Быть или иметь: психология культуры потребления

Быть или иметь: психология культуры потребления

В книге «Быть или иметь?» профессор психологии Тим Кассер предлагает научное объяснение тому, как современная культура потребления и материализма влияет на наше счастье и здоровье.

Другие авторы уже доказали, что после приобретения необходимой еды, жилища и одежды любые дополнительные блага могут лишь незначительно повысить наше благополучие. Кассер идет дальше и показывает, что люди, чьи ценности связаны с аккумулированием материальных благ, гораздо чаще бывают несчастливы, легче поддаются депрессии, тревоге, имеют проблемы во взаимоотношениях.

C разрешения издательства публикуем отрывок из книги.

«Если я и впредь буду долгое время так же сильно перегружен делами и всецело занят мыслями о том, как максимально быстро заработать деньги, мое состояние непременно ухудшится без всякой надежды на стабильное восстановление», – Эндрю Карнеги.

… и так, представленные выше документальные доказательства однозначно свидетельствуют о том, что, если люди во главу угла ставят материалистические ценности, уровень их субъективного благополучия, как правило, ниже, чем у тех, кто не считает их приоритетными. Но чем это объясняется? Действительно ли чрезмерный материализм негативно сказывается на людях? Если да, то каким образом? А может, все дело в том, что люди, изначально недовольные жизнью, слишком сильно фокусируются на богатстве, вещах, имидже и популярности? И если да, то опять же почему?

Ответы на эти вопросы очевидно непросты, и излюбленная мантра всех ученых «тут нужны дополнительные исследования» в данном случае на удивление уместна. И все же я считаю, что уже сегодня можно создать вполне убедительную теорию, в значительной мере объясняющую факты, выявленные исследователями относительно «темной стороны» чрезмерно материалистического отношения к жизни. Теория, над которой мы с коллегами работаем, базируется на идее психологических потребностей человека; с данной концепции мы и начнем эту главу.

Психологические потребности

Утверждение о том, что у людей есть определенные психологические потребности, популярно и противоречиво одновременно. Безусловно, никто не станет отрицать наличие у каждого человека физиологических потребностей (в воздухе, воде, пище и т. д.), которые непременно должны быть удовлетворены, ибо это необходимо для его жизнедеятельности. Однако некоторые социологи на этом и останавливаются, заявляя, что психологические потребности либо научно недоказуемы, либо их попросту не существует в природе. Другие теоретики и исследователи активно используют концепцию психологических потребностей, чтобы понять мотивацию человека и объяснить, что влияет на его субъективное благополучие; а третьи вообще отказываются обсуждать данную концепцию как таковую исходя из того, что определенные психологические процессы служат базой для человеческой мотивации и для оптимального функционирования человека они должны протекать определенным образом.

Но что же такое потребность? Потребностью – в том смысле, в котором это слово используется в данной книге, – является не только то, что человек хочет, а еще и то, что необходимо для его выживания, развития и оптимального функционирования в окружающем мире. Так же как растению, чтобы укорениться, цвести и плодоносить, нужны воздух, вода, свет и почва определенного химического состава, каждому человеку для здоровья и роста понадобятся конкретные «психологические питательные вещества». Более того, точно так же как растения поворачиваются к свету и проникают корнями все глубже в землю, чтобы поглощать из почвы воду и минералы, наши потребности тоже заставляют нас вести себя подобным образом, то есть так, чтобы повысить вероятность их удовлетворения. Иными словами, потребности мотивируют наши поступки и, чтобы обеспечить наш психологический рост, непременно должны быть удовлетворены.

Но если мы и согласны с тем, что потребности обусловливают базовый опыт и поведение, которые понадобятся для выживания и оптимальной адаптации человека к окружающей среде, то исследователи, изучающие наше поведение и мотивацию, по-прежнему спорят о количестве имеющихся у людей потребностей и том, как их называть. В результате психологических экспериментов и путем теоретизирования я пришел к выводу, что для мотивации, приспособления к среде и субъективного благополучия любого человека необходимы как минимум четыре комплекта потребностей.

