История возникновения денег в России

История возникновения денег в России

История денег начинается с незапамятных времен. В своей натуральной форме они представляют самостоятельную ценность, в том числе серебряные и золотые монеты. В России монетное обращение возникло в IX-X вв.

В то время Россия называлась Киевской Русью. Быстрое развитие чеканки монет произошло в XV веке после создания централизованного Российского государства. Бумажные деньги появились значительно позже.

Впервые бумажные деньги, как в прочем и сама бумага, были созданы в Китае. В конце XIII века Китай посетил знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, который и сделал для них подробное описание.

В период правления династии Юань (1271-1368 гг.) их печатание осуществлялось в больших количествах. Также они являлись главным средством китайского денежного обращения. В Западной Европе и в Северной Америке выпуск денежных знаков стал осуществляться позже: Америка, Франция, Австрия, Пруссия – 1690 г., 1718 г., 1762 г., 1765 г. соответственно.

Появление бумажных денег в России

Первые бумажные деньги появились в России в 1769 году, во времена правления Екатерины II. В то время они назывались ассигнациями и совершенно не были похожими на те, что есть сейчас. Они являлись скорее банковскими обязательствами, т.е. расписками на получение монет.

Изготовление бумаги для ассигнаций проводилось на Красносельской мануфактуре (а потом в Царском селе на бумажной мануфактуре) с наличием водяных знаков. Печатались деньги в Сенатской типографии.

Первые ассигнации имели невысокое качество, поскольку печатались или на плохой бумаге, или по полиграфическому исполнению: в составе печатного изображения был текст и нумерация. Поскольку ассигнации имели довольно простой вид, вскоре началось производство их подделки.

Большое количество фальшивых ассигнаций на привезенном печатном станке выпустил Наполеон II, когда вторгся в Россию. В 1814-1815 гг. произошло падение курса бумажного рубля до 20 копеек.

Из-за сложившейся ситуации министру финансов Д. Гурьеву потребовалось представить Александру I доклад с указаниями о необходимости проведения замены имеющихся ассигнаций и устройства особого заведения, на котором создавались бумажные деньги.

После того, как согласие императора было получено, Д. Гурьев обратился к генерал-лейтенанту А.А. Бетанкуру, как к «сведущему во всех технических производствах» с предложением о согласовании всех способов и условий изготовления новых денежных знаков.

Бетанкур начал работу над созданием проекта строительства нового типографского и бумагоделательного производства, которое получило название: «Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг». Как только создание экспедиции закончилось, за свою работу принялись устройства по изготовлению полноценных бумажных денег.

Новые ассигнации, которые создавались Экспедицией в 1818-1819 гг. по образцам Хованского и Бетанкура, имели более высокую сложность. Их номиналы составили 5, 10, 25, 50 и 100 руб. В борьбе с подделкой очень важную роль сыграли водяные знаки, которыми были воспроизведены не только портреты, но и картины русских художников.

Купюры были сделаны таким образом, что по их сторонам высвечивался текст «Государственная банковская пятидесятирублевая (или другого достоинства) ассигнация». За выполнение рисунков на ассигнациях отвечали граверы.

Чтобы добиться усложнения рисунка и повышения качества бумажных денег, Экспедиция обращалась к граверам и талантливым художникам, среди которых были А. Зауэрвейд, Я. Рейхель и Г. Скамони, и внедряла в производство новейшие технологии и машины.

Деньги в СССР

Из-за гражданской войны доставка денег из центра на окраины страны сильно затруднилась, а кое-где и вовсе прекратилась. В результате начался период местного «деньготворчества» — выпуска различного рода денежных клонов местными властями.

Проводилось это как самовольно, так и с санкции правительства РСФСР. Низкое качество местных денежных знаков не помешало их производству, поскольку оно было нужно для успешной экономической жизни на окраинах страны.

Правительством РСФСР было санкционировано временное производство денежных знаков в Сибири, на Урале и в Средней Азии. В тех районах, где господствовали интервенты и белогвардейцы, также появлялись местные деньги с изображением исторических памятников России.

К примеру, выпуск денег Юденича был сопровожден знаменитым Медным всадником, врангелевских – новгородским памятником «Тысячелетие России», а деникинских – зданием Петроградского Адмиралтейства и Московского кремля.

Когда гражданская война подходила к концу, в стране огромное количество денег и их клонов находилось в обращении. В такой ситуации требовался срочный подъем курса рубля, а для этого надо было провести денежную реформу. Одним из ее этапов стал выпуск банковских билетов – червонцев в 1922 году.

Им присваивалось золотое содержание. Так, один червонец мог заменить десятирублевую золотую монету дореволюционной чеканки. Билеты обеспечивались золотом на 25%, а в остальной части – векселями и легкореализуемыми товарами.

С тех пор, впервые после Октябрьской революции денежное обращение получило твердую валюту – червонец. Однако, одновременно с червонцами обращались также и обесцененные советские денежные знаки.

В связи с этим, правительство обратилось к Гознаку с требованием создать новые советские деньги повышенного качества, на которых должны изображаться образы простых советских людей – крестьянина, рабочего, красноармейца. В 1922 г. выдающемуся скульптору И. Шадру было заказано написание их портретов.

Созданные им и обработанные в гравюре художниками Гознака портреты сеятеля, кузнеца-молотобойца, рабочего и красноармейца были размножены в огромном количестве экземпляров новых марок и денежных знаков.

Большую значимость производству образцов изделий Гознака придал художник И.И. Дубасов. С 1961 года дизайн денежных знаков был изменен, благодаря идеи величия СССР, когда образ В.И. Ленина становится самым главным элементом графики на выпускаемых купюрах.

Деньги в современной России

В настоящее время деньги имеют множество сходств с денежными знаками Российской империи (особенно купюра достоинством в 50 рублей).

В них наблюдается возрождение имперской эстетики в отношении дизайна денег. К тому же, современные способы защиты денежных знаков сопровождаются лучшими разработками отечественных специалистов, каких еще не было за все время производства денег в нашей стране.