Как разговаривать с кем угодно: уверенное общение в любой ситуации

Как разговаривать с кем угодно: уверенное общение в любой ситуации

Вы раскрываетесь в обществе других людей и заводите разговор или же замыкаетесь в себе и не можете выдавить из себя ничего, кроме нескольких коротких фраз?

Чувствовать нервное напряжение и неуверенность при общении с другими людьми – это нормально, но важно не позволять страхам остановить вас. Каждый день вы сталкиваетесь с незнакомыми людьми и с теми, кого вы знаете, но с кем не общаетесь. Каждый разговор мог бы быть началом чего-то нового – новой карьеры, бизнес-идеи или дружеских отношений. Отказ от общения означает отказ от этих возможностей.

Эта книга поможет вам изменить свое отношение к общению: вы будете смотреть на него как на приятный процесс, способный изменить вашу жизнь к лучшему.

«Я волнуюсь из-за того, что обо мне могут подумать»

Случалось ли с вами такое: вы входите в помещение и вам кажется, будто все на вас смотрят? Некоторые доводят такое ощущение до крайности и стесняются вообще входить в людные помещения: им кажется, что абсолютно все оценивающе их разглядывают.

У людей слишком много своих забот, чтобы еще беспокоиться о том, что это вы там затеваете. На самом деле вряд ли исключительно вы занимаете все их мысли!

Но некоторые, когда вы входите, действительно поднимают глаза. Значит ли это, что все на вас смотрят и все вас осуждают? Все совсем не так.

Человеку свойственно смотреть – пусть даже мельком взглянуть – на любого вошедшего. Это один из наших врожденных защитных механизмов, который оберегает нас от опасности: «Кто ты, друг или враг?» Это подсознательная реакция: таким образом мы стараемся убедиться, что бояться нечего.

Возможны и другие объяснения. Может, присутствующие смотрят на любого входящего просто потому, что кого-то ждут. Из всех причин, заставляющих людей поднять на вас глаза, 99,9 процента не имеют к вам абсолютно никакого отношения!

Что о вас могут подумать, когда вы с кем-то общаетесь

Многие чувствуют себя некомфортно, когда разговаривают с кем-то им незнакомым в присутствии других людей. Их беспокоит, что о них могут подумать: ведь они беседуют с «посторонним»! Однако не забывайте, что окружающие понятия не имеют, знакомы вы с этим человеком или нет. О том, что вы встретились впервые, точно знают лишь двое: вы сами и ваш собеседник. Поэтому не стоит беспокоиться о том, кто и что может подумать.

Человек, которого волнует мнение окружающих, часто также беспокоится, что может что-нибудь не так сделать или что-нибудь не так понять. Это типичные проявления боязни неудачи: вы склонны предполагать отсутствие у себя каких-то способностей только потому, что результаты не всегда были блестящими. Но ведь в жизни далеко не все постигается сразу. Вы не можете ожидать, что у вас все прекрасно получится с первого же захода. Лучше сосредоточьтесь на росте ваших успехов по мере тренировки.

Вы живете сейчас, а не в каком-то моменте будущего. А раз так, начните делать сегодня больше из того, что хотите сделать, и поменьше беспокойтесь о том, что могут подумать окружающие. Тем более что они, вполне возможно, о вас и не думают.

Тех, кто страдает от низкой самооценки, довольно много. Но по их внешнему виду этого порою не скажешь. И всем этим людям – а мне приходилось и работать, и заниматься с ними – присуща одна общая черта: недостаток уверенности в себе. Причем уверенности в себе недостает и людям весьма преуспевающим, занимающим высшие должности в крупных корпорациях. В той или иной степени все мы ранимы, но проявляется это по-разному. Часто мы компенсируем это, стараясь выглядеть увереннее, чем мы есть. И в большинстве ситуаций ваш собеседник, со своей стороны, стремится понравиться вам, поэтому он вряд ли станет судить вас строго.

Впрочем, давайте сыграем в адвоката дьявола. Предположим, что кто-то действительно вас осуждает, критикует. Задайте себе следующие вопросы.