Подробнее они описаны далее; я назвал их так: 1) потребности в безопасности, защищенности и средствах к существованию; 2) потребности в компетентности, эффективности и самоуважении; 3) потребности в принадлежности и 4) потребности в автономии (независимости и самостоятельности) и аутентичности (реализации потенциала). Каждый из этих наборов рассмотрен психологами-теоретиками с различных точек зрения, и каждый заметно влияет на качество жизни человека. Кроме того, как нам еще предстоит убедиться, когда люди считают погоню за материальными благами своей приоритетной жизненной целью, все эти потребности удовлетворяются далеко не полностью.

Для начала поговорим о первой категории: потребностях в безопасности, защищенности и средствах к существованию. Это потребности в еде на столе, крыше над головой, одежде, защищающей нас от дождя и холода, – то есть во всем том, что позволяет нам выжить. Они также доказывают тот факт, что, когда человек постоянно пребывает во вредоносных, вызывающих тревогу и нервозность, нестабильных ситуациях, он просто неспособен нормально функционировать. В детстве эти потребности часто выражаются в стремлении ребенка чувствовать родительскую заботу, знать, что папа и мама позаботятся о нем, помогут ему выжить в этом большом и опасном мире и добиться успеха. Позже потребность в безопасности проявляется в основном в желании человека остаться в живых и избегать всего того, что может привести к преждевременной смерти.

Вторая категория потребностей включает в себя ощущение, что мы способны сделать то, что задумали, и получить то, что хотим и ценим. А еще потребности в компетентности и самоуважении предусматривают наличие у человека позитивного мнения о себе; он должен себе нравиться. По сути, для удовлетворения этих потребностей нужно, чтобы люди чувствовали себя компетентными и достойными уважения.

Третья категория потребностей – это необходимость в тесной связи с другими людьми, в принадлежности к той или иной социальной группе, в причастности и поддержке. Человек – существо социальное, поэтому он стремится к близким отношениям с окружающими и ради достижения этой цели готов на многое. Именно желание удовлетворить эти потребности заставляет нас становиться членами религиозных общин, местных организаций и прочих. Человеку необходимо знать, что он принадлежит к какой-то социальной группе, будь то родители, друзья, соседи или коллеги, и что он связан с ними крепкими, хоть и невидимыми узами.

И наконец, каждый человек хочет чувствовать себя независимым и аутентичным в своих действиях и поступках. Мы неизменно стремимся к большей свободе и большим возможностям самостоятельно, под собственным руководством, пережить какой-то новый опыт. Эти потребности ярче всего проявляются в нашем желании самовыразиться и делать то, что интересно именно нам. Нам не нравится давление извне и вынужденные действия, совершенные под гнетом сложившихся обстоятельств; мы стремимся заниматься тем, что заставляет нас напрягать силы, приносит искреннее удовольствие, позволяет в полной мере самореализоваться. В этом случае мы чувствуем себя хозяевами своей жизни и, следовательно, удовлетворяем свои потребности как в автономии, так и в аутентичности.

В заключение скажу, что многие исследования и теории однозначно свидетельствуют о том, что люди очень сильно мотивированы к тому, чтобы чувствовать себя в безопасности, быть компетентными и связанными с другими людьми, а также автономными и аутентичными в своих действиях и поступках. А по мнению многих исследователей и теоретиков, если эти четыре набора потребностей удовлетворяются, психологическое благополучие и качество жизни повышаются; в противном же случае они снижаются.

Как проявляются потребности и как они удовлетворяются

Потребности действительно обеспечивают нас базовой мотивацией поступать тем или иным образом, но они не указывают нам, как их удовлетворить. Форма проявления потребностей и уровень их удовлетворения зависят от целого ряда факторов, в том числе от наших личностных характеристик, образа жизни, ценностей и культуры, в которой мы живем.

Например, если я голоден, то моя потребность в пище побуждает меня что-нибудь съесть. То, как именно я удовлетворю эту потребность, будет зависеть от моих личных вкусов и среды проживания. Например, если я сладкоежка, то постараюсь найти апельсин или конфету; если я люблю соленое, предпочту крендель или картофельные чипсы; если я живу в Японии, могу съесть суши; если в Ливане, велика вероятность того, что это будет, скажем, хумус. Личностно-социальный контекст создает четкие схемы для проявления и удовлетворения потребностей предлагая нам определенные пути и стиль поведения. Во многих случаях эти схемы работают вполне эффективно, и наши потребности удовлетворяются, что поддерживает наше психологическое здоровье и субъективное благополучие.

