Продолжение «размышлений» мирового бизнес-гуру Ицхака Адизеса о жизни, духовности и любви.
Эта книга – продолжение «Размышлений о личном развитии» – книги, в которой гуру бизнеса Ицхак Адизес обсуждает с читателем «личные» темы, не связанные с бизнесом. Эти заметки и эссе не результаты исследований или изложения теорий, а очерки и впечатления, возникшие благодаря исключительной открытости всего мира, данной автору по роду деятельности.
Проблемы как испытание
Позвольте мне предположить, что перед каждым из нас стоит одна и та же задача: в конечном счете мы стремимся к безусловной, совершенной, абсолютной целостности. Просветлению. Полному покою. Небесам. Нирване. Самадхи. Приближению к Богу. Для меня все перечисленные выражения имеют общий смысл: это совершенная целостность, которая предполагает отсутствие проблем и треволнений. Отсутствие энергетических потерь. Гармонию.
Едва ли не все, что мы делаем, является частью наших усилий по достижению гармонии. Однако, определив абсолютную целостность как главную свою задачу, мы сталкиваемся с проблемой: из-за вечных перемен эта задача недостижима.
Изменения вызывают дезинтеграцию. Как это происходит? Все в этом мире собрано в систему, а системы состоят из подсистем, которые при переменах меняются не синхронно. Возьмем пример из области личной жизни: физически человеку может быть 40 лет, поскольку он родился 40 лет назад, но благодаря большому накопленному опыту интеллектуально он вполне мог достичь 70-летия, хотя эмоционально находится в подростковом возрасте, а духовно еще и не рождался.
Изменения разрушают целостность. Изменения приводят к рассогласованию системы, а рассогласование проявляется в том, что мы называем «проблемой» – словом, обозначающим разнообразные системные сбои и трещины.
Примечательно, что, когда у кого-то возникают многочисленные трудности, окружающие говорят: «он буквально разваливается на части» или «совсем расклеился». То же можно сказать и о компании, переживающей стремительные трансформации, с которыми не успевает справляться.
Поскольку причиной всех бед оказывается рассогласованность, решением всех проблем становится восстановление целостности. Интеграция возникает как функция взаимного доверия и уважения: чем больше уважения и доверия, тем выше согласованность.
В каждой трудности мне стало видеться испытание (или вызов): обладаю ли я достаточным доверием и уважением к себе, чтобы справиться со своей проблемой, существуют ли взаимное доверие и уважение у меня с теми, с кем возникли общие проблемы? Я должен пройти эту проверку. Чем сложнее тест, тем сильнее я стану, пройдя его. Жизнь – сплошная череда испытаний.
Кто больше получает, тот меньше отдает
У меня есть одно наблюдение, которое в течение многих лет подтверждалось ситуациями, где я был свидетелем: самый любимый ребенок заботится о родителях меньше всех прочих детей.
Мой друг рассказал мне о проблеме с одним из его братьев. В детстве средний брат часто болел. Их мать была в постоянной тревоге за его жизнь. Все ее внимание было обращено на больного ребенка в ущерб двум другим. И вот средний брат вырос и стал очень успешным бизнесменом, преуспев больше остальных. Однако, когда приходит время помочь родителям, у него всегда есть оправдание, почему он не может сделать многого.
Это лишь один из череды подобных примеров. Согласно моему опыту, подобная ситуация повторяется все время. Чему учатся дети, получая, – быть готовыми отдавать или только брать?
Если дети растут в семьях с прислугой, которая убирает комнаты, меняет постельное белье и готовит еду, то, став взрослыми и не имея возможности нанять горничную для домашней работы, они не могут справиться с бытовыми проблемами. Оказывается, что такому взрослому «ребенку» всю жизнь нужна «няня». Похоже, они ждут особо благоприятного отношения, даже когда его нет и быть не может. Поэтому очень важно, чтобы у детей были свои посильные домашние обязанности, соответствующие возрасту. Они должны научиться не только получать, но и отдавать.
И это «отдавать» не должно ограничиваться семейным кругом. По еврейской традиции вечером каждой пятницы на стол ставят коробку для пожертвований, куда дети кладут деньги как вклад в устройство государства Израиль.
Дети сызмальства должны приучиться вносить свою долю, если они собираются стать полезными членами общества. Живущий в миссии Сахадж Марг Учитель сказал, что любовь подобна мускулам – ей нужны тренировки. Чем больше любви вы чувствуете, тем больше способны любить.
