История создания интернет-аукциона eBay

История создания интернет-аукциона eBay

Вне всякого сомнения, на сегодняшний день eBay является одной из самых крупных и успешных Интернет-проектов. Он пережил кризис доткомов и продолжает развиваться.

eBay – это не только онлайн-площадка для купли-продажи. Это еще и всемирно известная система VoIP – телефонии Skype, и популярнейшая платежная система PayPal. Оба сервиса в свое время были приобретены компанией.

eBay в своем первозданном виде появился в далеком уже 1995-м году. Его создал молодой и никому не известный программист из Сан-Хосе, Пьер Омидьяр. Изначально гигант онлайн-торговли был задуман просто как хобби, и имел непритязательное название «AuctionWeb». Бытует легенда, что данный проект был сделан Омидьяром для своей девушки, которая увлекалась коллекционированием коробочек из-под леденцов. С помощью данного сервиса она якобы собиралась заниматься обменом предметов коллекционирования с другими людьми.

История, безусловно, красивая и романтическая, но она не соответствует действительности. Как признают в самом eBay, это не более чем пиар-ход, который был придуман пиарщиком самой компании. Первая продажа на аукционе была проведена очень быстро – буквально через несколько дней с момента его старта.

Предметом продажи был то ли сломанный лазерный принтер, то ли лазерная указка, которую купил сосед Омидьяра, Джек. Но суть не в предмете, а в самом факте – проект заработал. В это время, скорее всего, начинающий программист еще не представлял себе, во что вырастет его детище. А дело росло и развивалось. В бизнес приходили все новые люди.

Проект Пьера обладал одним очень важным преимуществом перед существовавшими тогда аналогами – он не брал комиссию за совершение сделок (все аукционы забирали 35% от стоимости сделки). Молодой программист тогда еще не воспринимал свой проект всерьез. Но непрекращающийся рост масштабов проекта заставил Пьера понять, что он создал что-то по-настоящему серьезное.

Он принялся активно действовать. Тогда были провозглашены три ключевых принципа работы сервиса:

  • Люди в основном порядочны;
  • Любой может сделать свой вклад;
  • Общаясь открыто, люди проявляют свои лучшие качества.

Прошло всего два года со дня старта сервиса, а AuctionWeb уже стал самым популярным онлайн-аукционом в США. На этот момент расходы по содержанию сервиса возросли настолько, что Пьер был вынужден ввести комиссионные отчисления с каждой сделки, которые, правда, составляли всего 6%.

В 1997 году было принято решение о переименовании компании. Тогда и родилось имя «eBay». А бизнес тем временем настолько разросся, что Омидьяру пришлось заняться поиском управленца, который бы разбирался в бизнес-процессах. Одним из кандидатов на эту должность был сам Стив Джобс – основатель Apple, который в то время ушел из компании.

Считается, что Джобс не принял предложение Омидьяра потому, что вернулся в родную Apple. Тогда Пьер заинтересовался кандидатурой Маргарет Уитман, которая в то время находилась на должности СЕО компании Hasbro, и уже зарекомендовала себя отличным менеджером и маркетологом. После переговоров Маргарет оставила свой пост в Hasbro, и занялась, тогда еще венчурным проектом еВау.

Ее приход в компанию оказался как нельзя кстати. На то время преимущества торговли в Интернет поняли все. Гиганты Yahoo! и News.com вывели на рынок свои аналоги. Причем Yahoo! не брал комиссии за сделки. Нужен был быстрый ответ. И eBay начинает действовать – скупает локальные аукционы по всему миру, и заключает контракт с АОL, согласно которому, eBay становится партнером провайдера.

Кроме всего прочего, eBay проверяет всех участников аукциона по базах кредитных бюро, что существенно добавляет доверия компании, так как много людей с опаской относились к покупке-продаже через онлайн-аукционы. Все последующие нововведения были очень полезны для сервиса – возможность оплаты кредитными картами, и покупка в 2002 году платежной системы PayPal. В то время eBay уже был вне конкуренции, и остановить его никто не мог.

Сегодня аукцион успешно работает более чем в 20-ти странах. Среди них молодые и стремительно развивающиеся рынки Китая и Индии. К участию в аукционе допущены все товары, торговля которыми не запрещена законодательством страны, на территории которой они продаются и производятся. Сайт аукциона располагает многочисленными дополнительными сервисами, которые делают процесс покупки-продажи более комфортным.

К таковым относятся, прежде всего:

  • eBay Pulse, с помощью которого можно ознакомиться с самыми популярными запросами на сайте;
  • eBay Express – своеобразная оболочка Интернет-аукциона, которая, превращает его в практически полноценный онлайн-магазин;
  • Best of eBay – дает возможность просмотреть интересные и необычные лоты.

Средств для улучшения качества торговли на аукционе более чем достаточно, и люди успешно их используют. Экзотических товаров на аукционе великое множество (не так давно один человек даже пытался продать свою душу). С молотка, например, была пущена подводная лодка, которая принимала участие во Второй мировой войне. Продавцом выступал маленький город в новой Англии, который, очевидно, захотел подлатать свой бюджет.

А в 2005 году некая Кэролайн Смит из Юты продала свой лоб как рекламную площадку крупному Интернет-казино Golden Palace – по условиям продажи, Кэролайн сделала на лбу татуировку, которая рекламировала казино. На еВау порой выставляют просто уникальные лоты. Так был продан автомобиль McLaren F1 за (!) 1.7 миллиона долларов.

Дело в том, что во всем мире существует только один автомобиль данной марки желтого цвета – именно он и был продан. В России услугами еВау пока практически никто не пользуется. Причин несколько – «чуждая» платежная система, отсутствие русскоязычного интерфейса (совсем недавно, стоит заметить, появился русифицированный интерфейс), сложности с доставкой товара, и недоверие со стороны европейских и американских пользователей.

Хотя, по некоторым данным, компания еВау заинтересована огромным рынком СНГ, и, возможно, в скором времени аукцион станет доступным для россиян и жителей ближнего зарубежья.