
Перебирая множество заявок, инвесторы венчурных фондов подбирают настоящий проект. Очень важно знать, окупятся ли затраты при работе в этом направлении, с этой фирмой или частным лицом. Первый разговор в этом очень важен. Согласно опросу Forbes, пять самых прогрессивных инвесторов поделились своими секретами.
Заявки, отправленные инвесторам, поражают своим количеством. Приходится просматривать многие из них, прежде чем найдется стоящий проект. К примеру, только у фонда Bessemer Venture Partners (BVP), занимающегося инвестициями, кол-во заявок около 150-ти. При этом оборотный капитал фонда 2 миллиарда долларов.
Ежегодно лишь 20-30 компаний удостаиваются права быть выбранными как перспективные. Согласно заявлению партнера фонда, Джереми Левайна, приходится ежегодно просматривать и выслушивать многие тысячи презентаций от компаний.
Президент фонда EDventure Holdings, Эстер Дайсон, не может вспомнить точное число претендентов, с которыми приходится контактировать еженедельно. «Кто-то получает по e-mail отказ, а с некоторыми приходится встречаться для оценки перспективности вложений», — рассказывает Эстер в интервью Forbes.
В СНГ, директор Intel Capital, Игорь Табер, делится с нами рассказом о том, что к нему поступает от 10-ти до 20-ти различного рода предложений в неделю. Половина претендентов удостаивается личной встречи. И лишь единичные счастливчики получают финансовую поддержку (с 91-го года по нынешний Intel Capital инвестировал 9,5 миллиардов долларов в 1050 различных компаний в сорока семи странах).
Инвесторному фонду нужно знать, насколько перспективно вложение и окупятся ли затраты в области инвестиции. Здесь мы представляем интервью пять инвесторов, давших свои советы в интервью Forbes.
Директор Intel Capital, Игорь Табер
- Не следует с уверенностью расписывать будущие прибыли компании. Это абсолютно непредсказуемо, особенно с годами. Намного актуальнее будет рассказать о том, насколько вы предусмотрели риски, занимаясь проектом будущих прибылей, а также финансовую сторону бизнес модели. Допустим, вам нужно 20 миллионов долларов, но при этом вы не озвучили основных рисков и допущений согласно модели бизнеса. Этим вы вряд ли заинтересуете серьезного инвестора.
- Лучше всего дайте понять инвестору, что вы достаточно опытны в той области, которая требует капиталовложений, знаете особенности рынка, основных людей в ней. Дайте понять, что состав вашей команды верен избранному курсу, доверяет лидеру, что вы действительно тот самый деловой человек, который призван быть во главе этой компании.
- Не пытайтесь показать, что вы прекрасно владеете ситуацией и необходимой информацией. У всех бывают неудачи и успехи, важно то, как вы относитесь к тому и другому. Я скорее отдам предпочтение человеку, прошедшему неудачу и сделавшему правильные выводы, чем тому, кто не знает что такое провал.
- Честность и только честность. Не стоит рассказывать о проекте, направленном на обман покупателей. Если вы не честны со своими клиентами, тогда как инвестор сможет вам доверять?
- Сконцентрируйтесь. Презентация, направленная на рассказ о всевозможных шагах, где наудачу может быть один и сработает, мало кому интересен.
Венчурный фонд Bessemer Venture Partners и его партнер, Джереми Левайн
- Объемный план по бизнесу – худшее, что можно послать инвестору. Навороченная сложность вашего вопроса, не уместившаяся на 15-ти страницах, не самый лучший вариант получить инвестиции.
- Сконцентрируйтесь на 3-х основных задачах, наиболее актуальных для инвестора: особенность вашего продукта, штат, отношение рынка. Невозможность подробно информировать инвестора в этих вопросах не даст желаемого результата.
- Слэнг корпораций не актуален. Поскольку жаргон лишь мешает внятному изложению идеи, плюс возникает эффект дежавю, словно это где-то было, а значит, даже если концепция оригинальна, подобная подача сыграет против вас.
- Не нужно слишком упирать на «конфиденциальность» вопроса. Актуальность и полнота подачи информации позволит вам получить лишние бонусы, которые превысят по своей выгоде риск, что идеи похитят. Сами по себе идеи не дороги – гораздо весомее в финансовом плане их реализация. Самое лучшее, если инвестор будет найден по доверенности от надежного человека – он будет гарантией, что инвестиции поступят вовремя и в должном объеме. Также важно узнать, не занимается ли фонд инвестициями вашим конкурентам.
- Перед продажей идеи, неплохо исследовать проекты фонда, поскольку корректное упоминание нужной компании, инвестиции в которые фонд уже осуществлял, увеличит ваши шансы. Если этого нет, надежнее будет найти иного инвестора.
Almaz Capital Partners и его управляющий партнер, Александр Галицкий
- Точно озвучьте ваш проект. Обозначьте круг людей, которым он интересен – из области определенного социального слоя или направления в промышленности. Не стоит живописать всё на глобальном мировом уровне.
- Дайте понять уникальность проекта. Необходимо доказать конкурентоспособность идеи, не только на технологическом уровне, но и с позиции деловой, а также эффективности. Будьте реалистами, ориентируйтесь на равноценных конкурентов сообразно вашей компании, Майкрософт и Гугль плохой пример.
- Обоснованная оценка наполнения рынка очень важна. Инвестирующий фонд заинтересован в высокой отдаче от вложений. Охват рынка обязан быть достаточным для перспективного расширения компании.
- Очень важна бизнес-модель по захвату рынка. Здесь не важно насколько много у вас возможностей для этого. Намного актуальнее будет акцентировать внимание на максимально простом, эффективном способе, и показать перспективность вложений в это дело. Дайте понять фонду, что вы все предусмотрели.
- Оцените возможности вашего штата. Расскажите, кого в нем не хватает. Очень важна сбалансированность команды. Лидер должен реально смотреть на вещи и оценивать свои силы.
- Расскажите о требуемых объемах инвестиций и области их реализации. И чем сложнее вы будете описывать схему траты, тем сильнее навредите себе. Тут нужен четкий, ясный ответ.
EDventure Holdings – президент, Эстер Дайсон, делится информацией на тему как найти инвестора
- Я люблю помогать компаниям вырасти в процессе инвестиций, решить реальные проблемы, например модные со здоровьем. Занимаюсь проектами, которые мне лично интересны.
- Странно, что соискатели даже не хотят поинтересоваться компаниями, с которыми я работала, если интереса нет, значит, скорее всего, такой претендент не имеет энергии для развития своего дела.
- Требуется оригинальная, достойная, интересная идея, чтобы заинтересовать инвестора.
- Четкая постановка проблемы – вот что важно.
- Команда и еще раз команда. Люди решают все. А значит, успехи, промахи, прошлые работы – все это очень важно для оценки перспектив вложений.
- Важно писание продукта, рынка, услуги, потенциальных конкурентов.
- Для меня важна финансовая информация. Не столько цифры, сколько подход к делу, умение проводить расчеты, трезво смотреть на вещи и планировать будущее.