Пробивной характер и психология конкуренции

Пробивной характер и психология конкуренции

Что отличает выигрышное поведение от проигрышного? Почему мы иногда с радостью принимаем вызов, но потом быстро сдаемся? Можем ли мы вообще стать более конкурентоспособными?

Опираясь на научные данные, По Бронсон и Эшли Мерримен в книге «Царь горы» показывают, что стоит за каждой победой или поражением, и предлагают новый взгляд на природу и психологию конкуренции.

Во время Олимпиады, состоявшейся в IV столетии до нашей эры, борец Эуполос был пойман на подкупе соперников. По мнению историка Найджела Спайви, это первый в истории пример мошенничества во время Олимпийских игр.

С виновных был взыскан штраф, а вырученные от этого деньги выделили на то, чтобы заказать десять бронзовых статуй в натуральную величину – каждая изображала разгневанного Зевса, а у ее основания начертали имя виновника и в чем он провинился. Эти бронзовые статуи были установлены у входа на Олимпийский стадион, и они стали неизбывным источником стыда как для самих виновных, так и для городов, которые они представляли.

«Победу необходимо завоевывать скоростью ног и выносливостью тела, а не деньгами», – предостерег Павсаний.

В последующие века произошло еще несколько случаев мошенничества, но в целом Олимпийские игры проводились в Древней Греции честно и по правилам. Возможно, столь обостренное отношение к справедливости и является причиной того, что Олимпийские игры существуют так долго.

Профессор Венгерской академии наук Марта Фюлёп провела исследования, показывающие, что наша реакция на конкуренцию зависит в первую очередь от честности конкурентной борьбы.

Неадекватная реакция в большинстве случаев бывает вызвана несправедливой конкуренцией, а не характером соперника. Даже хорошие люди начинают поступать плохо, если с ними обращаются несправедливо.

Победитель нечестного состязания испытывает стыд, страх и злорадство, что приводит к эмоциональному дистанцированию от проигравшего. Жертва нечестного состязания не испытывает никакой радости за победителя. Проигравший не может принять свое поражение и не в состоянии двигаться дальше. Его охватывает чувство гнева и отвращения, а порой и беспомощности, из-за чего у него пропадает желание продолжать борьбу.

В случае справедливой конкуренции и победа и поражение вызывают адекватную реакцию. В честной борьбе победитель может испытывать симпатию к проигравшему, поскольку между ними есть эмоциональная связь. А проигравший, в свою очередь, соглашаясь с результатом, способен испытать радость за успех победителя. Итогом такого состязания становится не только победа, но и взаимное уважение соперников друг к другу за честную и красивую игру.

Эмоциональная реакция человека на победу и поражение у всех одинакова. Марта Фюлёп изучала отношение к победе и поражению в традиционно коллективистских культурах, таких как Япония и Китай, а также в индивидуалистских, ориентированных на конкуренцию западных культурах, таких как Канада.

После своих исследований она пришла к выводу, что самая распространенная реакция на победу – радость и удовлетворенность уровнем своего мастерства. Так в ее выборке реагировали на победу три четверти респондентов.

По мнению Марты Фюлёп, существует четыре типа реакции на победу:

  • Радость, торжество, воодушевление, возбуждение.
  • Чувство удовлетворения своим высоким профессионализмом.
  • Отрицание важности победы – чувство вины; страх перед возможным ответным ударом, острая потребность скрыть радость.
  • Нарциссическая переоценка себя – злобное чувство превосходства над проигравшим.

Также существует четыре типа реакции на поражение:

  • Огорчение, разочарование, после чего наступает признание своего поражения без неприязни и обвинений.
  • Неприятие проигрыша – безразличие, усталость, скука, эмоциональная отстраненность.
  • Самоуничижение: «я совсем плох, я несу ответственность перед командой», ненависть к себе, сильное душевное смятение.
  • Агрессивность по отношению к победителю – зависть, злость, ненависть.

То, как вы реагируете на победу, многое скажет о том, как вы будете реагировать на поражение, и наоборот. В частности, Марта Фюлёп пришла к выводу: тот, кто реагирует на победу с нарциссическим превосходством, в случае поражения, скорее всего, отреагирует агрессивными выпадами в адрес победителя.

Тот, кто отрицает важность победы, будет отрицать и значимость поражения или станет ругать себя за неудачу. Такой человек приведет свою реакцию – и на победу, и на поражение – в соответствие с реакцией других людей.

Неадекватная реакция лишает людей внутренней движущей силы. Участник конкурентной борьбы с нарциссическими наклонностями не считает нужным прилагать больше усилий на следующем этапе. Напротив, он считает, что победа принадлежит ему по праву. В таком случае справедливость не играет никакой роли – именно поэтому нарциссы более склонны добиваться победы нечестным путем.

Неадекватная реакция участника конкурентной борьбы – это ошибочный выбор как в случае победы, так и в случае поражения. Сравните ее с адекватной реакцией, которая возникает в ответ на честное соперничество. Победитель, испытывающий радость или удовлетворение положительным результатом, более склонен достойно принять поражение.

Конечно, в случае проигрыша ему бывает грустно и даже горько, но он собирает все свои внутренние ресурсы и полон решимости работать еще упорнее, чтобы победить в следующий раз. Для таких людей и радость, и огорчение становятся мотивирующими факторами.

Для утешения проигравшего мы слишком часто используем старый афоризм: «Важна не победа или поражение – важно участие в игре». Кто-нибудь когда-нибудь слышал, чтобы с этими словами обращались к победителю? Но не следует искать в проигрыше утешительный приз. Проигрыш – это возможность понять себя, свои методы борьбы и найти способ сыграть лучше в следующий раз.