Социальная сеть Google+

Социальная сеть Google+

Международная IT-тусовка вторую неделю обсуждает новый продукт Google — социальную сеть Google+ (больше не существует). Обсуждения в основном восторженные. Честно говоря, мне Google+ тоже нравится, но я не уверен, что он будет жить долго и счастливо. Расскажу только о нескольких моментах, которые заставляют меня сомневаться.

Немного истории

Если ребенок только успел родиться, и его уже уронили головой на пол, назвали Акакием, а родители его — звезды «Дома 2», а на дворе идет третья мировая война, то даже небольшая продолжительность его собственного существования не удержит нас от неблагоприятного прогноза дальнейшей судьбы. С Google+ с самого начала всё пошло не так. Даже раньше, еще до Google+.

Все знают, что Google давно хотел сделать социальный сервис, который будет иметь такие же масштабы популярности, как его поиск или хотя бы YouTube. Orkut, Wave, Buzz — всё это было и всё не взлетело. Кто-то скажет — и хорошо, Google набрался опыта и теперь у него всё получится. Я считаю — не судьба. Не его это — социальные сети. Может быть, причина этому — то, о чем сказал Игорь Ашманов, может быть она другая.

Итак, предыстория неутешительна. Что мы видим в истории? Google+ открылся по инвайтам, причем инвайты были то ли багом, то ли фичей, раздавать их можно было как минимум четырьмя разными способами, каждый из которых то отваливался, то снова работал. Я бы на месте Google пустил сразу всех желающих. Сомневаюсь, что тут дело в нагрузках — уж Google-то нагрузки выдерживать умеет. Сомневаюсь, что инвайты были нужны для того, чтобы подогреть интерес — массовка и так шипела от малейшего плевка, горячее некуда. Сомневаюсь, что инвайты нужны из соображения «сервис сырой, багов много, не хотим их показывать всему миру». Пустите одного блоггера — и всё, мир увидел.

В результате инвайтная истерия перегрела людей. Получив заветное приглашение, пользователь, счастливый, врывается в «круги» и видит… Ни игрушек, ни настройки трансляций и кросспостинга, ни аккаунтов СМИ, чтобы читать в ленте новости, ни внешней кнопки для сайтов, чтоб статьи лайкать — зато куча гиков, которые сидят и пишут посты о чем? Правильно, о G+.

Тут видна и вторая историческая ошибка: не допилили. Слишком уж глубокая бета вышла на люди. Понятно, что каждая новая функция — это новостной повод, пиарщики не смогут разослать пресс-релизы о том, что что-то появилось, если оно с самого начала было. Но гикам из Google плевать на пиарщиков, даже своих. У них зарплата зависит от успеха социальных проектов.

И это, кстати, мне тоже не нравится. Наверняка, Google придумал какие-нибудь интересные KPI для G+, но люди всегда лучше делают что-то по вдохновению, а не за бабло. Тем более, числовые показатели всегда можно как-нибудь хитро накрутить и подкрутить.

Наконец, посмотрим на жестокий мир, в который пришёл Google+. Это мир Facebook, Twitter и еще кучи социальных сетей. Эксперты уже начинают фиксировать у пользователей усталость от социальных сетей. Новизна исчезла, любопытство удовлетворено, люди начинают задумываться об ограничении потока контактов и контента, который льется им в мозг ежедневно. Пора придумывать next big thing, а не повторять уже существующие. Если уж повторять, то настолько лучше, чтобы все упали в обморок, а, очнувшись, и помнить забыли про какой-то там Facebook.

Интеграция продуктов Google

Пока у G+ не слишком много интеграции даже с собственными сервисами Google (нет даже поиска по текстам записей внутри G+), не говоря о сторонних ресурсах. Но лиха беда начало.