  • Кто они такие, чтобы так себя вести?
  • Что они такого сделали или чего добились, чтобы им было позволено так себя вести?
  • Достаточно ли они компетентны, чтобы вас оценивать?

Ответ – нет. В этих людях нет ничего, что позволяло бы им вас судить или критиковать.

Вы сами себе хозяин. Вы сами принимаете решения и сами действуете. И если кто-то не согласен с вами или не одобряет ваши поступки, это еще не значит, что вы не правы. Для вас правильно то, что вы делаете.

Справляемся с боязнью критики

Хороший способ – вообразить наихудший вариант и затем представить себе, как вы справляетесь с этой ситуацией. Тем самым вы мысленно как бы помечаете свой страх, а это, в свою очередь, поможет вам избавиться от него или хотя бы его уменьшить. Например, вы можете вообразить, что что-то не так поняли и все над вами смеются. А теперь представьте, как говорите этим людям эдаким язвительным тоном: «Я очень рад, что вам понравилось» или: «Я рад, что вызвал у вас улыбку». Если вы представили, что собеседник разозлился и накричал на вас в присутствии посторонних, вообразите, как отвечаете чем-то вроде «О, как интересно!». Представьте себя артистом-комиком, парирующим реплики зала. Тем самым вы демонстрируете, что реакция не очень-то вас волнует или пугает.

Резюме

Обязательно прислушивайтесь к внутреннему голосу, к тому, что сами говорите себе. Спрашивайте себя: «Конструктивны ли подобные мысли, помогают ли они мне двигаться в желаемом направлении, или можно посмотреть на все как-то иначе?»

Я преодолел собственный страх перед публичными выступлениями. Когда-то меня очень волновало, что обо мне подумают, если я встану и заговорю в присутствии множества людей. Я боялся быть отвергнутым и беспокоился, что могу допустить ошибку. Теперь я достиг новой стадии и полюбил выступать перед публикой. Я могу разговаривать с тысячей человек без шпаргалок и слайдов и наслаждаюсь каждой минутой этого разговора.

Как я к такому пришел? Делал именно то, что советую делать вам. Я представлял себе, что все идет хорошо. Представлял себе, что людям нравится то, что я делаю. Я тренировался и дома, и на работе. Тренировался выступать на самые разные темы. Я делал вид, что совершенно спокоен, и убеждал себя, что всем понравлюсь, что у меня все получается. И стал очень гордиться тем, что могу с легкостью делать то, что представляет для других большую трудность. Эта гордость была отличным стимулом, чтобы двигаться дальше и выжимать все возможное из ситуаций, которые прежде меня так беспокоили.

Слишком волнуясь по поводу того, что о вас могут подумать, вы рискуете упустить реальную возможность чего-то добиться. Вы, как и я, можете изменить свое представление о себе – и сами удивитесь, как быстро преобразится ваша жизнь и насколько лучше станут результаты ваших трудов.

Как заставить ваш голос работать на вас

В этой главе рассматриваются некоторые дополнительные языковые приемы, такие как варьирование тона речи, и способы их применения: с их помощью можно воздействовать на восприятие информации, которую вы сообщаете. Эти приемы помогут вам усовершенствовать навыки, освоенные в предыдущей части, и сделать процесс общения еще более эффективным. Благодаря им общение с вами станет интереснее и увлекательнее, а контакт и взаимопонимание между вами и собеседником – куда глубже.

Тон

Восприятие любого высказывания больше зависит от тона речи, чем от конкретных слов. Поэтому важно следить за своим тоном. Одни и те же слова в зависимости от тона могут быть восприняты как шутливые, забавные или как серьезные. Хороший пример – фраза «Уйди от меня». Можно произнести ее строгим, сердитым тоном, а можно удивленным, недоверчивым. Слова одни и те же, но в зависимости от тона их смысл совершенно меняется.

Правильно выбранный тон помогает поддерживать у человека интерес к разговору. Поэтому, рассказывая о чем-то, обязательно следите за своим тоном.

