Понятие имиджа и его значение в жизни современного человека или организации

Важность имиджа человека или организации и правила его формирования в современном мире

Понятие «имидж» в широкий обиход вошло в 60-е годы 20 века, но люди заметили намного раньше, что для преуспевания в делах политики и экономики важно «носить» соответствующую «маску».

Например, российская императрица Елизавета Петровна, правившая в 18 веке, издала указ, которым утвердила образец своего изображения, запретив художникам рисовать какие-либо другие ее портреты без ее на то позволения. Нельзя сказать, что она была оригинальна ― так поступали многие, кто хотел создать о себе благоприятное впечатление.

Слово «имидж», которое в последнее время звучит столь часто, английского происхождения (image ― образ). Обычно оно употребляется по отношению к человеку, компании, организации, партии и даже стране. Таким образом, имидж ― это образ, то, какое впечатление производит на людей тот или иной объект.

Имидж может быть позитивный и негативный. Над созданием позитивного имиджа целенаправленно работают профессионалы-имиджмейкеры, чтобы подчеркнуть личное обаяние своего клиента и поднять его рейтинг. Ведь позитивный имидж ― это половина успеха.

Неудачный же имидж способен разрушить карьеру, посеять недоверие к идеям партии, уменьшить привлекательность компании, а значит, и ее доходы.

Французский философ Блез Паскаль писал, что сначала необходимо суметь понравиться людям и лишь потом можно начать их убеждать. Предварительно не расположив людей к себе, убедить их в чем-то весьма проблематично.

Работа имиджмейкеров непроста, ведь подходы к созданию привлекательного имиджа разные и зависят от того, чей имидж нужно сформировать ― организации, руководителя, политика, представителя шоу-бизнеса и т.п. И хотя в работе над имиджем личности принимают участие и стилисты, и визажисты, и парикмахеры, и модельеры, главная роль отводится имиджмейкерам, которые учит преподносить себя в выгодном свете ― самопрезентации. Недаром имиджмейкеров называют конструкторами имиджа.

Например, имиджмейкеры, работающие над имиджем Железной леди Маргарет Тэтчер, предложили снимать ее телевизионные выступления в располагающей домашней обстановке на фоне горящего камина. Это было так по-английски, и, конечно же, произвело благоприятное впечатление на британцев.

На создание имиджа работают PR-команды, раскручивающие объекты в СМИ, затрачиваются огромные деньги, исчисляемые порой в сотнях тысяч долларов. Однако если цель будет достигнута, эти траты себя оправдают.

Виды имиджа

Вопросами формирования позитивного имиджа занимается имиджелогия. Имидж бывает индивидуальный и корпоративный. Индивидуальный имидж создается для политиков, бизнесменов, лидеров партий, представителей шоу-бизнеса и т.п. Корпоративный ― для компаний, организаций, партий и пр.

Подходы к созданию этих видов имиджа разные, хотя оба они, в свою очередь, делятся на имидж внешний ивнутренний.

Представление о компании или организации, ее образ, который формируется в сознании тех, кто имеет с ней дело (клиенты, потребители, конкуренты, ораны власти, СМИ), ― это ее внешний имидж. Внутренний имидж компании зависит от состояния ее внутренней «кухни»: отношения к ней акционеров, собственников, сотрудников и т. п.

Внешний имидж отдельного человека состоит из габитарного (от лат. habitus ― внешность), вербального и невербального имиджа. Внутренний отражает его психологические особенности, индивидуальность, эмоциональное состояние.

Внешний имидж неразрывно связан с внутренним: если подобранные одежда, прическа, манеры не будут соответствовать психологической природе человека, его ждет неудача или поражение. Цель внешнего ― подчеркивать сильные стороны личности, все позитивное, что в ней есть.

Внешний и внутренний имидж личности

Когда речь идет о внешности человека, то первое, на что мы обращаем внимание, ― его телосложение: худой он или полный, высокий или маленький. Например, худощавые люди небольшого роста могут показаться слабыми и неопытными, поэтому имиджмейкеры предложат им более строгую одежду и манеру поведения.

Свое положение в обществе, свой статус люди издавна подчеркивали с помощью одежды и аксессуаров. Главный принцип при их подборе, которого должны придерживаться имиджмейкеры, ― внешний вид человека, над чьим имиджем они работают, должен соответствовать обстоятельствам и представлениям людей, для которых «лепится образ», о позитиве. Он должен выглядеть для них, как «свой».

И наоборот, он не должен своим внешним видом вызывать в подсознании людей недоверие или негатив. Например, вряд ли слова политика воспримут серьезно, если он, выступая с высокой трибуны, будет выглядеть как рок-звезда. Отрицательное впечатление вызовет и политик, пришедший на встречу с пенсионерами в дорогой брендовой одежде.

Обязательное условие позитивного имиджа ― красивая речь (богатый словарный запас, отсутствие оговорок, слов-паразитов), владение ораторским искусством. Кроме того, формируя вербальный имидж, нужно не забывать об образовательном уровне аудитории. Ошибкой будет говорить слишком заумно или же стараться выдать себя за «своего», прибегая к сленгу.

Отношение к аудитории выражается даже в такой, казалось бы, мелочи, как умение представиться. Те, кто произносит сначала фамилию, а затем имя-отчество, невольно выражают свое превосходство, повышая собственный статус. Назвавшись сначала по имени-отчеству, человек покажет, что он настроен доброжелательно и готов к сотрудничеству.

Суть невербального имиджа в том, что информация о человеке воспринимается на подсознательном уровне на основе принимаемых им поз, жестов, мимики. И тут имиджмейкерам есть над чем поработать, ведь даже удачная фраза может приобрести негативный смысл, если будет сопровождаться несоответствующим жестом или мимикой.

Внутренний имидж расскажет о том, как человек себя позиционирует. Например, политику, который должен вызвать симпатии избирателей и победить на выборах, имиджмейкеры создают образ сильного и уверенного в себе лидера, энергичного и напористого, которому в то же время «не чуждо ничто человеческое» ― он любит спорт, болеет за любимую команду, у него нежные отношения с женой и он обожает своих детей.

Внешний и внутренний имидж компании

Внешний имидж компании ― впечатление, которое она производит на рынке. Он может быть как позитивным ― и тогда компания процветает, так и негативным, и тогда ее расходы значительно увеличиваются. Плохое качество товаров и услуг, утрата доверия потребителей ― все это формирует ее негативный имидж.

Положительные отзывы о работе компании, ее сотрудниках создают позитивный имидж. Большое значение в его формировании играет и то, насколько бренд популярен и узнаваем, что, в свою очередь, зависит от частоты упоминания в СМИ, его «раскрученности». Для этого проводятся отраслевые выставки, тематические конференции, акции, обзоры, рейтинги и т. д.

Внутренний имидж компании зависит от эффективности отношений внутри нее. Сплоченный коллектив, уверенность в завтрашнем дне каждого работника, отдача общему делу, отношения, построенные на доверии, между сотрудниками и руководителями работают на позитивный имидж.

Например, руководство молочного комбината решило повысить его рейтинг на рынке, улучшив качество продукции. Была развернута успешная рекламная кампания, но завоевать рынок комбинату так и не удалось, потому что работники не были заинтересованы в повышении качества молочных продуктов и относились к работе спустя рукава, так что о качестве не могло быть и речи.

Это показывает, что сформировать позитивный имидж невозможно без тесной связи внешнего и внутреннего. В крупных компаниях и организациях на создание позитивного имиджа работают целые PR-отделы, которые называют «лицом» компании.