8 самых неудачных сделок в истории интернет-бизнеса

8 самых неудачных сделок в истории интернет-бизнеса

30 июня 2010 года интернет-компанией Specific Media была приобретена социальная сеть MySpace за $35 млн. Бывший владелец MySpace корпорация News Corp. медиамагната Руперта Мердока.

Сумма продажи в 10 раз меньше, чем сумма, которую заплатила News Corp за MySpace в 2005 году. И таких «невыгодных историй» не мало, MySpace, ICQ, Bebo и другие успешные в былое время проекты, которые принесли состояния в прошлом одним и головную боль в будущем другим. Раскроем 8 одних из самых неудачных сделок в истории IT-индустрии.

1. Покупка MySpace

Покупатель: News Corp. Цена покупки: $327 млн. Цена продажи: $35 млн. Летом 2005 года корпорация Руперта Мердока News Corp. приобрела самый популярный, на тот момент, сайт в мире MySpace, заплатив за него $327 млн.

Уже к 2006-му сайт лидировал в мире по количеству просмотренных страниц и доминировал в сегменте социальных сетей (75% посещений). Но уже в 2008 Facebook не только догнала его по популярности (с тех пор MySpace начал терять в среднем 1 млн уникальных посетителей ежемесячно), но и оставила конкурента далеко позади: к 2010 году у Facebook насчитывается 640 млн зарегистрированных пользователей против 100 млн у MySpace.

В октябре прошлого года MySpace , признавая свое поражение, официально переквалифицируется в развлекательный портал. К сожалению, это не помогает и MySpace продолжает стремительно падать. По итогам 2010 года MySpace зафиксирует убыток в $165 млн при обороте всего $109 млн.

Да, с такими показателями News Corp. было непросто найти покупателя на MySpace. Но в итоге им все таки это удалось, и владельцем стала малоизвестная компания Specific Media. Пока ничего не известно о планах Specific Media относительно MySpace, в то же время News Corp. (очевидно, на всякий случай) сохранило за собой 5% в MySpace.

2. Покупка ICQ

Покупатель: AOL. Цена покупки: $407 млн. Цена продажи: $187 млн. Израильская компания Mirabilis в 1996 году разработала ICQ. И уже в 1998 AOL платит за сервис мгновенных сообщений около $400 млн (в том числе в качестве бонуса разработчикам $120 млн).

На тот момент для израильского технологического сектора это стало крупнейшей сделкой. Но, к сожалению, с тех пор ICQ так и не смог добиться более существенного успеха, и даже уступил место конкурентам в лице MSN, а позднее Skype, Google Talks и другим сервисам.

По итогам 2010 года во всем мире ICQ пользовались около 33 млн человек, причем почти треть пользователей была из России. Вот чем объясняется интерес к ICQ российского фонда DST (или Mail.ru Group), заплатившего в прошлом году за сервис $187 млн.

Кстати, сделке могли помешать американские спецслужбы, боявшиеся потерять доступ к расшифровкам переговоров восточноевропейских криминальных группв связи с переездом серверов ICQ в Россию.

3. Покупка MP3.com

Покупатель: Vivendi. Цена покупки: $372 млн. Цена продажи: $2,5 млн. В 2001 году французская медиакорпорация Vivendi International, которой помимо прочего принадлежит один из крупнейших мейджеров Universal Music, за $372 млнприобрела музыкальный сервис MP3.com.

Майкл Робертсон и Грег Флорес (создатели MP3.com) мечтали изменить мир, дав возможность музыкантам продавать свою музыку в обход лейблов. Но так как Vivendi преследовала прямо противоположные цели, Жан-Мари Месье (CEO Vivendi), прокомментировал приобретение, назвав MP3.com «передовой технологией», покупка которой должна превратить Vivendi в ведущего дистрибьютора цифровой музыки.

И уже в 2003 Vivendi продает сервис медиакомпании CNET Networks, которая моментально его закрывает и оставляет только его доменное имя.

4. Покупка Broadcast.com

Покупатель: Yahoo! Цена покупки: $5,04 млрд. Цена продажи: сервис закрыт. 1999 год. Yahoo! Приобретает за $5,04 млрд сайт Broadcast.com (примитивный прообраз Youtube).

