9 шагов к тому, чтобы работать меньше и успевать больше

9 шагов к тому, чтобы работать меньше и успевать больше

Книга «Долой продуктивность» о том, как успевать и жить больше, работая меньше. Девять простых правил, описанных в книге, помогут вам побороть прокрастинацию, использовать все возможности современных тех- нологий для экономии времени, фокусироваться на приоритетных задачах и организованно их выполнять, не отвлекаясь на ненужные занятия. С разрешения издательства, мы публикуем один из шагов, описанных в книге.

Перестаньте прокрастинировать

​Все мы прокрастинируем, откладывая на потом самые что ни на есть важные дела. Почему это происходит? Прокрасти-нируя, мы делаем что угодно, но не работаем меньше, успе-вая больше!

Я могу понять прокрастинацию в виде таких важных, значительных и приятных для души дел, как встре-чи с друзьями, обучение детей навыкам, которые пригодят-ся им во взрослой жизни, или романтический ужин. Но мы тратим время не на это. Мы откладываем то, что приближает нас к целям, играя в солитер или восстанавливая любимый портрет Элвиса, попорченный влагой.

В этой главе мы узнаем, что корни прокрастинации в том, что мы способны контролировать. Это означает, что борьба с ленью тоже поддается контролю. Так и тянет повторить слоган Just Do It, используемый на беговых кроссовках и описывающий секрет успеха. Мы выясним, что вы може-те устроить все вокруг себя так, чтобы мир сам подталкивал вас к действию, когда мозг не готов сделать это самостоя-тельно. И даже если мир не настроен помогать, вы можете так выдрессировать свой мозг, что научитесь тут же браться за дело.

Причина прокрастинации – в мышлении. Если мы на-учимся бороться с ней с помощью тех самых мыслей, что ее вызывают, то станем легко скользить по своей дороге.

Предлагаю себя в качестве примера. Во-первых, я два дня откладывал работу над этой главой. А во-вторых, я безна-дежно зациклен на своей персоне. Я смотрю в монитор, его обманчиво невинная заставка манит: «Иди ко мне! Пиши свою книгу!» Но я, будучи вечно непослушным взрослым, немедленно нахожу причины отвергнуть соблазнительный призыв моего электронного властителя. В голове мелькают мысли:

  • Я должен работать над книгой
  • Писательство не развлечение
  • Это такое большое дело, я никогда не закончу
  • Я бы лучше пошел поиграл
  • У меня столько других дел
  • Ничего хорошего все равно не выйдет
  • У меня нет сил закончить книгу
  • Люди перестанут уважать меня, если я не закончу
  • Я не хочу работать над книгой
  • Мне просто необходимо почистить от катышков свой свитер

Это очень тяжелые мысли: «Я должен работать над кни-гой». Бесспорно. И, едва подумав об этом, я пускаюсь в фан-тазии обо всех ужасных вещах, которые произойдут со мной, если книги не будет. Я представляю моего издателя Эмили в полной экипировке для верховой езды верхом на породи-стом жеребце.

Она смотрит на меня сверху вниз с жалостью, смешанной с презрением. «Мы возлагали на тебя большие на-дежды», – говорит она, а я в полном отчаянии стою с пусты-ми руками. Трагедия незаконченной рукописи становится невыносимой, когда Эмили пускает коня легким галопом на-встречу закату, оставляя меня растерзанным на руинах моей книги. Я так погружаюсь в эти фантазии, что даже забываю, какую работу откладываю.

Когда вы отлыниваете, прокрастинация, оправдания и фантазии одновременно – все это идет из головы. Если у вас хватает воображения на все это, почему вы просто не беретесь за дело? Кто знает? Да и не все ли равно? Все, что вам нужно, – это способ двигаться вперед.

Бьюсь об заклад, существует множество вещей, которые вы не откладываете. Большинство людей принимают душ, чистят зубы и одеваются каждое утро безо всякой прокра-стинации. Они просто делают это. Те, кто готовит, ходят по магазинам и закупаются каждую неделю. Они не прокра-стинируют – они просто действуют. И когда нужно надеть носки и ботинки, они, черт побери, просто натягивают но-ски на ноги и начинают свой день.