Щедрость – одна из форм проявления любви, которую следует развивать в себе, все время тренировать. Она не появляется в человеке автоматически, как только он разбогатеет. Я замечал, что щедрость и богатство не всегда связаны между собой. Бывает, что очень богатые люди скупы, а относительно бедные щедры.
Люди обычно поступают так, как привыкли с малолетства. Любить и дарить, щедро делиться тем, что имеешь и чувствуешь, – это не врожденные качества, а приобретенные привычки. И чем раньше им научишься, тем скорее поймешь, что значит быть человеком.
Не жди и не желай
Я принадлежу духовной миссии Сахадж Марг. Там мы предаемся медитации. У нас есть Учитель, который учит преимущественно на собственном примере. Я провел в Индии неделю и был удостоен чести жить в его доме и общаться с ним лично. Это эссе я посвящаю ему.
Медитация начинается молитвой, в которой содержится одна мысль. Ее я хочу обсудить. Там говорится: «Для нас, ничтожных рабов желаний своих».
Молитва наставляет нас освободиться от своих желаний. Почему? Потому что желания и ожидания порабощают нас. Они направляют наш ум из настоящего в будущее. А будущее по определению произойдет не сейчас. Оно все время удаляется от нас. Непрерывно. Так же и наши желания. Мы всегда хотим нового. А значит, никогда не находим удовлетворения, никогда не бываем счастливы. Всегда есть что-то, к чему мы стремимся.
Вот реальная история, которая поможет раскрыть эту идею. В Амстердаме есть бар, на стене которого висит большой баннер со словами «Завтра напитки бесплатно». Если вы поверите объявлению, то станете ходить в бар каждый день и всякий раз будете разочарованы: сегодня опять нет бесплатных напитков, они будут завтра.
Сосредоточившись на будущем, мы упускаем настоящее. А должны делать наоборот: жить в настоящем, поскольку именно оно и реально. А будущее – пока нет. Акцент на сегодняшнем дне поддерживается и в иудаизме. Я трактую значение имени Бога на иврите следующим образом: Ие хових. Ие означает «в грядущем», ахових «сущий». Таким образом, для меня имя Бога, которое истинным иудеям запрещено упоминать всуе, означает: «Создавайте ваше будущее сегодня, живите сейчас».
Когда человек не имеет ни желаний, ни ожиданий, он откроет для себя и примет мысль о том, что у него есть все необходимое. В книге, написанной еврейскими мудрецами, сказано: Ми ху ха меушар. Ха самеах бе хелко. Кто счастлив? Тот, кто доволен тем, что имеет. Итак, усмирите свои мечты, не принимайте желаемое за действительное. Будьте счастливы. Примите естественный ход вещей.
Ладно, а что насчет желаний? Желая чего-то, вы, по сути, заявляете, что недовольны тем, что имеете, и хотите чего-то еще. Вы несчастны до тех пор, пока не прекратите желать. Однако не превратитесь ли вы в «овощ», перестав хотеть что бы то ни было? У вас нет ни планов, ни целей. А значит, вам не к чему стремиться, чтобы улучшить свою жизнь. Вы довольствуетесь тем, с чего начали.
Ничего не хотеть – «кощунство», особенно для консультанта, каковым являюсь я. Мы начинаем сеансы, спрашивая клиента: «Чего вы хотите? Каковы ваши ожидания?» А как иначе?
Учитель велел мне обратиться к естественному образу действий, который следует из буквального перевода слов «Сахадж Марг». Отправляясь в туалет, вы идете туда, потому что ваш организм хочет этого или потому что вам надо туда сходить? Вы идете в уборную, следуя естественной надобности. Что же можно сказать о дыхании? Вы даже не думаете о нем. Просто дышите.
Представьте себе, что именно так вы и живете. Делаете только то, что действительно требуется. Не потому, что вам так захотелось или пригрезилось. Вы это делаете потому, что так надо. Вы поступаете по необходимости, отодвинув в сторону свое эго. Вы становитесь инструментом доставки того, что должно быть доставлено, и прекращаете надуманные действия. Вместо этого вы служите.
Посмотрите на истинных художников. Талантливых артистов. Им не хочется танцевать – они просто танцуют. Рисуют. Создают музыку. Потому что испытывают в этом потребность. Иначе они омертвеют, омертвеют их души. Они увянут, как вянет цветок без воды.
