Отделы по работе с клиентами есть в компаниях, основной профиль работы которых — обслуживание клиентов. В торговле задачи отдела и его руководителя сводятся к поиску покупателей и работе с ними. Работа с клиентами в рекламных компаниях требует особого подхода к каждому потенциальному клиенту. Мировая практика клиентского менеджмента свидетельствует о тенденции развития в одном направлении: передача клиентов глобальному менеджеру.
В задачи отдела продаж или менеджера по продажам входит:
- Изучение потребностей потенциальных клиентов
- Переговоры с клиентами, донесение до них информации о свойствах товара, цене, скидках, условиях продажи, порядке расчетов и доставки.
- Контроль ассортимента товаров и образцов для демонстрации.
- Разработка методик поиска и привлечения клиентов, тактики общения с ними.
- Организация работы и поддержание контакта с постоянными клиентами.
- Присутствие при оформлении сделок, составление документов, расчет стоимости с учетом скидок.
Задачи директора отдела
Директор или менеджер, работающий с ключевыми клиентами, лично разрабатывает план взаимодействий с ними. В обязанности этого специалиста входит координация деятельности отдела, управление проектами, переговоры, составление планов работы с важными клиентами.
Также директор контролирует проведение тендеров и обработку их результатов, составляет финансовые планы, следит за соблюдением сроков и качества поставок, решает конфликтные вопросы и мотивирует сотрудников отдела.
В рекламных агентствах директор по работе с клиентами — важнейшая фигура, наряду с креативным директором и директором по стратегическому планированию. Деятельность рекламного агентства носит командный характер, и достичь успеха можно только при слаженной работе подразделений. Директор отдела должен наладить продуктивное взаимодействие со всеми структурами агентства.
Идеальный директор отдела продаж
Вышестоящее руководство регулярно доводит до сведения директора отдела план по продажам. Как правило, цифры в этом руководстве к действию завышены. В задачи руководителя отдела входит определение путей и способов достижения намеченных показателей. Когда стратегия и тактика будут выработаны, директор отдела объясняет подчиненным общие задачи, методы их осуществления и распределяет обязанности. Кто-то из сотрудников занимается поиском клиентов, кто-то оформляет сопроводительные документы и т. д.
После этого работа директора сводится к контролю работы каждого сотрудника и помощи при необходимости. По итогам работы одних работников нужно поощрить, других — наказать.
При сбоях в работе и нестандартных ситуациях директор отдела обязан быстро принять решение, изменить тактику и разработать план выхода из сложного положения. Работать в постоянно изменяющихся условиях может только спаянный коллектив, состоящий из грамотных специалистов. Ответственность за подбор кадров и повышение их квалификации также возлагается на руководителя отдела. По итогам работы руководитель отдела должен составить отчет и поставить под ним свою подпись.
Должность руководителя отдела продаж относится к среднему управленческому звену, но обязанностей у него много и работа ответственная, требующая определенных личностных качеств:
- Лидерские способности;
- Ответственность;
- Коммуникабельность;
- Организаторские способности;
- Умение быстро принимать правильные решения.
Этим набором качеств должен обладать каждый руководитель, стремящийся к карьерному росту.