Что хочет увидеть инвестор в бизнес-модели стартапа

Что хочет увидеть инвестор в бизнес-модели стартапа

Сделки часто разваливаются потому, что основатели проекта не могут договориться с инвесторами по финансовым условиям. Но иногда бывают другие причины. Например, у инвестора есть четкое видение, как технологически реализовать проект, и у основателей оно есть, но другое.

Я знаю случай, когда был хороший проект, хорошая система, которая уже эксплуатируется и генерирует кэш. Стояла задача этот проект масштабировать. И вот ребята пытаются поднять раунд инвестиций до $1 млн.

Инвестор говорит: ваша платформа замечательная, но чтобы масштабировать проект, не надо рисковать — я хочу, чтобы вы использовали мою уже готовую платформу, которая разработана портфельной компанией моего фонда. Стартаперы сказали: «Мы не хотим», и в самый последний момент, практически при подписании, сделка попросту развалилась.

Инвестор (это был фонд) продолжает вкладывать средства в другие предприятия. А этот проект потерял время и силы, поднял деньги чуть позже, на худших условиях, и у них развитие идет медленнее, чем могло быть.

Наверняка они столкнулись с массой проблем, развивая собственную платформу. По сути, это плата за реализацию собственных амбиций «разработчика технологии». Я не проводил технологического due diligence (процедура формирования объективного представления об объекте инвестирования), поэтому у меня нет возможности судить, чье решение было правильным: стартаперов или инвесторов.

Я не исследовал платформу, которую разрабатывала команда проекта, и ту, которую им предлагали использовать. Но из соображений здравого смысла могу сказать вот что: самое страшное зло — заниматься изобретением велосипеда, который кто-то уже не просто изобрел, но и запустил в массовое производство.

Этим частенько грешат программисты в России: вместо того чтобы делать «фичи», они делают «фреймворк». Это очень интересно, но на изобретение велосипеда у них просто нет времени и ресурсов. Можно взять уже готовый, который ничего не стоит, пусть он будет детский, но к нему можно что-то прикрутить и сразу поехать – начать тестировать бизнес-гипотезы. Изобретение велосипеда — это потерянные бизнес-возможности.

Если ты вместо «фичей» сперва занимаешься разработкой «фреймворка», на котором потом «за пять минут» сможешь сделать «фичи», ты должен подумать вот о чем: через год или даже через несколько месяцев рынок уже будет другим, твоя идея, вполне возможно, станет нерелевантной рынку, и твоему проекту надо будет выруливать совсем в другую точку, находясь в иной конкурентной ситуации.

Таких случаев много — люди зарываются в техническую разработку, которая очень интересна, но не имеет отношения к бизнес-модели их проекта.

История про Dropbox

Пару лет назад, когда Стив Джобс был еще жив, он вел переговоры с основателями компании Dropbox и предлагал им $700 млн. Они не согласились.

А он им сказал: вы думаете, что Dropbox — это продукт, а на самом деле это «фича» для моего эйпловского облака (сервиса iCloud). Если вы думаете, что он, как самостоятельный продукт, может долго прожить, — ошибаетесь. Вы всего лишь «фича», и думайте, кто вас в итоге купит.

Они не согласились. И я не буду оценивать ситуацию — сколько у них на тот момент было поднято денег и какая была ситуация с их существующими инвесторами.

Вполне возможно, сделка с Apple была для них невыгодна. Но в любом случае наши технологические стартаперы должны вынести из этой истории урок. Рынок для их венчурного инвестора — это тот, кто в конечном итоге купит их компанию.

Вариантов по большому счету всего два: полная продажа компании стратегическому игроку (как могло бы быть, например, в случае Dropbox и Apple) и выход на IPO. Но по статистике, даже той, что существовала в Америке в лучшие времена, на IPO выходит не более 9% успешных компаний.

Есть, конечно, и третий вариант — расчет на операционную прибыльность, однако эта история очень долгосрочная, и не всякому венчурному инвестору она подходит идеологически.

Давайте разберемся. Dropbox — это популярный сервис. Он зарабатывает деньги, люди хранят там документы, фотографии, но инвесторы получат свои деньги обратно, только если продадут его крупным компаниям, которые занимаются облачными технологиями.

Это Apple, Amazon, Facebook и Microsoft. Причем продажа двум последним вряд ли возможна (у них есть свои аналогичные или похожие сервисы). Есть еще компании второго эшелона — например, Rack Space. Но они не заплатят дорого. Так что вариантов не так много.

История про «Футубру»

В России неудачные проекты опытные инвесторы хоронят тихонечко — «закапывают» где-то и забывают. Внутри фонда происходят очень серьезные обсуждения, и инвесторы очень недовольны тем, что управляющие дали деньги проекту, который «не полетел».

Но публичным «разбором полетов» никто не занимается. Так же и с «Футуброй» (альтернатива Twitter от Mail.ru, которая была закрыта) — тонкости останутся за закрытыми дверями. Это особенность российской культуры с ее 20-летней историей предпринимательства.

В США и Европе толерантное отношение к предпринимательской неудаче. Среднестатистический россиянин смотрит на неуспешного стартапера как на неудачника. А в Калифорнии, например, про такого говорят, что он «опытный предприниматель». Наоборот, считается, что у технологического предпринимателя, окрыленного успехом, довольно высокие шансы прийти к неудаче.

Известный венчурный инвестор из Кремниевой долины Дэвид Маклюр (500 startups) открыто говорит, что не любит инвестировать в команды, которые реализуют свой первый проект, а в проект «опытного предпринимателя» при прочих равных он войдет гораздо охотнее.

Если посмотреть исследование Startup Genome, то выяснится, что за битого двух небитых дают.

Венчурные инвестиции по своей природе предполагают высокий риск и вероятную неудачу. Есть пословица: надейся на лучшее, готовься к худшему.

Поэтому надо всегда думать о том, что плохого может случиться с проектом прямо сейчас и в ближайшем будущем, и держать в голове набор рисков.

Вот мы запустили продукт, опросили 10 человек, которые сказали: «Классная вещь! Мы тебе благодарны!» — и тут выясняется, что это половина пользователей продукта, которых всего 20 на весь мир. Вы должны быть готовы быстро перестроиться и переделать продукт, подстроив его под рынок.