Фондовый рынок ценных бумаг: его участники и регулирование

Фондовый рынок ценных бумаг: его участники и регулирование

Рынком ценных бумаг принято называть часть финансового рынка (другой его частью является рынок банковских ссуд), в которой проводятся купля-продажа и эмиссия ценных бумаг.

Он является индикатором рыночной экономики и по совместительству ее основным финансовым рычагом. Ориентируясь на характер обращения ценных бумаг, его можно рассматривать как первичный и вторичный. В первом случае это первичное размещение ценных бумаг, которые были выпущены на финансовом рынке среди инвесторов, а во втором – купля-продажа осуществляется с ценными бумагами, которые были выпущены ранее.

Участники рынка ценных бумаг – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения для решения вопросов о переходе прав на ценные бумаги.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, среди которых могут быть и кредитные организации, отвечающие за:

  • Дилерскую деятельность;
  • Брокерскую деятельность;
  • Депозитную деятельность;
  • Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);
  • Деятельность по управлению ценными бумагами;
  • Деятельность по составлению перечня владельцев ценных бумаг;
  • Деятельность по ведению торговли на рынке ценных бумаг.

Существует пять основных групп участников рынка ценных бумаг:

  1. Эмитенты – юридические (реже физические) лица, выпускающие ценные бумаги в обращение и отвечающие за их сохранность перед владельцами;
  2. Инвесторы – физические и юридические лица, вкладывающие свои сбережения или капиталы в ценные бумаги. Если инвестор проводит собственный выпуск ценных бумаг, то он является и эмитентом;
  3. Фондовые посредники – лица, связывающие эмитентов и инвесторов. Они являются владельцами государственных лицензий на брокерские и дилерские услуги, являющиеся посредническими видами деятельности; Брокеры являются фондовыми посредниками, которые проводят операции с ценными бумагами на средства клиента, ориентируясь на договора поручения или комиссии. Доход брокера представляет собой комиссионное вознаграждение;
  4. Дилеры – это фондовые посредники, которые осуществляют операции с ценными бумагами на свои средства. Их доход рассчитывается, как разница между стоимостью покупки и продажи ценных бумаг;
  5. Управляющие компании – это фондовые посредники, которые занимаются доверительным управлением ценных бумаг и/или денежных средств, предназначенными для приобретения ценных бумаг или высвобождающимися от их продажи, в интересах и по поручению своих клиентов.

Под регулированием рынка ценных бумаг понимается упорядочение деятельности всех его участников на нем и операций, проводящихся между ними со стороны тех организаций, которые уполномочены обществом на эти действия.

Различают внутреннее и внешнее регулирование участников рынка. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности рассматриваемой организации принадлежавших ей нормативным документам, в числе которых: правила, устав и прочие внутренние нормативные документы.

Под внешним регулированием понимается подчиненность деятельности рассматриваемой организации нормативным актам государства, иных организаций и международным соглашениям.

За регулирование рынка ценных бумаг отвечают органы или организации, уполномоченные на выполнение регулирующих функций. Таким образом, рассматривают:

  • Государственное регулирование рынка, которое проводится государственными органами;
  • Регулирование, осуществляемое профессиональными участниками рынка ценных бумаг, или самостоятельное регулирование рынка;
  • Регулирование, проводимое при помощи общественного мнения, или общественное регулирование.

Цели регулирования рынка ценных бумаг:

  • Поддержание на рынке порядка, создание оптимальных условий на рынке для более комфортной работы всех его участников;
  • Предостережение участников рынка от недобросовестных действий организаций или отдельных лиц;
  • Обеспечение открытого и свободного процесса составления цен на ценные бумаги, опираясь на спрос и предложение;
  • Создание рынка с повышенной эффективностью, где всегда имеются стимулы для проведения предпринимательской деятельности и для каждого риска есть адекватное вознаграждение;
  • Создание новых рынков, поддержка рынков, необходимых обществу, и рыночных структур, начинаний и нововведений;
  • Воздействие на рынок с последующим достижением каких-либо общественных целей.

В состав современного рынка входят различные элементы, механизмы их взаимодействия и мотивации. Рынки разделяются, как правило, на товарные, финансовые и международные. Если совместить все рынки страны, то мы получим национальный рынок, а мира – мировой рынок.

Товарные рынки состоят из рынков потребительских товаров, средств производства, интеллектуального труда, информации и рабочей силы; финансовые – из валютных, рынков ценных бумаг и капиталов.

В связи с этим, рынок охватывает те элементы, которые связаны непосредственно с обеспечением производства, и элементы денежного и материального обращения. Но элементы рынка, являющиеся отдельными рынками, по своему значению различны. Рынок начинается тогда, когда появляется возможность приобретения рабочей силы и средств производства, т.е. трудовых и инвестиционных ресурсов одновременно. Без этого о функционировании производства не может быть и речи.

Огромным экономическим значением обладает потребительский рынок. Если этот рынок не будет развиваться, то потеряется весь смысл отношений обмена. Состояние потребительского рынка влияет на обеспеченность населения, устойчивость денежного отношения и уровень потребления.

Финансовый рынок (или рынок ссудных капиталов) отвечает за подвижность капиталов, их переход в более прибыльные и перспективные производственные отрасли. Рассмотрим структуру финансового рынка и их составляющих:

  1. Денежный рынок:
    • рынок краткосрочных кредитных операций;
    • рынок казначейских векселей;
    • рынок иных краткосрочных ценных бумаг;
    • учетный рынок;
    • межбанковский рынок;
    • валютный рынок.
  2. Рынок капиталов:
    • рынок среднесрочных ценных бумаг (акций);
    • рынок долгосрочных ценных бумаг (облигаций);
    • рынок среднесрочных банковских кредитов;
    • рынок долгосрочных банковских кредитов.

Масштабы рынка определяются его степенью развития. В самом начале, когда осуществляется простое товарное производство, возникает рынок с некоторыми ограничениями, в котором подвергаются реализации, как правило, только предметы потребления.

В дальнейшем происходит стремительное расширение сферы обращения различных товаров, а именно, развивается система рынков, на которых проводятся операции купли-продажи не только потребительских товаров, но и средств производства, рабочей силы и пр.