Джазист не размышляет во время импровизации. Он ее не планирует, просто воспроизводит то, что ему навеяло вдохновение. Он становится инструментом для извлечения звуков. Скульптор, возможно, и планирует, что именно получится из камня, но усмиряет свои мечты, желания и ожидания. Камень представляет собой реальность, с которой приходится считаться, исполняя творческий замысел. Нужно устранить эго со своего пути, если вы не хотите создать безвкусный коммерческий продукт. Это подводит меня к слову «ожидание». Ожидание – это не просто желания и мечты. Данное состояние содержит в себе элемент контроля. Ожидая чего-то, вы наделяете будущее событие долей вероятности, а значит, предполагаете, что можете его контролировать. Но когда ожидание не оправдывается, вы чувствуете разочарование, поскольку случившееся демонстрирует ваши слабость и беспомощность.
Ничего не ожидая, мы смиряемся. Смирение не предполагает превращения в пассивный «овощ». Мы так же будем стремиться делать все, что в наших силах. Мы не обязаны отказываться от своих пристрастий и любимого дела и прекращать вкладывать в них силы. Но вместе с тем мы принимаем вещи такими, как есть. Ничего не ждем. Ни о чем не мечтаем. Ничего не желаем. Мы следуем по пути провидения, Бога, вероятности (если вы верите в статистику)… всего, во что бы вы ни верили.
Делай, что должен. Ни больше. Ни меньше. Будь целостен. Будь счастлив. Я стараюсь следовать этой жизненной философии. Укрепляться в ней. Это достаточно трудно, особенно потому, что я еврей, а мы, евреи, постоянно живем в своих мыслях: раздумываем, прикидываем, мечтаем и выстраиваем ожидания. И весьма интенсивно.
Я весьма старательно медитирую, стараясь отказаться от мечтательного, жаждущего, ждущего образа мыслей. Я не жду, что мои книги станут бестселлерами. Я даже не пытаюсь писать их так, как, по моему мнению, следует создавать бестселлеры. Если они будут хорошо продаваться, прекрасно. Нет так нет. Я сделал все, что мог. Приложил все свои силы. Это все, что подвластно моему контролю. Остальное же во власти тех сил, которые я не могу контролировать.
В приведенной ранее молитве есть вдохновляющая меня идея. Когда вы ничего не ждете и ничего не хотите, каждое новое событие оказывается сюрпризом. А даже у неприятных сюрпризов есть светлая сторона. С ними интереснее жить. Вы вновь словно дитя. С вами вечно происходит что-нибудь новое, неизведанное. Жизнь делается богаче. И, как ребенок, вы чаще смеетесь. Вы становитесь счастливее. Реже разочаровываетесь. Меньше требуете от окружающих.
Эпитафия на могиле Никоса Казандзакиса, автора фильма «Грек Зорба», гласит: «Ни страхов, ни надежд. Я наконец свободен». Но вам не нужно ждать смерти, чтобы обрести свободу. Вы можете освободиться еще при жизни. Просто перестаньте мечтать, желать и ждать. Как Будда, будьте счастливы тем, что имеете, полностью осознавая себя в настоящем. Не тратя энергию на грядущее в борьбе с сегодняшним днем ради иллюзорного завтра. Все ваши силы будут направлены на текущие дела. Вся энергия сосредоточена на настоящем. Не вчера и не завтра. Сейчас. Без желаний и ожиданий мы обретаем больше силы и приближаемся к Богу.
Почему? Я полагаю, Бог является самым могущественным существом, так как у него нет ни желаний, ни ожиданий. Бог оставляет ожидания и мечты в начале Ветхого Завета. После потопа Он понимает, что не может превратить людей в праведников, и, по сути, смиряется. Он указывает нам путь, но не контролирует, как мы живем. Так, мы не можем винить Его в смерти любимых, Холокосте и всем прочем, что случается с нами. Ничего этого Бог с нами не делает. Он просто наблюдает. Он дал нам правила и теперь лишь следит за тем, выполняем мы их или нет. Наблюдает без осуждения. Без гнева. Ничем не управляя. В мире все происходит само по себе. Тот мир, что Он (или Она) создал, следует по своему собственному пути, который управляется данными Богом правилами, но и только.
И если Он смирился, то кто мы такие, чтобы отринуть смирение?