитета на мировом рынке.

Каждый подросток скажет вам, как выглядят символы таких торговых марок, как Адидас, Пума и Найк. Этот факт подчеркивает узнаваемость бренда. Соврем не обязательно быть активным пользователем, чтобы знать, как выглядит логотип Schwarzkopf & Henkel. Все эти логотипы и бренды окружают нас везде, мы видим их по телевизору во время рекламы по несколько раз за час.

Я готовила фотоохоту, которая непосредственно связана с брендами. Во время поиска я нашла в сети книгу No Logo Наоми Кляйн. Данная книга посвящена различным брендам, тому, как они влияют на жизнь современного человека и тому, как общество пытается противостоять влиянию брендов на их жизнь.

Книга объемная. Я читала ее с экрана компьютера и с экрана телефона, но было бы намного лучше прочитать ее с бумаги. Книга показалась мне сложной, а порой и скучноватой, но она невероятно информативна. Возможно, что она показалась мне информативной только из-за того что все написанное было мне в новинку. Может быть, человеку, который знаком с этой темой, данная книга показалась бы пустой и бессмысленной.

Я знала, что производство многих известных компаний расположены в странах третьего мира, в которых налоговая система лояльна, а рабочая сила по мировым меркам является дешевой. Но я даже не подозревала, даже не думала, что эта рабочая сила так низко и дешево оценивается.

Только представьте, что вы шьете фирменные футболки, в день вы делаете несколько десятков, в неделю – несколько сотен, в месяц – просто запредельное и нереальное количество футболок. Но вашей заработной платы хватить только на покупку одной такой фирменной футболки, и это в лучшем случае.

Может быть, жить намного проще, когда ты получаешь в день только один доллар, которого как раз хватает на то, чтобы перекусить и заплатить за жилье, возможно, жить проще, когда у тебя нет возможности смотреть иностранные канала и выходить в Интернет. Вы только представьте, если вам удаться зайти на сайт производителя фирменной одежды, только представьте, что у вас появилась такая возможность.

И вот вы заходите на сайт в онлайн магазин и ваши глаза просто округляются от ужаса, вы понимаете, что тратите свое здоровье, зарабатываете гроши. И все это только для того чтобы компания, на которую вы работаете, получала огромную прибыль каждый день.