
«…Я экономить буду!». Многие запомнили эту фразу кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино». Уж очень ему хотелось накопить деньги на корову, которая будет давать молоко.
Такое же обещание даем и мы себе каждый раз, когда внезапно обнаруживаем, что расходы стремятся превысить доходы. Ну а «…если ваша жена заговорила об экономии, значит, ваши акции начали падать», – констатировал Оноре де Бальзак в «Физиологии брака». Эта фраза имеет двоякий смысл, хотя он прав в том, что разговоры об экономии особенно актуальны тогда, когда ухудшается материальное положение.
Популярные в середине прошлого века женские журналы «Работница» и «Крестьянка» учили женщин планировать семейный бюджет и сводить концы с концами: перелицовывать старые вещи (вряд ли кто из современных молодых людей знает, что это означает сшить «новую» вещь из вывернутой наизнанку старой), варить «суп из топора» (лебеды с крапивой), делать пельмени с начинкой из вареной колбасы вместо мяса, разводить на балконе огород и т. п. Некоторые наиболее способные (как бы сейчас сказали – креативные) читательницы пошли дальше своих наставников и держали в городских квартирах кур, а то и коз.
Конечно же, таким образом они не только удовлетворяли страсть к сельскому хозяйству, но и пытались закрыть дыры в бюджете. Насколько им это удавалось, не важно, потому что сейчас вряд ли кто захочет воспользоваться их опытом даже в целях экономии.
Планируя бюджет на следующий месяц, мы определяем, на чем сможем сэкономить: обычно это вода, свет и газ. Ставим счетчики, заменяем обычные лампочки энергосберегающими и пр. Но вот экономить на продуктах нам труднее всего. Это в молодости мы могли месяц сидеть едва ли не на хлебе и воде, чтобы отдать зарплату за понравившиеся туфли.
Но сейчас, когда в магазинах представлен широчайший выбор продуктов со всего света, наша сила воли тает, как апрельский снег, от одного вида этого разнообразия и соблазнительных запахов. И все убеждения, что мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть, напрасны. Слова Фаины Раневской «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты…» оказываются для нас более актуальными, чем фраза древнеримского оратора Цицерона «Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись».
К тому же еда – это источник удовольствия. «При крупных неприятностях отказываю себе во всем, кроме еды и питья», говорил Оскар Уайльд.
В общем, экономить на продуктах не хочется. Но наверняка существуют способы сделать это без ущерба для желудка и нервной системы.
1. Отправляясь в магазин, нужно взять с собой столько денег, сколько нужно для покупки продуктов, указанных в заранее составленном списке
Правда, большинство людей сейчас закупают продукты на неделю и рассчитываются банковскими картами. Банковские карты – это удобство, безопасность и прогресс на финансовом рынке. Но они же еще и ловушка для транжир: мы сто раз подумаем, прежде чем расстанемся с наличностью, и легко отдаем «невидимые» деньги, которые лежат на счете. Процесс передачи денег совершается виртуально, а не «из рук в руки», поэтому проходит безболезненно для психики и, на первый взгляд, незаметно для кошелька. А понимание величины израсходованной суммы придет позже – когда на счете не останется денег.
Тот, кто знает за собой такой грех, прежде чем положить что-то в корзину должен спросить себя: а действительно ли мне это нужно? Возможно, стоит взять с собой спутника, который не любит ходить по магазинам, – тогда мы сможем быстро купить все самое необходимое.
Особую опасность для тех, кто легко расстается с деньгами на банковской карте, представляет заказ продуктов через интернет-магазины – слишком велик соблазн накидать в корзину столько продуктов, что часть из них вскоре придется выбросить из-за истекшего срока годности.
Для таких закупок стоит завести отдельную карту и держать на ней строго определенную сумму денег, а еще лучше установить лимит для покупок. И ни в коем случае не рассчитываться кредиткой.
Если мы идем за покупками с наличкой, то не нужно брать с собой «на всякий случай» все деньги. Этот «всякий случай» обязательно подвернется, и отправившись за какой-то мелочью, мы рискуем потратить всю сумму на то, без чего бы прекрасно обошлись.
2. Помним, что у нас и у менеджеров магазина цели противоположные
Мы хотим сэкономить и оставить здесь как можно меньше денег, а они, соответственно, хотят противоположного. Поэтому все их уловки направлены на то, чтобы мы оставались в магазине как можно дольше.
Тут и промоутеры, с очаровательными улыбками предлагающие нам попробовать какой-нибудь продукт, и кулинарный отдел, откуда исходят аппетитные запахи, и приятная музыка, поднимающая настроение. Нас соблазняют акциями «3 по цене 2-х» (предварительно подняв цену), распродажами «Только сегодня минус 50%», которые длятся вот уже неделю. Дорогу к отделам с востребованными молоком, хлебом, мясом преграждают стеллажи с продуктами, на которые бы мы иначе не обратили внимания. А возле касс лежат мелкие товары вроде шоколадных батончиков и печенья, которые «стоят копейки».
Проверять при покупке срок годности продукта сейчас у многих вошло в привычку. При этом можно заметить, что на полках ближе к покупателю выставляются продукты, у которых срок годности истекает, в то время как за ними располагаются более свежие.
Подобным премудростям продаж и манипулированию покупателями маркетологов и менеджеров обучают на бизнес-тренингах, поэтому мы так легко попадаемся в их сети и делаем ненужные покупки. Но «предупрежден –значит вооружен»: хладнокровно проходим мимо продуктов, в покупке которых нет надобности, как бы красиво их не преподносили.
