Как правильно составить и подать жалобу

Как правильно составить и подать жалобу

У каждого человека, в какой бы стране он ни жил, хотя бы один раз в жизни появляется повод пожаловаться в органы власти. Жалуются на неспокойных соседей, нечестных работодателей, мздоимцев-чиновников, некомпетентных врачей или недобросовестных продавцов.

Вообще поводов для жалоб и претензий может быть множество, но в любом случае, какими бы вескими не были ваши доказательства и доводы, чтобы получить быстрый, четкий, компетентный ответ и решение вашей проблемы – надо жаловаться правильно.

Как жаловаться будем?

В первую очередь определитесь, будете вы жаловаться устно или письменно. Порядок работы с обоими видами жалоб подробно регламентирован Федеральным законом РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Устная жалоба эффективна только в двух случаях: когда вы приходите лично на прием к должностному лицу или сообщаете ваши претензии диспетчерской службе по телефону.

В первом случае на прием нужно записываться заранее, вполне вероятно долго ждать своей очереди и мириться с тем, что должностное лицо может задерживаться на совещаниях, отменять время приема в связи с вызовами вышестоящих должностных лиц и т. д. То есть времени вы потратите массу.

В некоторые госструктуры на прием к должностному лицу вас могут и не допустить, если вы будете одеты неподобающим образом, например, причиной отказа в приеме могут стать пляжные вьетнамки, шорты или чересчур открытый топ.

Сообщать о своих претензиях в диспетчерский отдел удобно в том случае, когда вы жалуетесь на работу хозяйственных служб города или в силовые ведомства. Как правило, диспетчерские службы есть у организаций, связанных с эксплуатацией телефонных линий, лифтов, электрических сетей, сетей наружного освещения, газоснабжения и водоснабжения, а также в МЧС (согласно типовым Правилам технической эксплуатации, а также Административным регламентам).

Еще лучше, если в вашем городе есть ОДС (объединенная диспетчерская служба), которая осуществляет контроль работы всех коммуникаций и инженерных сооружений города. Работа ОДС строго регламентирована нормативным документом «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (утв. Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г № 170). В ОДС можно обращаться в случае отказа любого вида коммуникаций или инженерных сооружений.

Разговоры диспетчера с позвонившими гражданами, в большинстве случаев, согласно внутренним регламентам записываются. Такие аудиозаписи хранятся, как правило, не менее трех месяцев. По ним можно проверить не только, имел ли место факт звонка с претензией, но и насколько вежлив и корректен был диспетчер при разговоре.

Кроме того, время звонка, суть претензии, контакты позвонившего фиксируются диспетчером в специальном оперативном журнале. Все действия по анализу жалобы и этапы работы по факту претензии контролируются руководством организации, а результаты предпринятых действий могут быть проверены в свою очередь вышестоящими контролирующими органами в ходе очередной или внеплановой ревизии.

Составление жалобы

Однако, несмотря ни на что, письменная жалоба остается самым эффективным и удобным способом решения возникших недоразумений. Если вам не важен срок получения ответа на вашу жалобу – отправляйте ее сразу в краевую, областную администрацию или даже в федеральные органы власти. Там ваше письмо будет путешествовать по столам руководителей отделов не менее 7 дней (№ 59-ФЗ от 02.05.2006, ст. 8), пока его не отправят соответствующим исполнительным органам власти.

Поэтому рекомендуем наиболее оптимальный вариант – выяснить в той же самой краевой или областной администрации по телефону, к компетенции какого органа власти относится ваша претензия. И направить свою письменную жалобу по соответствующему адресу.

Максимально серьезно и скрупулезно нужно отнестись к составлению самой жалобы.

