Когда следует продавать акции на фондовом рынке

Инвестору на заметку: когда следует продавать акции

Подавляющее большинство инвестиционных советов относится к покупкам. Это не удивительно для инвесторов, так как с покупки ценной бумаги начинается весь процесс инвестирования.

Покупки также генерируют комиссию и сборы для брокеров. Разумеется, то, что куплено, должно быть продано, а с каждой сделки взимается комиссия и сборы.

Важность продажи

Покупка по разумной цене является жизненно важной. Конечный доход, который будет получен на любую инвестицию, сначала определяется ценой покупки. В некотором смысле можно утверждать, что прибыль или убыток определяется при покупке; но вы просто не узнаете результата, пока не продадите. И хотя эта теория уходит глубокими корнями в разумные фундаментальные принципы инвестирования, продажи также являются жизненно важным звеном.

На самом деле, если покупка по правильной цене может потенциально определить заработанную прибыль, то продажа по правильной цене гарантирует фактическую прибыль, если таковая имеется. Таким образом, если вы не продадите в надлежащее время, выгоды от правильной покупки исчезнут.

Сделка как казино

Причина, почему многие имеют проблемы с продажами, коренится во врожденной человеческой склонности быть жадным. Например, инвестор приобретает пакет акций по $25 за акцию, и говорит себе, что если акция достигнет 30 долларов, то он будет продавать.

Что происходит дальше, знакомо всем. Акция достигает $30, и инвестор решает продержаться еще пару долларов. Конечно, акция достигает $32 и жадность продолжает преодолевать рациональность. Инвестор продолжает держать. Вдруг цена акций разворачивается вниз и возвращается к $29.

Инвестор тогда говорит себе, что, когда акция снова достигнет $30, он продаст все. К сожалению, этого не происходит, и цена акций продолжает дрейфовать ниже. Поддавшись эмоциям и разочарованию, инвестор продает по $23, ниже первоначальной цены покупки.

Когда жадность и эмоции одержали верх над рациональным суждением, базовые инвестиционные принципы были заменены игрой в казино. В результате был получен убыток. И в то время как инвестиционный убыток составил $2 за акцию, истинные потери составили $7, так как инвестор имел возможность продать по $30, но отказался.

Поэтому знание, когда продать, имеет первостепенное значение. В приведенном выше примере правильная продажа снижает вероятность наступления двух негативных последствий. Во-первых, правильная продажа помогает гарантировать сохранность прибыли. Во-вторых, правильная продажа снижает вероятность понести большие потери.

Никогда не пытайтесь предугадывать рынки

Прежде чем начать изучение причин продажи акций, инвесторы должны понимать, что своевременная продажа не требует угадывания рынка. Очень немногие инвесторы, даже если таковые и будут, когда-нибудь купят на абсолютном дне и продадут на абсолютной вершине.

Считайте, что вам крупно повезло, если вы смогли сделать и то, и другое. Наиболее успешным инвесторам – Уоррену Баффету, Питеру Линчу и другим – не удавалось покупать точно на дне и продавать точно на пиках. Вместо этого они сосредоточились на покупке по одной цене и продаже по более высокой цене.

Причины для продажи

При условии, что акция покупается по разумной цене, есть всего несколько причин, чтобы продать ее.

1. Была допущена аналитическая ошибка

Если после покупки акций вы позже пришли к выводу, что были допущены ошибки в анализе – ошибки, которые фундаментально влияют на оценку компании как подходящей инвестиции, – то вы должны продавать, даже если это означает убыток.

Ключ к успешному инвестированию – полагаться на ваши данные и анализ, а не на эмоциональные качели в настроении господина Рынка. Если этот анализ был испорчен по той или иной причине, двигайтесь дальше. Конечно, цена акции может подняться даже после продажи, что заставит вас критиковать себя, но ключом к успешному инвестированию является учеба на ошибках.

Каждый будет делать ошибки. Извлечение уроков из ошибки, которая будет стоить вам 10% потерь от вложений, в конечном счете может стать одной из лучших ваших инвестиций – если благодаря ей вы научитесь и сможете делать более правильный отбор инвестиций.

Конечно, не все аналитические ошибки равны. Например, если бизнес не отвечает краткосрочным прогнозам прибыли и цена акций идет вниз, это не всегда причина для продажи, если здоровье бизнеса все еще остается неизменным. С другой стороны, если вы видите, что компания отдает долю рынка конкурентам – что может быть признаком долгосрочной слабости – то это, вероятно, причина, чтобы продать.

2. Быстрый рост цен

Вполне возможно, что после покупки цена акции, по тем или иным причинам, резко возрастает в течение короткого периода времени. Лучшие инвесторы – наиболее скромные инвесторы. Не принимайте такой быстрый рост, как подтверждение того, что вы умнее, чем рынок в целом.

Действительно, ваши шансы заработать деньги на фондовом рынке в долгосрочной перспективе значительно увеличиваются, если вы покупаете дешево. Но дешевая акция может стать дорогой акцией в очень короткий период времени в силу целого ряда причин, некоторые из которых, вероятно, вызваны спекуляциями.

Заберите свою прибыль и двигайтесь дальше. Еще лучше, если акция позже снизится и вам будет представлена возможность снова купить. Если акции продолжают расти, утешение в старой поговорке: «Забирая прибыль, еще никто не разорился».

3. Цена больше не оправдывается оценкой

Это самая сложная причина для продажи, потому что оценка это наполовину искусство и наполовину наука. Стоимость любого пакета акций, в конечном счете, опирается на текущую стоимость будущих денежных потоков компании.

Оценка будет всегда иметь степень неточности, потому что всё в будущем остается неопределенным. Следовательно, именно поэтому стоимостные инвесторы полагаются на концепцию «запаса прочности» в инвестировании. Хорошее эмпирическое правило, хотя и далеко не обязательное, – принять решение о продаже, если оценка компании становится значительно выше, чем у аналогов. Конечно, это правило со многими исключениями.

Например, нет никаких оснований, чтобы продать акции компании «Проктер энд Гэмбл» только потому, что цена компании в 15 раз больше чистой прибыли, в то время как цена Kimberly Clark в 13 раз больше прибыли, особенно если учесть доминирование продукции «Проктер энд Гэмбл» на рынке.

Другой, более разумный подход к продаже – продавать, когда коэффициент P/E компании значительно превышает его средний коэффициент P/E за последние пять или 10 лет. Например, на пике интернет-бума Wal-Mart имел P/E в 60 раз больше прибыли. Несмотря на качество Wal-Mart, любой владелец акций должен был продать их, а потенциальные покупатели должны были поискать что-то другое.

Резюме

Вкратце, любая продажа, которая приносит доход, – хорошая продажа. Когда продажа приводит к убытку, но сопровождается пониманием того, почему произошла потеря, это тоже можно считать хорошей продажей. Продажа плохая, когда это продиктовано эмоциями, а не данными и анализом.

Помните, не судите о продаже по тому, продали ли вы акцию на пике или нет. Вместо этого сосредоточьтесь на продаже по причинам, продиктованным рациональной оценкой и ценой.