И на протяжении нескольких лет пытается инкорпорировать Broadcast.com в свою структуру, но все безуспешно – Yahoo! так и не смогла превратить его в хит. «Пузырь доткомов» лопнул, обесценив Broadcast.com вместе с остальными компаниями той эпохи.

И сегодня Broadcast.com больше не существует.А вот его основателей – Марка Кьюбана и Тодда Вагнера продажа Broadcast.com сделала миллиардерами. Кьюбан спас свое состояние и сейчас он владелец клуба NBA Dallas Mavericks. Недавно Dallas выиграл титул чемпионов NBA (впервые за последние 30 лет). Forbes в минувшем году в списке самых богатых людей планеты поставил Кьюбана с состоянием $2,5 млрд.на 459-е место.

5. Покупка Skype

Покупатель: eBay. Цена покуки: $3,1 млрд. Цена продажи: $2 млрд. В 2005 году eBay был приобретен Skype, созданный в 2003, в общей сложности за $3,1 млрд. Встроить Skype в свой основной бизнес eBay не удалось, так же успешно как и монетизировать популярный аукцион.

Основатель eBay Пьер Омидьяр списал с его стоимости более $900 млн. «Как много бесплатных звонков мне нужно сделать, чтобы оправдать покупку Skype?» – сокрушался весной 2008 года в своем Twitter-аккаунте Пьер Омидьяр.

Но уже через год, в 2009 году, eBay продает контрольный пакет Skype группе частных инвесторов за $2 млрд., но при этом оставляет за собой 30% акций, это позволило неплохо заработать (так как после приобретения Skype группа частных инвесторов перепродало его Microsoft за $8,5 млрд).

Нужно отметить качество работы менеджмента, что за период акционерский перепетий с момента продажи его eBay и покупкой Microsoft Skype не претерпел никаких серьезных изменений.

6. Покупка Bebo

Покупатель: AOL. Цена покупки: $850 млн. Цена продажи: $10 млн. В 2008 году Facebook стремительно завоевывает популярность среди пользователей социальных сетей (число пользователей Facebook возрастало на 150% ежемесячно и к концу лета достигло отметки 100 млн человек).

AOL решает обзавестись собственной сетью и приобретает компанию Bebo у Майкла и Хочи Бёрч. Однако AOL не удается создать серьезной конкуренции компании Марка Цукерберга.

Увы, за два года число уникальных посетителей Bebo сократилось с 22 млн до 14,6 млн в месяц, и в дальнейшем продолжало падать. Уже в 2009 AOL начинает искать на Bebo покупателей. И только летом 2010 года ее выкупил частный фонд Criterion Capital Partners в 85 раз дешевле сделки с Бёрчами. Сейчас Bebo – небольшая компания со штатом из 50 человек.

7. Покупка Flip

Покупатель: Cisco. Цена покупки: $590 млн. Цена продажи: компания закрыта. Cisco приобрела компанию Pure Digital за $590 млн, выпускавшую карманные видеокамеры Flip в 2009 году. Прибыль Cisco, чьим основным бизнесом является производство сетевого оборудования для предприятий в тот период сокращалась и компания искала выходы на новые для себя рынки сбыта своего оборудования, а камеры Flip к тому моменту были сенсацией.

Причиной их популярности была возможность моментально отправлять отснятое видео на YouTube и другие видеохостинги. Но в этом же году разработчики мобильных телефонов достигли существенного улучшения качества съемки.

Из-за этого камеры Flip потеряли потенциальных покупателей. В начале 2010 года Cisco заявила об уходе с потребительского рынка карманных видеокамер, отдел по производству камер полностью закрывает и увольняет весь персонал.

8. Слияние AOL и Time Warner

Крупнейший в мире медиаконгломерат Time Warner и крупнейшая в мире интернет-компания AOL в 1999 году объявили о слиянии. Сумма «сделки века» составила около $350 млрд.

Рыночная капитализация AOL к тому моменту составляла около $240 млрд, компания получила в объединенном предприятии 55% акций. «Пузырь доткомов» вскоре лопается и активы AOL стремительно теряют в цене. AOL Time Warner была вынуждена зафиксировать в 2002 году рекордный в истории американских компаний убыток – $99 млрд.

Через десять лет после слияния, в конце 2009 года, Time Warner и AOL ставят точку в отношениях и окончательно разделяются. Сегодня рыночная стоимость AOL не превышает $2 млрд.