  1. В правом верхнем углу необходимо указать полное наименование органа и должностного лица, которому направляется претензия.
  2. Чуть ниже написать ФИО и адрес заявителя.
  3. Жалобы без персональных данных, таких как фамилия, имя, адрес для ответного письма, а также личной подписи, считаются анонимными и к рассмотрению не принимаются. За исключением обращений, в которых содержатся сведения о совершенном или совершаемом противоправном деянии (№ 59-ФЗ от 02.05.2006, ст. 11, п.1)
  4. Краткую суть жалобы или претензии необходимо указать еще ниже, с левой стороны листа. Например, если вы жалуетесь на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, в этой строке можно написать «О неправомерных действиях сотрудника ГИБДД».
  5. Далее можно приступать к описанию самой претензии. В описании желательно максимально подробно отметить все известные вам сведения о лице, на чьи действия вы подаете жалобу (ф.и.о., звание, занимаемая должность, место работы, номер служебного удостоверения, нагрудного знака, адрес и т. д.). Здесь же описываете обстоятельства, при которых произошло нарушение ваших прав, указываете подробные сведения о лицах, могущих подтвердить факт нарушения. Если вы можете предоставить документальные свидетельства – еще лучше. Проставьте в жалобе ссылки на соответствующие документальные свидетельства, а еще лучше приложите их копии к претензии (№ 59-ФЗ от 02.05.2006, ст. 7). Если вы владеете информацией о положениях действующего законодательства, где отмечены принадлежащие вам права – укажите здесь же номера, названия и пункты соответствующих нормативных и законодательных актов.
  6. Если вы прикладываете к жалобе копии документов, позаботьтесь заранее, чтобы копии были заверены нотариусом, когда это требуется. Кроме того, в конце претензии укажите перечень прилагаемых копий документов, с указанием количества экземпляров.
  7. Проставьте дату и свою подпись.

Порядок подачи

Независимо от того, в какой орган власти вы направляете свою жалобу, вам необходимо иметь две или три копии ее копии. Ведь вы имеете право направлять копии вашей жалобы одновременно в две, три или четыре организации, если их компетенция соответствует сути претензии. Кроме того, всегда надо помнить о вероятности обжалования вашей претензии и в этом случае могут понадобиться еще несколько копий письма.

При передаче жалобы в канцелярию или в приемную соответствующего органа власти, один экземпляр письма с приложениями вы передаете для регистрации, а на другом просите проставить номер входящего документа и дату приема письма к исполнению.

Помимо этого советуем попросить телефон канцелярии для отслеживания хода исполнения жалобы. И позвонив через несколько дней, вы сможете узнать, кому из представителей властной структуры было отписано ваше письмо для рассмотрения. Так процесс реализации решения по вашему вопросу будет более прозрачен.

При желании, вполне можно отослать жалобу почтовым отправлением. Только обязательно заказным письмом с уведомлением, и с подробной описью содержимого. У большинства федеральных и муниципальных органов власти, срок рассмотрения жалобы не превышает 30 дней (№ 59-ФЗ от 02.05.2006, ст. 12). И отсчитывать 30 дней этого срока вы можете начинать с даты вручения письма сотруднику канцелярии соответствующей структуры. Эту дату вы найдете на уведомлении о вручении письма.

Сейчас многие властные структуры вводят новшества: интернет-приемные и процедуры подачи жалобы через специальный сайт или форум. Однако на данный момент эти нововведения практически не используются, в некоторой степени из-за неосведомленности граждан и консервативности госструктур.

В Дании можно послать завещание с мобильного телефона, а в Америке с жалобами на департамент здравоохранения разбираются лабораторные компьютеры. Причем успешно, тогда как освобожденные от бюрократических проволочек сотрудники департамента, занимаются своими прямыми обязанностями – совершенствуют систему здравоохранения США.

Как обжаловать

А если вам отказали в рассмотрении жалобы или принятое решение кажется не соответствующим действующим законодательным нормам? Обращайтесь в вышестоящую инстанцию с аналогичной жалобой, приложив к ней имеющийся ответ или описав и документально подтвердив бездействие нижестоящих властных структур. Если вышестоящая инстанция вам неизвестна, либо не существует вовсе, вполне можно обратиться в прокуратуру.

Обращаться с жалобой в прокуратуру можно на любом этапе обжалования. Не удовлетворил ответ прокуратуры? Конечной инстанцией в этом случае является суд. Ведь согласно закону РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», статья 1: «Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

Составление искового заявления в суд – гораздо более сложное дело и здесь лучше прибегнуть к помощи специалиста, однако в большинстве случаев вовремя и хорошо составленная жалоба позволит вам решить проблему без обращения в судебные инстанции.