Компания уже поменяла дизайн почты, календаря, готовится поменять у других сервисов — делает им единый look and feel с G+. Компания обещает закрыть бренды Blogger и Picasa, все равно фотки и блоги будут внутри соцсети. Но это все сущая ерунда. Google сделал две страшные вещи:

а) воткнул почти на всех сервисах под шапкой черную панель инструментов, на которой ярко-красным горит количество новых постов, комментариев, поделений и прочих социальных действий, произведенных с вами и вашим контентом в G+. Я из-за нее не могу нормально пользоваться Google Reader. Я прихожу почитать длинные умные посты из СМИ и профессиональных блогов, а эта лампочка то и дело загорается, я поневоле лезу в уведомления, начинаю читать каменты, отвечать… никакой концентрации! Сплошная прокрастинация!

Может, я нерепрезентативен? Как бы не так. Мир возненавидел black bar!.

б) вторая ужасная интеграция пока, можно сказать, не существует. А может, и существует. Я говорю про кнопку +1 и главный продукт Google — Web Search. Изначально кнопка +1 появилась на поисковой выдаче, ее предлагалось нажимать, чтобы отметить «хорошие» результаты поиска, сохранить их себе в закладки и подать Google «поведенческий сигнал» о персональных предпочтениях и качестве поиска.

Сейчас нажатие на выдаче +1 никак не отражается в вашем G+ профайле, но неужели вы верите, что так будет всегда? А теперь представьте, как будет выглядеть интеграция. Google будет пытаться выстроить из ваших запросов, лайков и кликов на поиске персональный поведенческий профиль, показывающий ваши интересы и предпочтения. На основании этих интересов вам будут предлагать контент в социальной сети и «рекомендуемых друзей». Наоборот, плюсадины внутри социалки будут влиять на поисковую выдачу — опять же, интересы, плюс показ в результатах поиска контента от друзей — Google уже пытается это делать, и Bing тоже.

Короче, полное смешение социалки и веб-поиска. Из социальной сети Google невозможно будет выйти! Везде одни и те же рожи — в социалке посты друзей, в поиске рекомендации друзей, поделения ссылкой друзей, на картах информация о том, кто где зачекинился…

Я не верю в такое скрещивание. В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань. Занятия В поиске люди ищут работу, рефераты, товары и услуги, технические характеристики товаров, кулинарные рецепты, гороскопы и новости… Да, для многих типов запросов рекомендации и мнения друзей — приятное (рецепты, книги) или даже важное (гостиницы, сложная техника) дополнение, но не единственное возможное содержание. Мне настолько не нравится эта идея, что я готов использовать красивую фразу «G+ убьет весь Google», если, конечно, перестарается.

Кстати, если вы совсем без импорта не можете, есть способ отправлять свои посты из G+ в Twitter и Facebook. Он описан на этой странице.

Невнимание к брендам

Пока умные аналитики рассказывают, что люди приходят в соцсети общаться и развлекаться, а не покупать и смотреть рекламу, бренды прекрасно себя чувствуют в Facebook. Там для них есть статистика и аналитика, рекламная платформа, специальный тип страниц, возможность делать промо-приложения и игры, проводить конкурсы, давать скидки, наконец — продавать. Отдельная тема — страницы знаменитостей. Никто не будет регистрироваться в Facebook чтобы почитать, что пишет Coca-Cola. А вот Леди Гага — другое дело.

Google, совершенно в стиле своего гиковского мышления, не стал вообще никаких возможностей делать для брендов. Обещают, конечно же, сделать «в этом году». Обещают, что всё будет клёво — специальные страницы, мощная статистика, реклама, интеграция с другими сервисами Google, которые использует компания… Надо было делать сразу. Чтобы у пользователей было ощущение «тут есть всё, что надо». Чтобы бренды и знаменитости рекламировали G+ у себя и призывали фанатов читать себя в Google. Чтобы брендам было приятно, в конце концов, чтобы они любили Google и желали успеха его продукту.

Christian Oestlien, продакт-менеджер Google+, призвал бренды вообще пока не лезть в G+ и не создавать там пользовательские профайлы. Мы, говорит, пока сконцентрировались на удобстве пользователей. А вы, говорит, потом. Заполните пока форму, и когда мы начнем тестировать бизнес-профайлы, мы может быть включим вас в маленькую группу тех, кто сможет их создать.