Выбирайте нужный тон, чтобы придать выразительность своим словам. Например, слово «медленно» старайтесь произносить, замедляя речь и тем самым наглядно демонстрируя смысл этого слова. А если вы рассказываете о чем-то, что «все убыстрялось и убыстрялось», произносите слова все быстрее и быстрее. Так речь становится куда более выразительной и интересной, о чем бы вы ни рассказывали. Оживляя свою речь с помощью тона, придавая ей удивленный оттенок, когда вы рассказываете о чем-то удивительном, радостный – когда говорите о чем-то радостном, и тревожный – когда вспоминаете о чем-то тревожном, вы сильнее увлекаете человека своим рассказом. Речь, тон которой варьируется, куда интереснее слушать, чем монотонный рассказ, где все слова звучат совершенно одинаково.

Если вы хотите, чтобы человека радовал разговор с вами, нужно, чтобы прежде всего этот разговор радовал вас.

Темп

Еще один способ достичь взаимопонимания с собеседником – подстроиться под темп его речи. То есть, если он говорит достаточно быстро, нужно попытаться говорить в том же темпе, если, конечно, это не доставляет вам слишком больших неудобств. Если же он говорит медленно, нужно постараться снизить свой темп речи, приблизиться к его темпу. Опять же, не стоит говорить слишком уж медленно, создавая для вас неудобства, но, чтобы укрепить взаимопонимание, нужно по мере возможности приближать свой темп речи к темпу собеседника.

Соответствие темпов речи необходимо не только для взаимопонимания. Разные люди с разной скоростью воспринимают и обрабатывают информацию. Скорость восприятия и обработки информации часто отражается на скорости речи. Поэтому, если кто-то говорит сравнительно медленно или темп его речи заметно медленнее вашего, это может означать, что ему необходимо все тщательно обдумывать. И если вы, с его точки зрения, будете говорить слишком быстро, ему, возможно, трудно будет вас понимать, поскольку он не в состоянии воспринимать слова в том темпе, в каком вы их произносите.

Но верно и обратное. Если вы говорите намного медленнее собеседника, он, вероятно, будет обрабатывать информацию быстрее и может заскучать, ожидая конца каждой вашей фразы. Вот почему еще так важно по возможности подстраиваться под темп речи собеседника.

Паузы

Необходимо также подчеркнуть роль пауз в любом разговоре. Паузу можно использовать, например, для усиления, подчеркивания фразы перед тем, как прозвучит следующая. В сочетании с определенным выражением лица (например, вопросительным поднятием бровей) продолжительная пауза может заставить человека дать какой-то ответ или поучаствовать в разговоре. Во время разговора важно также быть достаточно оживленным, поэтому, когда вы рассказываете о чем-то, подключайте мимику и жестикуляцию.

Когда вы прибегаете к помощи жестов, описывая что-то или обрисовывая место действия, следите, однако, чтобы ваши руки находились на уровне талии или груди. Взмахи рук выше уровня груди часто нарушают личное пространство собеседника и сильно отвлекают его внимание. Как ни странно, человек при этом отвлекается не только потому, что опасается, как бы вы не попали ему по лицу, но и потому, что, размахивая руками, вы вторгаетесь в сферу личного пространства, которая нужна ему для размышлений – ведь мы думаем, представляя себе картинки, а картинки эти обычно размещаем прямо перед собой.

Интонация

Что касается интонации, она значительно зависит от культуры и традиций народа, на языке которого вы разговариваете. Даже в пределах английского языка интонация достаточно сильно различается, например, у британцев и австралийцев. Подумайте о том, как меняется у вас интонация в повседневной речи. Представьте, что вы отдаете команду, например «Сделай это немедленно!», или задаете вопрос, допустим «Как вы это делаете?», или просто говорите, например «Сегодня солнечно». Замечаете ли вы, что ваша интонация – громкость и высота тона – несколько различается в этих предложениях?

Когда вы разговариваете с людьми, голос – ваш главный инструмент, подобно тому как гоночная машина – главный инструмент чемпиона «Формулы-1». Водитель может проявить себя в полной мере лишь тогда, когда его машина прекрасно отлажена. То же относится и к голосовым приемам, рассматривавшимся в этой главе. Часто лишь от них зависит, придете ли вы первым, добьетесь ли результата, к которому стремитесь, или вам не удастся вырвать победу.