- {$ result $}
UTM-метки — это инструмент передачи в систему аналитики дополнительных параметров источника трафика. Благодаря этому рекламодатель может формировать группы пользователей и анализировать показатели продаж. Каждая UTM-метка состоит из двух частей:
UTM-значения и переменной:
- UTM-значение — статические данные, отвечающие за сортировку информации для группировки переменных.
- Переменные пользователь задает в произвольной форме с разделителем &.
UTM-метки делятся на обязательные и опциональные, которые используются при необходимости.
Примеры обязательных и опциональных меток
Обязательные
- utm_source — рекламная система: Яндекс.Директ, Google AdWords. Пример: utm_source=yandex, utm_source=google
- utm_medium — тип трафика: cpc (оплата за клик), cpm (оплата за показы), email (рассылка). Пример: utm_medium=cpc, utm_medium=cpm, utm_medium=email
- utm_campaign — рекламная кампания: детские игрушки, детские коляски. Пример: utm_campaign=kids-toys, utm_campaign=kids-strollers
Опциональные
- utm_term — ключевое слово, которое инициировало показ объявления. Пример: utm_term=cheap-kids-toys
- utm_content — тип объявления. Пример: utm_content=text, utm_content=text-2, utm_content=banner
- Системы контекстной рекламы, Яндекс.Директ и Google AdWords, кроме стандартных UTM-меток, могут передавать собственные параметры.
Как это работает
Переменные UTM позволяют отследить:
- Эффективность рекламы (контекстной, медийной);
- Переходы из скачанных документов (прайсов, каталогов и т. д.) и email-рассылок.
В URL рекламной страницы необходимо внести информацию об источнике перехода. Например, реклама в Яндекс.Директе ссылается на страницу: https://bbf.ru/quotes/. С расширенной информацией адрес будет выглядеть так: https://bbf.ru/quotes/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=quotes&utm_term={keyword}.
Так передаются Google Analytics и Яндекс.Метрике четыре UTM-метки (4 параметра): utm_source, utm_medium, utm_campaign, utm_term.
Эти UTM-метки означают:
- utm_source — рекламная система (Yandex, Google, Begun, VK)
- utm_medium — тип трафика (cpc (объявления), cpm (баннеры))
- utm_campaign — обозначение рекламной кампании (pizza, 3-rolls-for-2, noodle-in-box)
- utm_term — условие поиска кампании, например, ключевые слова контекстной рекламы (10 октября — дата рассылки email с рекламной ссылкой)
- utm_content — содержание кампании, например, для A/Б тестирования элементов сайта или контекстных объявлений (red-button, short-title)
Теперь можно оценивать эффективность рекламной системы, типа трафика, кампаний, ключевых слов или фраз.
Сохранение предпоследнего источника трафика
Информация о предпоследнем источнике нужна для понимания некоторых технических особенностей сайта. Например, посетитель пришел на сайт, нажав на ссылку в контекстной рекламе, зарегистрировался и подтвердил регистрацию, совершил конверсию.
В момент перехода по ссылке в письме у посетителя изменяется источник трафика, так как реферером становится сайт почтового сервиса. Начнется новая сессия и конверсия засчитается не рекламной компании. Избежать этого можно с помощью параметра «utm_nooverride».
- Для впервые пришедших посетителей Google Analytics сохраняет всю информацию с присвоением текущего источника трафика.
- При повторных посещениях utm_nooverride=1 не позволяет Google Analytics перезаписывать источник трафика.
При определении источника трафика с помощью utm_nooverride информация сохранится только о первом.
Как безопасно использовать UTM-метки
Посетитель, пришедший по ссылке, видит в адресной строке URL с дополнительными параметрами, то есть, копию страницы-оригинала, которую робот-поисковик может посчитать независимой страницей. Это происходит в следующих случаях:
- Посетитель поделился ссылкой на своём сайте, на форуме или соцсетях.
- Яндекс.Метрика отправила поиску Яндекса все новые страницы на индексацию (опция отключается в настройках).
Чтобы этого не произошло:
- Подмените URL в адресной строке с помощью js, чтобы посетитель не имел возможности копировать неправильный URL.
- Добавьте meta-тэг rel=»canonical» для склейки копий страницы в одну основную.
- Запретите в robots.txt параметры UTM-меток (Clean-Param для Яндекса).
Пример на кейсе для интернет-магазина
Мы рассмотрим работу Яндекс.Маркета, но любой источник трафика можно оценить таким же образом. Выгрузка прайс-листа выглядит так: https://bbf.ru/shop/product/100/?utm_source=yandex-market&utm_campaign=smartfon&utm_medium=cpc&utm_term=brand.
- utm_source — прайс-агрегатор
- utm_campaign — название кампании
- utm_medium — источник трафика (cpc (cost per click) — плата за клик)
- utm_term — ключевое слово
Метки передают информацию об источнике трафика, категории товара, наименовании товара.
Основные параметры динамической вставки Яндекс.Директ
Параметр | Значение параметра |
---|---|
{keyword} | Ключевая фраза, по которой было показано объявление. Текст ключевой фразы без минус-слов |
{source_type} | Тип площадки, на которой произведён показ объявления:
|
{source} | Домен площадки РСЯ |
{position_type} | Тип блока, если показ произошёл на странице с результатами поиска Яндекса:
|
{position} | Точная позиция объявления в блоке:
|
{addphrases} | Клик из «дополнительных релевантных фраз»? (yes или no) |
{campaign_id} | Номер (ID) рекламной кампании |
{ad_id} или {banner_id} | Номер (ID) объявления |
{phrase_id} | Номер (ID) ключевой фразы |
{retargeting_id} | Номер (ID) условия ретаргетинга |
{gbid} | Номер (ID) группы |
Основные параметры динамической вставки Google AdWords
Параметр | Значение параметра |
---|---|
{keyword} | Ключевое слово, по которому было показано объявление |
{placement} | Домен сайта, с которого был клик по объявлению (только для КМС) |
{creative} | ID объявления |
{network} | Откуда поступил клик: из Google поиска, от поискового партнера или из контекстно-медийной сети (буквы g, s и d соответственно) |
{matchtype} | Тип соответствия ключевого слова: точное, фразовое или широкое (буквы e, p и b соответственно) |
{adposition} | Позиция вашего объявления на странице, обозначенная как 1t2, говорит о том, что объявление находится на позиции 2 вверху (top) страницы 1 |
{device} | С какого устройства поступил клик: с мобильного телефона, планшетного ПК или настольного/портативного компьютера. (буквы m, t и c соответственно) |
{devicemodel} | Марку и модель устройства (например, Apple + iPhone), если клик был с ьелефона или планшета (только в КМС) |
{target} | Категория, к которой относится место размещения в КМС (например, путешествия или спорт) |