Разница в мышлении. Если вы раздумываете, прежде чем действовать, то можете отговорить себя от чего угодно, неза-висимо от важности этого дела.

Превратите задачи в привычки, чтобы перестать прокрастинировать

Первый шаг в преодолении прокрастинации – превратить повторяющиеся задачи, которые вы регулярно откладыва-ете, в привычки. Вспомните о том, что делаете каждый день или каждую неделю не задумываясь.

Я, например, каждый день чищу зубы и каждую неделю затеваю стирку. Когда вам с легкостью удается своевременно выполнять какие-то зада-чи, дело не в степени их важности. Я могу месяцами жить без стирки, особенно если у меня не остаются ночевать друзья.

Стирка просто не так уж важна. А вот если я не буду регуляр-но чистить зубы, то могу получить заражение десен и остать-ся беззубым. Чистка зубов – это важно. И тем не менее я ре-гулярно проделываю и то и другое: еженедельно стираю и ежедневно чищу зубы, потому что и то и другое уже стало привычкой. Привычка – это действие, которое мы доводим до такого автоматизма, что оно перестает быть результатом решений. Над этим действием не нужно задумываться, по-этому мы не прокрастинируем.

Самый простой способ побороть прокрастинацию – пре-вратить задачи в привычки. У вас могут быть ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные привычки. Я чищу зубы каждый день, стираю каждую неделю, оплачиваю счета каждый месяц и затеваю генеральную уборку каждый год. И кстати, тогда-то я и нахожу все носки, которые пропадают во время еженедельных стирок.

Введите что-то в привычку, выполняя это регулярно. За-пишите в календарь, чтобы не забывать. А когда придет вре-мя, примите как данность.

Многие писатели борются с прокрастинацией, заводя пра-вило садиться за работу каждый день в один и тот же час на одно и то же время. Когда это становится привычкой, они выдают текст на-гора. Вы наверняка подумали, что я должен был выработать привычку полтора года назад, когда начал писать эту книгу.

Да, должен был. Если в олимпийских играх по прокрастинации вы чемпион по откладыванию заполне-ния еженедельных отчетов о затратах, выберите день и вре-мя, которые будете посвящать этому. Скажем, по четвергам в десять. И беритесь за дело каждый четверг в десять. Вскоре вы станете заполнять эти отчеты без сопротивления – так же, как чистите зубы перед сном. Если вы не сделаете задачи при-вычками, то размышления будут тянуть вас назад и мешать выполнению даже самых простых дел.

Стоит, например, выра-ботать такие привычки: проверять почту и отвечать на письма только в определенное время, ходить на тренировку, покупать продукты, сверять чековую книжку, встречаться с друзьями (например, на традиционном воскресном позднем завтраке), делать уборку в гостиной, заниматься стиркой.

На работе мож-но сделать привычкой наводить порядок на письменном сто-ле, регулярно составлять отчеты, поддерживать отношения с важными для вас людьми (об этом мы поговорим в восьмой главе), предлагать помощь коллегам, звонить потенциальным клиентам, поддерживать связь с покупателями и встречаться со своим руководителем или подчиненными.

Работайте маленькими порциями

Если дела, которые мы откладываем, – это большие разовые проекты, превратить их в привычки не получится. Специа-листы советуют разбивать такие задачи на маленькие кусоч-ки и продвигаться вперед детскими шажками. В первый раз я по ошибке услышал: «детские кусочки». В голове возникла настолько неоднозначная картинка, что я решил изобрести реальную технику, вдохновившись этим запоминающимся образом.

Работать маленькими порциями – значит делить на ча-сти не задачу, а время на ее выполнение. Когда финал работы находится в обозримом будущем, легче поднажать и выдать результат. Вот почему людям нравятся быстрые свидания.