Бенджамин Франклин, американский политический деятель, словно по этому случаю, сказал: «Не экономишь, покупая дешевле. Экономишь, не покупая лишнее. Остерегайтесь мелких напрасных расходов, ибо маленькая течь может потопить большой корабль».
3. Не берем с собой детей
Картина рыдающего ребенка с криками «Купи!» в магазинах не редкость. Да и у многих из нас сохранилась в памяти детская обида на родителей, не купивших нам когда-то шоколадку, конфетку, жвачку. Причем истерики в магазине порой закатывают дети, которые к ним не склонны в других ситуациях. Они словно чувствуют, что мама или папа уступят и купят все что угодно, лишь бы ребенок замолчал и только бы не видеть сочувствующих или осуждающих взглядов окружающих и не слышать их советов.
И даже если ребенок нечего не требует, но мы видим, что ему хочется и то, и другое, и третье, а еще лучше – все сразу, наше сердце дрогнет, и мы не откажем ему ни в чем.
Чтобы не подвергать малыша соблазну, а себя лишним тратам, либо оставляем его дома, либо договариваемся с ним заранее, что и в каком количестве покупаем.
4. Не идем за продуктами голодными
Можно провести над собой эксперимент: в одну из суббот отправиться в супермаркет, плотно покушав, в другую же – на голодный желудок. В первом случае мы отнесемся к выбору продуктов более рационально и купим только необходимое. Во втором же накидаем в корзину много лишнего.
Кто-то придумал, что ходить в магазин на пустой желудок – плохая примета. Очевидно, это были маркетологи, в интересах которых раскрутить нас на покупки, ведь голодный человек готов смести все что видит. При виде и запахе продуктов у него начинает активно выделяться желудочный сок, и тут уж совладать с собой невозможно.
Во многих супермаркетах прямо на территории торгового зала работают кафе, гриль-бары, ресторанчики, откуда распространяется сногсшибательный запах, который не угрожает сытому человеку и заставляет раскошелиться голодного.
5. Составляем примерное меню на неделю, чтобы определить, какие продукты у нас есть, а какие нужно докупить
Это занятие займет не больше получаса, но поможет не купить лишнего, а значит, сэкономить деньги.
Под лишними имеются в виду продукты, которые из-за их количества мы просто не успеем съесть до того, как у них истечет срок годности. И в результате они окажутся в мусорном ведре.
Казалось бы, сейчас продукты никто не выбрасывает, но это теоретически. Стоит иногда повнимательнее глянуть на содержимое мусорных баков, чтобы заметить там немало испортившихся продуктов, в том числе и хлеб.
6. Готовим полуфабрикаты
Обработать купленные продукты, подготовив их к приготовлению, лучше в день покупки. Если мы сразу загрузим все в холодильник, велик риск того, что часть из них мы потом выбросим. Почистить, нарезать или натереть овощи и сложить их в контейнер с помощью современной мелкой бытовой техники недолго и несложно, зато потом приготовление салатов не займет много времени.
То же можно сказать и о других полуфабрикатах вроде котлет, пельменей, вареников и пр. Во время рабочей недели нам некогда заниматься готовкой, поэтому порой при забитом продуктами холодильнике мы покупаем новые, которые можно съесть «по-быстрому».
7. Не покупаем слишком много
В каждом уважающем себя супермаркете едва ли не каждый день проводятся всевозможные акции, соблазняющие нас оптовыми покупками. С одной стороны, это очень выгодно, поскольку за тот же товар мы платим меньше. С другой, – купив дешево и много, мы перестаем экономить и расходуем больше. Поэтому оптовые покупки лучше делать вместе с родственниками или друзьями, а потом разделить продукты.
Еще не так давно кое-кто покупал макароны, сахар и крупы мешками. И у тех, кто не имел кладовки, кухня напоминала склад. Половина же круп потом выбрасывалась, потому что в них заводились насекомые.
8. Смотрим на себя в зеркало критически
Возможно, мы решили, что в нашей жизни слишком много неприятностей, которые нужно «заесть». Или слишком мало удовольствий, поэтому не стоит отказывать себе еще в одном – в еде. И как результат – ежегодная смена гардероба на размер больше.
Очевидно, пришла пора сказать себе банальную фразу: «Надо меньше жр есть». Правда, многие утешают себя крылатыми выражениями вроде: «Хорошего человека должно быть много», «Для полного счастья нужна полная женщина», а в случае голода «Пока толстый сохнет, худой сдохнет».
Не будем лицемерить: никто не хочет быть «вешалкой», но все хотели бы иметь стройную фигуру. И вместо того чтобы сваливать вину на гены или обмен веществ, стоит пересмотреть свой рацион.
Когда-то, когда про полки в магазинах говорили – «хоть шаром покати», активно пропагандировалось растительное питание, причем его авторы дошли до крайности. В результате появились иронические песни, одна из которых называлась «Травы, травы, травы…». И в ней были такие строчки: «Я заварил ромашку с чередою – получился суп ну просто диво. А на второе ландыш с резедою, а на третье – пиво из крапивы».
Экономия на продуктах при таком раскладе была бы существенная, но такой способ никто не выберет. Есть более приемлемые: например, не доводить себя до состояния голода, когда мы готовы съесть холодильник; сократить порции наполовину; «ужин отдать врагу».
Многие люди едят намного больше своих потребностей в еде. Причем остаться голодными почему-то боятся именно полные. Отказать себе в удовольствии наесться от пуза до отвала, под завязку будет легче, если во время еды смотреть видео, как стройные люди изящно танцуют танго, – это очень мотивирует не съесть лишнего.