
Владеющий словом, владеет ситуацией. Умение убедить собеседника, расположить его к себе, аргументировано отстаивать свою позицию и находить компромиссы пригодится и в деловом общении, и в обыденной жизни.
Авторитарный начальственный стиль общения уже ни у кого не вызывает ни трепета, ни уважения. А при общении с западными партнерами привычка к административно-командному стилю ведения переговоров может стать причиной разрыва отношений.
В деловом мире достигают успеха целостные личности, умеющие быстро принимать решения, четко видеть перспективы и отказываться от стереотипного мышления. В наше время немыслимо успешно вести деловые переговоры без знания делового этикета (см. «6 секретов ведения эффективных деловых переговоров»).
«Болезни» российских предпринимателей — неуверенность, сопряженная с повышенной агрессивностью и нежеланием искать взаимовыгодные решения. Многие бизнесмены, к сожалению, не считают нужным работать над имиджем, постоянно развиваться. Еще одна особенность российского бизнеса: стремление находить знакомых и «ходы», вместо того, чтобы самим налаживать новые контакты.
Современный менеджер должен обладать чувством такта, уметь формулировать свои мысли лаконично и четко, сохранять доброжелательность и быть безукоризненно вежливым. Презентабельный вид также является важной частью культуры делового общения. Необходимо научиться внимательно выслушивать собеседника, не давить на него, учитывать национальные и культурологические особенности каждого человека.
В конце концов, от умения налаживать контакты, вести переговоры и поддерживать доверительные отношения с клиентами не в последнюю очередь зависит успех всего дела.
Особенности делового общения
Деловое общение отличается от остальных коммуникаций своей целью – вам нужно наладить совместную работу или качественно ее улучшить. В то же время деловые переговоры всегда формальны и предписывают четкое соблюдение установленных правил и соответствие роли каждого переговорщика.
Вы можете избрать один из нескольких стилей делового общения, и вести себя, соответственно нормам данного стиля:
1. Авторитарный
Сторона переговоров, имеющая более высокое положение, жестко диктует свою волю, открыто демонстрируя собственные преимущества.
Этот стиль может быть уместен только с позиций органов правопорядка, если дело касается соблюдения закона. Этим стилем любят пользоваться представители власти, независимо от уровня, и монополисты, и, что особенно удивительно, руководители, общаясь со своими подчиненными. Подавление почти всегда ведет к провалу деловых переговоров. Оправдать применение этого стиля можно только в ситуации, когда имеет место:
- грубое нарушение прав одной из сторон;
- неподчинение, грозящее серьезными последствиями;
- выговор провинившемуся сотруднику и т. п.
2. Демократический
Предполагает общение на равных. Стороны выслушивают и обсуждают позиции друг друга, стремясь найти компромиссное решение и выбирая лучший вариант из возможных. Этот стиль очень перспективен и приводит к прекрасным результатам, если все стороны переговоров придерживаются правил демократического стиля. Такие переговоры возможны в интеллектуальной среде.
3. Проблемно-целевой
Общение, вызванное возникшей ситуацией, которая должна быть разрешена быстро, возможно, нестандартным путем. В быстро меняющихся условиях нужно суметь подчинить интересы каждой из сторон общим задачам и при этом максимально соблюсти все интересы.
В большинстве случаев деловые переговоры ведутся по стандартной схеме:
- Подготовительный этап (см. «Подготовка и проведение деловых переговоров»). Переговоры проводятся в полуформальной обстановке, а их целью являются предварительные договоренности.
- Первоначальное позиционирование. Открытое и аргументированное изложение всеми сторонами намерений, мнений и пожеланий.
- Поиск решения. Совместное обсуждение задач и методов их выполнения.
- Финал. Принятие окончательного решения.
Случается, что переговоры заходят в тупик. В этом случае стороны должны отказаться от своих решений и перейти к проработке новых путей.
По видам деловые переговоры делятся на:
- Официальные. Строго регламентированные переговоры, предполагающие протоколирование и подписание документов.
- Неофициальные. Непринужденная беседа, не подразумевающая принятия решений с юридической силой.
- Внешние. Общение с клиентами и бизнес-партнерами.
- Внутренние. Взаимодействия с сотрудниками.
По признаку формы деловое общение довольно многообразно:
- устное;
- письменное;
- приветственная речь,
- рекламное сообщение,
- доклад,
- диалог (беседа);
- дискуссия,
- совещание,
- конференция,
- интервью;
- телефонный разговор и т. д.
При выборе формы и вида деловых переговоров необходимо учитывать национальное своеобразие партнеров. Например, французы часто выбирают жесткий, почти авторитарный стиль общения.
Японцы, наоборот, не приемлют напора и жесткого отстаивания своих позиций. При деловом общении с пунктуальными немцами (см. «Особенности ведения деловых переговоров с немцами») обязательно являться на переговоры без опозданий, в безупречной одежде, и формулировать свои мысли четко и кратко. Американцы не выносят строгого соблюдения формальностей, с ними нужно приступать к решению проблемы без вступлений.
Готовясь к деловой встрече, тщательно изучите, какие нормы делового общения приняты в стране, с представителями которой вам предстоит сотрудничать, и учтите особенности их культуры. Не так уж редко стиль переговоров, принятый с американскими бизнесменами, заводит переговоры с японцами в тупик.
Техника делового общения
Чтобы приобрести навыки ведения деловых переговоров, не обойтись без знания бизнес-этикета, умения входить в правильный психологический настрой, понимания методов и приемов, помогающих достичь желаемых результатов.
Вот несколько основных правил, которых нужно придерживаться в деловых переговорах:
Заранее подготовьтесь к общению, продумайте и запишите вопросы, о которых вы хотели бы побеседовать, набросайте возможный план развития бизнес-отношений. Сформулируйте предельно четко свои аргументы и позицию, которой вы будете придерживаться в переговорах.
Поддерживайте зрительный контакт с собеседниками, будьте в меру раскованны, не злоупотребляйте жестикуляцией. Формулируйте свои мысли таким образом, чтобы у собеседника не создавалось впечатления о двусмысленности ваших высказываний.
Стремитесь к демократическому стилю ведения переговоров. Как показывает практика, этот стиль никогда не вызывает возражений у бизнес-партнеров. Не пытайтесь подавить собеседника, внимательно слушайте его и слышьте то, что он хочет вам сказать.
Высказываемые вами суждения не должны носить оценочного характера. Держите свои эмоции под контролем. Искусство переговоров предполагает гибкость – если того требует ситуация, меняйте свою позицию в переговорах (см. «5 лучших книг по ведению деловых переговоров»).
После окончания переговоров проанализируйте, насколько эффективно вы сумели их провести. Отмечайте собственные просчеты и удачи, чтобы в следующий раз воспользоваться собственным переговорным опытом.