Если отбросить рассуждения литературоведов о положительных и отрицательных героях «12 стульев», останется увлекательный сюжет и остроумные шутки. Колоритные персонажи и их приключения привлекают не только читателей, режиссеры тоже по достоинству оценили произведение. Роман, по сути, почти готовый сценарием комедии. Каждый персонаж в нем — находка для актера, поэтому фильмы на основе романа снимали в разных странах. Мы знаем две экранизации, но их гораздо больше. Точное количество фильмов нам не известно, но о девяти мы знаем точно.
Первым в 1933 году роман экранизировал чех Мартин Фрич. Правда, в фильме от сюжета остались только 12 стульев и еще несколько сцен. Экранизация была неудачной, но всё-таки…
В 1938 г. за роман взялся немец. История неожиданно заканчивается хэппи-эндом, наследник сам заработал на нормальную жизнь и оставил драгоценности детскому приюту. Этот фильм был лучше предыдущего. Но стульев почему-то стало 13. Бразильский вариант появился в 1957 г. и Остап Бендер в нем — женщина. Режиссер имеет право на свое видение.
Кубинский кинематограф порадовал в 1962 г. События своеобразно переплетаются с Кубой шестидесятых годов. Времена Че Гевары каким-то образом вписались в канву романа, и получилось почти неплохо. В 1966 г. наконец-то пришла наша очередь — Александр Белинский снял очень точную экранизацию, но она больше походила на театральную постановку.
Италия-Франция, 1969 год. Великий комбинатор опять женщина. Получилась французская комедия с любовными линиями. Узнать первоисточник можно только по 12 стульям. США 1970. Первая зарубежная попытка экранизировать роман, а не сделать нечто «по мотивам». Удачный Остап Бендер, хотя юмор американский.
Наконец-то! В 1971 г. Леонид Гайдай снял замечательный фильм с Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым. Тут все правильно, фильм хороший и ничего не искажает. Фильм Марка Захарова вышел на экраны в 1976 г. Экранизация точная, актеры великолепные, музыка, экспрессия, юмор. Эти «12 стульев» нравятся не всем, но за 5 экранных часов роман изложен полностью.