Однако представьте себе, что бы было, если бы я каждый раз, почувствовав голод, ел шоколадный торт. Многие физиологические потребности моего тела в конкретных питательных веществах оставались бы неудовлетворенными, что, без сомнения, негативно сказалось бы на моем организме. Кроме того, наши личностные характеристики и культура, в которой мы живем, далеко не всегда обеспечивают нас путями, позволяющими нам адекватно удовлетворять свои психологические потребности. Нередко определенные аспекты нашей индивидуальности и жизненные обстоятельства вынуждают нас удовлетворять свои потребности, по сути, изощренными способами. А иногда наша среда просто неспособна предоставить нам достаточно возможностей для здорового проявления наших потребностей, и в результате уводит нас от образа жизни, который реально мог бы помочь нам стать счастливее.

Одного взгляда на современную потребительскую культуру достаточно, чтобы понять, что людей сегодня постоянно бомбардируют месседжами, сводящимися к тому, что любые потребности можно удовлетворить благодаря использованию правильных продуктов. Вы не чувствуете себя в безопасности на дороге или дома? Приобретите новые шины или дверной замок. Вас беспокоит, что вы можете умереть молодым? Ешьте на завтрак вот эти полезные хлопья и на всякий случай застрахуйтесь вот в этой страховой компании. Ваш газон не слишком привлекателен по сравнению с газоном соседа? Купите эту газонокосилку и эти удобрения. Давно не ходили на свидания? Купите вот это платье, вон тот шампунь и этот дезодорант.

В вашей жизни не хватает приключений? Купите этот тур, этот спортивный автомобиль или хотя бы подпишитесь на вот эти журналы. Кроме того, потребительские общества предлагают своим членам множество ролевых моделей, изначально предполагающих, что высокое качество жизни (то есть полное удовлетворение потребностей) возможно только в случае успешного достижения материалистических целей. Герои и героини потребительских культур, как правило, богаты, знамениты и внешне привлекательны. Нам говорят: вот эти преуспевающие люди, которым нужно стараться подражать и чью жизнь стоит скопировать.

Под градом лозунгов, наперебой прославляющих путь потребления и богатства, каждый человек в какой-то момент в той или иной степени принимает и усваивает идеи материализма. Это означает, что мы включаем месседжи потребительского общества в свои системы ценностной ориентации и убеждений. И тогда наша жизнь начинает строиться вокруг материалистических ценностей, влияя на цели, которых мы стремимся достичь, на наше отношение к людям и предметам, наше поведение и поступки.

Практически все люди на земле считают вещи, деньги и имидж в той или иной мере важными, но в системе ценностной ориентации некоторых из них материализм занимает центральное место. Как следствие, меняется их жизненный опыт. Чтобы проиллюстрировать это, возьмем двух человек: первый ценит материальные блага превыше всего, у второго противоположный набор приоритетов. Решая вопрос карьеры, первый, вероятно, постарается найти высокооплачиваемую работу, обеспечивающую высокий статус и возможность хорошо зарабатывать; а второй вполне может согласиться на должность с меньшей зарплатой, если это позволит ему приносить реальную пользу обществу.

Или представьте, что им обоим попался в руки специальный номер журнала Forbes, в котором рассказывается, как разбогатели некоторые из сильных мира сего. Первый, по всей видимости, прочтет журнал от корки до корки, а второй наверняка довольно скоро прекратит чтение. Данные примеры наглядно показывают, что жизнь этих двоих и, следовательно, их жизненный опыт совершенно разные, и объясняется это тем, что они разделяют разные ценности.

Отличия между этими двумя парнями непременно повлияют и на то, в какой степени в конечном счете будут удовлетворены их потребности. Точно так же как человек, который питается фастфудом, скорее всего, будет менее здоровым, чем тот, кто ест много фруктов и овощей, у человека, ставящего во главу угла материалистические ценности, гораздо меньше шансов удовлетворить потребности, необходимые для его психологического роста и счастья.