Мы готовы даже пообщаться с тем, кто не пользуется зубной нитью, так как знаем, что всего через три минуты двинемся дальше. Когда же дело кажется бесконечным, нас берет оторопь, потому что подсознательно мы боимся завязнуть в нем. У брака нет конечного пункта. Стоит только подумать об этом, как впадаешь в отчаяние.

Маленькие порции – это быстрые свидания с задачей, ко-торую вы откладывали. Установите временные рамки (же-лательно с помощью настоящего таймера) и в этот период отдавайтесь работе на 100 процентов. Затем встаньте и зай-митесь чем-то другим. Так, садясь за работу, вы знаете, что через несколько минут снова будете свободны.

Когда я только начал писать книгу, то отводил работе над текстом по 10 минут, а компьютерным играм – по 15, то есть я играл больше, чем писал. Но каждые 10 минут я продви-гался вперед. В каждом часе было 20 минут писательства. За день – почти три часа.

Спустя какое-то время я подбил баланс и отвел работе над книгой больше времени. Но даже тогда короткие забе-ги с четко обозначенным временем остановки позволяли мне достаточно расслабиться, чтобы продолжать трудиться, когда задача казалась невыполнимой. Эту же технику мож-но использовать для таких утомительных и скучных дел, как планирование командировки.

Когда необходимо организо-вать поездку, договориться о встрече, забронировать номер в отеле и уладить мелкие вопросы, вы можете сделать все это разом за 10 минут. В начале каждого часа штудируйте деся-ток сайтов, сравнивая цены. К концу дня вы обнаружите, что посвятили этому целых 80 минут, и вот вы уже готовы к сво-ей первой поездке в Шебойган.

Теперь мы знаем о маленьких порциях и привычках. Так давайте превратим в привычку работу маленькими порциями. Если вы откладываете несколько дел одновре-менно, каждая задача становится предлогом не работать над другой.

Нужно подготовить отчет к завтрашнему дню? На это нет времени, ведь надо разобраться с налогами. Во-прос налогов должен быть улажен завтра? Но мне действи-тельно нужно сделать отчет. Важно разбить на отрезки все ваши задачи, иначе одно дело, которое не двигается вперед, будет мешать заниматься другими.

Составьте список ежедневных действий

Список ежедневных действий – ключ к выполнению всех задач. Он подскажет, что нужно делать каждый день, чтобы гарантированно приближаться к целям. Вы можете отвести определенное количество времени для работы над каждым проектом, наподобие маленьких порций, или выбрать дру-гой способ делать каждый день результативным.

Давайте представим, что вы работаете в компании Tasty Munchies и должны изучить месячные финансовые показатели соро-ка розничных точек к концу месяца – и этот срок наступает через 20 дней. (Для некоторых из нас это самое скучное дело в мире.

Но для вас – волнующее выражение вашей истин-ной жизненной цели.) вам нужно просмотреть 40 отчетов за 20 дней. Значит, чтобы добиться конечной цели, необхо-димо изучать по два отчета в день. Вы знаете, что если будете прочитывать по два отчета ежедневно, то выполните задачу.

Подумайте о своих главных проектах и решите, сколько времени в день будет достаточно, чтобы ни один не стоял на месте. Это может быть количество страниц, которое нуж-но прочитать или написать, количество звонков, которые нужно сделать, или некоторое время, которое необходимо потратить на проект каждый день.

Запишите все это в спи-сок ежедневных действий. Это минимум, необходимый для движения вперед. Высчитывая его, вы знали, что если буде-те посвящать каждому делу какое-то время ежедневно, то в конце концов все закончите.

Теперь, когда у вас есть список ежедневных действий, сделайте его привычкой. Просматривайте его каждый день и проверяйте, уделяете ли время всем позициям списка. Все ваши задачи будут продвигаться вперед. И если вы станете начинать с этого списка день, то можете считать дневную норму выполненной, как только закончите с сегодняшним списком – даже если вся эта работа занимает всего полчаса.