Privacy Issues

Google всю жизнь ругали за вольное обращение с личной информацией, но это всё были цветочки по сравнению с тем, что он может натворить с социальной сетью. Тут мы снова сталкиваемся с фатальностью программистского мышления. Для хладнокровных гиков, которым всё лишь бы алгеброй гармонию проверить, любые персональные данные, user generated content вплоть до личной переписки — такие же пиксели и байты, как и всё остальное.

Это для них в первую очередь информация, с которой можно сделать столько разных клёвых штук! Как тут удержаться? Юзеров всегда можно успокоить, сказав, что это роботы читают вашу переписку с любовницей, и делают это исключительно для вашего удобства, а мы, программисты, не читаем! Реклама в Gmail, контекстная содержанию письма; часто задаваемые запросы, попадающие в видимые всем поисковые саджесты — к этому уже всем привыкли, пора выходить на новый уровень.

Google уже вышел. Google не стал мелочиться и запретил делать приватные профайлы. Все закрытые профайлы будут удалены. Можно, в принципе, жить и без профайла — например, для пользования электронной почтой достаточно иметь Google Account (аккаунт и профайл — отдельные вещи, до сих пор не нарадуюсь). Но разве это жизнь? Нет уж, будь любезен показать как минимум имя и аватарку, чтобы находиться в поиске. В Матрицу нынче пускают строго по паспорту и отпечаткам пальцев. Не удивлюсь, если Google будет банить профайлы, уличенные в искажении личной информации.

Вообще-то деанонимизацией Интернета уже никого не удивишь, но надо, по-моему, как-то мягче. Пусть люди сами этого хотят. А тут, опять же, эта чертова интеграция — никогда не знаешь, какие данные где вылезут. Ты что-то в почте написал кому-то, а оно раз — и в круги запостилось.

Не снял в кругах галочку — пост ушел на мыло, человек открыл на работе, начальник заглянул через плечо… Ты поисковый запрос задал, а он тебя на Sparks по этому запросу подписал. Ты видюшечку для друзей выложил, а к тебе пришли с Youtube и надавали по шее за авторские права. Причем половина таких эффектов окажется сюрпризом для самого Google.

Нет, они заботятся о приватности. Немножко. Изначально в G+ было такое: пишешь ты пост для одного круга, а кто-нибудь из круга нажимает share — и всем его кругам пост видно. Исправили. Теперь надо написать пост, опубликовать, потом уже залезть в настройки поста и найти там пункт «disable reshare». G+ вообще требует от людей слишком много действий. Вся эта возня с кругами… А ведь если опубликовать пост в режиме public, это означает, что прокомментировать его имеет право кто угодно.

Wow-фактор не работает

Что видит человек, попадая в G+? Еще Одну Социальную Сеть. Ну да, прикольную, красивую, удобную, с рюшечками и фишечками. Но нет в ней ничего такого, чтобы АХ. Даже наоборот, есть сырость, баги, глюки, есть вещи, которые явно должны быть и появятся позже.

Это вроде бы естественный процесс, но Google уже не может позволить себе естественные процессы, ему нужны сверхъестественные усилия, чтобы завладеть нашим перегруженным вниманием и избалованными душами. И шанс приложить такие усилия Google уже упустил. Причина того, что Google+ бесперспективен и пока не конкурент Facebook, очень проста. Она заключается в отсутствии ответа на вопрос «зачем мне, простому пользователю, переезжать с Facebook на Google?». Может быть, вы знаете ответ на этот вопрос?

Post Scriptum

А вот Марк Цукерберг озвучил свои причины, почему G+ не убьет Facebook:

  • Все уже в Facebook и не чувствуют особой потребности куда-то переезжать
  • Фокус — это важно. Социальная сеть для FB — ключевой продукт, а для Google один из многих, очень многих.
  • Люди не хотят возиться с кругами. Лишние действия. Слишком сложно.