Как мы увидим в следующих главах, материализм приводит людей к образу жизни и жизненному опыту, не слишком способствующим удовлетворению их психологических потребностей. Если расширить метафору с правильным и неправильным питанием, то это означает, что потребительское общество продает нам нездоровую пищу, обещая при этом, что она божественно вкусная и непременно сделает нас счастливыми. В результате многие из нас ее покупают. Увы, насыщаемся мы ею лишь на короткое время, ибо обещание было ложным, и пища не приносит удовлетворения.

Почему люди по-разному усваивают материалистические ценности

Учитывая, что массированному воздействию культурных месседжей, поощряющих материалистическое отношение к жизни, подвергается практически каждый из нас, возникает вопрос, почему же одни принимают соответствующие ценности и проникаются идеей материализма глубже, чем другие. В частности, почему первый парень из приведенного выше примера больше озабочен хорошим заработком и достижением материальных благ? Одно из объяснений, очевидно, состоит в том, что люди подвергаются бомбардировке месседжами потребительской культуры в разной степени. Например, человек с большей долей вероятности проникнется материалистическими идеалами, если он много смотрит телевизор, а также если его родители ставили перед собой четкие материалистические цели. Следовательно, частично ответ заключается в том, что некоторые люди с детства учатся подобному отношению или мировоззрению, ибо такова среда их обитания.

Однако мы нередко по-разному воспринимаем одни и те же конкретные результаты из-за предшествующего уровня удовлетворения наших потребностей. Как писал Абрахам Маслоу, когда у людей есть некая потребность, которая не удовлетворяется, «меняется вся их философия будущего. Для хронически голодного человека утопию можно определить просто как место, где достаточно еды. Он склонен думать, что, если ему гарантируют сытость на всю оставшуюся жизнь, он будет совершенно счастлив, и что больше ему никогда ничего не захочется».

Такая же динамика, судя по всему, наблюдается и в случае с материализмом. Люди, чьи потребности в прошлом не удовлетворялись в полной мере, начинают верить, что счастье и хорошую жизнь им принесут деньги и вещи. Частично эта вера обусловлена тем, что общество нам внушает, будто только встав на материальный путь, мы сможем почувствовать себя в безопасности, а частично тем, что нашему организму, чтобы выжить, действительно необходим определенный уровень материального комфорта. В любом случае сильный акцент на материалистических ценностях часто является симптомом или отражает прошлое, для которого характерен относительно низкий уровень удовлетворения потребностей. Иными словами, неудовлетворенные потребности делают человека несчастным и заставляют все больше и больше становиться «материалистом».

Резюме

В этой главе я высказал идею, что для обеспечения высокого качества жизни непременно должны быть удовлетворены определенные потребности человека. Материалистические ценности, как правило, выходят на первый план у тех, у кого за плечами относительно долгая история лишений. Таким образом, одна из причин, по которой эти ценности обычно сопряжены с низким качеством жизни, заключается в том, что они являются симптомами или признаками неудовлетворения некоторых потребностей. Но не следует считать ориентацию на материалистические ценности просто проявлением несчастья. Встав на этот путь, люди начинают так строить свою жизнь, что задача удовлетворения их потребностей еще больше усложняется, и они в итоге становятся еще несчастнее.

В следующих четырех главах вашему вниманию представлены научные доказательства, подтверждающие эти умозаключения. Из главы 4 вы узнаете, что материалистические ценности становятся приоритетными тогда, когда не полностью удовлетворяются потребности людей в безопасности и средствах к существованию. Глава 5 рассказывает о том, что из-за ряда динамических факторов откровенно материалистического отношения к жизни серьезно страдают потребности в самоуважении и компетентности.

Главы 6 и 7 посвящены тому, что материализм мешает людям налаживать высококачественные взаимоотношения с окружающими, чувствовать себя свободными личностями и самовыражаться. Иными словами, результаты научных исследований, о которых пойдет речь в этих главах, не только подтверждают разработанную нами с коллегами теорию, но и обеспечивают нас дополнительными доказательствами того, что безудержная погоня за материальными благами неспособна сделать жизнь человека оптимально осмысленной, полноценной и качественной.