90 проверенных способов преодолеть творческий кризис и снова найти вдохновение

90 проверенных способов преодолеть творческий кризис и снова найти вдохновение

Если вы работаете в творческой сфере, скорее всего вы уже сталкивались с творческим кризисом. Он приходит в самый неподходящий момент и буквально парализует вашу деятельность.

Но каким бы безнадежным ни казалось положение, это не тупик. На самом деле, кризис – естественная и неотъемлемая часть любого творческого процесса.

В этом сборнике собраны самые разные приемы и стратегии преодоления творческого кризиса, предложенные известными художниками, музыкантами, писателями, дизайнерами, иллюстраторами, фотографами и другими признанными творческими профессионалами. Не бывает двух одинаковых кризисов, как и двух одинаковых решений.

И вы увидите, что у каждого свой подход: от уборки дома и приготовления острых блюд до создания гипсовых слепков рук и ног. Но каким бы странным или забавным ни был тот или иной способ, это действительно может работать в самых разных ситуациях.

Книга «Опять творческий кризис?» зарядит вас творческой энергией и расширит ваше представление о том, где искать потерянное вдохновение.

Аарон Кобли

Говорят, слоны ничего не забывают. Так вот, вы не слон. Записывайте все. Сохраняйте интересные мысли, цитаты, фильмы, технические решения… все, что вас вдохновляет. Когда вы впадете в ступор, загляните в свои заметки, как волшебник в книгу заклинаний. Смешайте эти мысли. Продолжайте думать, пока они не встретят друг друга.

Ваша записная книжка кажется тонкой? Тогда обратитесь за помощью и найдите себе гения. Гении бывают разных форм и размеров и чаще всего встречаются группами. Если вы найдете одного, он приведет вас к остальным. Сотрудничайте с гениями. Отправляйте им свои заклинания и внимательно наблюдайте за ними. Что вы можете сделать вместе? Комбинирование – это творчество.

Остерегайтесь лекарств, вызывающих привыкание. Всего должно быть в меру. Особенно это относится к интернету и вашему дивану. Источником вдохновения в конечном счете служит реальный мир. Иными словами: если ничего не срабатывает – прокатитесь на велосипеде. 

Кристоф Ниман

Я постоянно слышу, что писательский кризис – некое странное препятствие на гладкой дороге творчества. Про себя могу сказать: мой творческий процесс – один большой и угрожающе вязкий тупик. Идеи никогда не приходят ко мне легко. Отчаяние, накатывающее при взгляде на белый лист бумаги,

и раздражение от полного отсутствия идей – моя ежедневная рабочая рутина. Единственное известное мне средство – продолжать пробовать, рисовать и биться головой о стол. Прогулки в парке, беседы с друзьями и походы в музеи – отличное развлечение, но, когда я борюсь с проблемой креатива, оказывается, что это всего лишь способы прокрастинации.

Чез Руссо

А, кризис. Враг моей креативности. После нескольких кризисов я понял, что, попав в творческий тупик, должен успокоиться и перезапустить свое сознание. Так сказать, перезагрузиться. Не понимаю почему, но я начинаю лихорадочно мыслить, продираясь сквозь недоразвитые идеи и убеждая себя, что ни одна из них не годится. Нужно ли говорить, что об успехе речь не идет. Совсем. Абсолютно… И пока я нахожусь в таком состоянии, все катится по наклонной, пока я наконец не предприму что-нибудь. Быстро.

В первую очередь я встаю и ухожу. Неважно, дедлайн у меня или нет. Если уж ничего не получается, то и не получится. Нет точного определения того, что я делаю, когда ухожу. Но обычно это выглядит примерно так: я перемещаюсь в кухню, оставляя заблокированное пространство и мерзкую работу позади.

Прежде чем заняться чем-то еще, я наливаю себе бокал вина. Нахожу новую комнату, новое место, где можно посидеть немного. И молюсь. Момент, когда я закрываю глаза и тихо произношу слова, совершенно один, всегда наполняет меня ни с чем не сравнимым чувством покоя. Я в самом деле не могу передать это словами.

Я сопровождаю эти действия музыкой. Чаще инструментальной. К примеру, композицией с альбома In Lounge Эннио Морриконе или саундтреком Дэвида Холмса к фильму Стивена Содерберга. Оба композитора блистательны. Мне всегда нравилась подобная музыка

Она вдохновляет меня больше, чем все остальное. Я сижу и слушаю, позволяя сознанию извлекать информацию из другого вида искусства. Большая часть моего вдохновения исходит от вещей, которых я еще не знаю. Эта невероятная музыка – просто дизайн для слуха.

Ей всегда удается нарисовать новую картину у меня в голове. Отсутствие слов, которые сообщали бы мне, о чем нужно думать, очень освежает. К этому моменту я обычно достаточно вдохновлен, чтобы достать блокнот и сделать набросок. Эскизы обычно приводят к хорошим идеям, а хорошие идеи возвращают меня на рабочее место – с обновленным сознанием.

После того как я заканчиваю все вышеописанное, рабочий процесс может занять тридцать минут – а может и весь день. Если бы лекарство всегда помогало, я бы запатентовал его, придумал упаковку и заработал много денег. Но оно непредсказуемо. Поэтому я его и не патентую.

Роберт Андерсен

Обычно перед производственным дизайнером стоят две главные задачи: понять, какую проблему он хочет решить, и найти все возможные подходы к ней. После того как я рассматриваю под разными углами четко определенную проблему, мне обычно становится понятно, какое решение следует выбрать. Творческий кризис наступает в том случае, если ход креативного процесса нарушается.

Если дизайнер зашел в тупик, это значит, что он, скорее всего, просто не задал достаточное количество вопросов. Кто составляет его аудиторию? Что эти люди чувствуют? Чего они хотят? Как сделать их жизнь проще и веселее? Как эту проблему решают другие дизайнеры?

Любой успешный дизайн основывается на ряде простых правил и ограничений, которые нужно применять ко всем своим идеям. Иными словами, вы должны понять душу объекта еще до того, как сделаете первый штрих карандашом или движение мышкой.

После того как вы определитесь с границами, в которые должен вписываться ваш объект, начинайте создавать как можно больше вариаций на заданную тему. Существуют десятки способов решить любую проблему, которые могут отличаться друг от друга как функционально, так и эстетически.

Нужно рассмотреть множество вариантов, прежде чем вы поймете, какой из них подойдет лучше всего. Такой подход позволяет добиться максимального качества. Кроме того, вы не будете чувствовать давление, пытаясь сразу же прийти к идеальному решению. Рассматривайте и хорошие, и плохие варианты. Здесь не существует творческого кризиса – даже двигаясь в неправильном направлении, вы приближаетесь к верному ответу.

Итак, точно определите свою задачу и начинайте работать над ней. Разрешите себе ошибаться, и тогда в конце концов вы придете к успеху.