Корпорация Sony и ее история

Корпорация Sony и ее история

Сегодня сложно представить кого-то, кто не слышал о корпорации Sony – она известна на весь мир, а ее представительства расположены на всех материках. Что привело Sony к такому успеху?

Наиболее банальный ответ «грамотная бизнес-модель» в данном случае совершенно неуместен, потому что любая бизнес-модель предполагает наличие продуманного плана развития компании, чего у Sony не было, по крайней мере на начальных этапах.

За всю свою историю существования, Sony неоднократно опережали время, создавая инновационную продукцию, которая повлияла не только на экономику Японии, но и на качество жизни во всем мире. Первый транзисторный телевизор, система цветного телевидения Trinitron, первый CD проигрыватель, литий-ионный аккумулятор, первый портативный кассетный плеер Walkman – это лишь малая часть изобретений, оказавших существенное влияние на мировую индустрию электроники.

Разумеется, нельзя быть первыми не рискуя и, если у Sony и был план, то риск был его неотъемлемой частью. Риск, эксперименты, пробы. Но началось все со страсти одного человека.

Масару Ибука

Масару Ибука вырос в городе Никко, в ста километрах от Токио. С детства он проявлял невероятный интерес к различным механизмам и разобрал на составные части не один будильник. В юношестве он увлекся экспериментами с радиоприемниками, что, в последствии, помогло ему поступить на электротехнический факультет университета васеда.

Сокурсники, шутя, называли его «гением-изобретателем», и не без оснований: в 1933 году его дипломная работа по преобразованию электрических сигналов в осциллографической электронно-лучевой трубке была удостоена награды на промышленной выставке в Париже. В Токио Ибука-сан переехал в 1945 году, сразу после окончания войны. Там, в офисе без окон, на третьем этаже, пострадавшего в бомбежке универсама он основал компанию Totsuken (Tokyo Tsushin Kenkyujo), которая на ранних этапах, занималась починкой и модифицированием радиоприемников.

Адаптеры, увеличивающие диапазон улавливаемых частот, пользовались огромным спросом. Вскоре, в японской национальной газете Asahi Shimbun, появилась статья о молодой компании Totsuken, и спрос на их услуги резко увеличился. Благодаря этой статье, о компании узнал старый друг Ибуки, Акио Морита, который позже переехал в Токио для работы в Totsuken. Уже к концу 1945 года компания занималась поставкой ламповых вольтметров правительственным организациям.

Седьмого мая 1946 года состоялась официальная церемония открытия компании, на которой присутствовали все ее двадцать сотрудников. Имя было изменено на Totsuko (Tokyo Tsushin Kogyo), а президентом был назначен отчим Ибуки-сана, Тамон Маеда. В тот день Ибука представил своим сотрудникам устав компании, который актуален и по сей день.

Цель Totsuko – создать свободную творческую среду для молодых талантливых инженеров и наладить производство высокотехнологичных устройств высшего качества, которые могли бы приносить пользу обществу.

Капитал Totsuko, на тот момент, составлял всего 190 000 йен, что по нынешним меркам эквивалентно $400, а зарплату сотрудникам Ибука выплачивал из собственных сбережений. Компания не могла позволить себе покупку новых инструментов для работы, поэтому все собиралось из материалов, найденного в руинах разрушенного города. Так, например, паяльники и отвертки молодые инженеры изготавливали из мотоциклетных пружин.

Вскоре было принято решение начать работу над первым звукозаписывающим устройством. Примерно в то же время, друг Акио Мориты из США подарил ему рекордер, в котором использовалась стальная лента для записи звука. Устройство тут же было разобрано сотрудниками Totsuko и досконально изучено, а молодой инженер Нобутоши Кихара дополнил рекордер усилителем.

Благодаря связям с союзными войсками, Ибука и Морита заполучили еще один американский рекордер, на этот раз пленочный. Качество звука, извлекаемого с пленки, было на порядок выше. Стало ясно, что и собственный магнитофон компании надо делать пленочным. Тогда встал серьезный вопрос о финансировании.

Акио Морита

Для начала разработки магнитофона, Totsuko требовалась сумма размером в 300 000 йен, за которой друзья обратились к хорошему другу Ибуки, Созабуро Точикаве. Первый эксперимент с лентой обернулся неудачей – магнитофон выдавал из себя один лишь шум. Что не удивительно: их первая лента была бумажной, а магнитный порошок держался на ней с помощью клейкой пасты, изготовленной из отварного риса. Проблему с напылением решил инженер Кихара, когда, обжарил на обычной кухонной сковороде ферритовый порошок, получив, оксид железа.

Работы над первым прототипом продолжались, и уже в сентябре 1949 года сотрудники Totsuko изготовили свой первый магнитофон G-Type весом в 36 килограмм и стоимостью в $900. В связи с этим возникли трудности с продажей двадцати изготовленных устройств.

Из этого положения нашел элегантный выход Акио Морита – он убедил японский верховный суд приобрести всю партию магнитофонов. Обе стороны оказались в выигрыше: суд сэкономил, отказавшись от использования стенографисток, а Totsuko разом продали всю партию. Так, два года спустя, вышла новая модель магнитофона – H-Type, которая была меньше почти в два раза и весила уже тринадцать килограмм.

Но Ибука хорошо понимал, что на магнитофонах останавливаться не стоит, его интересовали новые перспективы. Прочитав статью о транзисторах в американском журнале, он отправился в США, чтоб ознакомиться с американской аудио техникой. Там он встретился с президентом компании Nissho, Масаичи Нисикавой и его другом, Ямадой, которые предложили ему приобрести патент на транзисторы у Western Electric за $25 000.

Поскольку Ямада и Ибука быстро нашли общий язык, Ямада помог Totsuko заключить контракт с Western Electric, и компания наладила производство собственных транзисторов. В будущем, именно это поможет им выйти на мировой рынок. Тогда Ибуке и пришла в голову идея делать радио с использованием транзисторов.

В те времена, даже в США были только низкочастотные транзисторы, пригодные, разве что для слуховых аппаратов. Для производства радио, необходимо было создать высокочастотный транзистор. Для этого, один из ведущих инженеров компании, Казуо Ивама отправился в Америку, где позже к нему присоединился Ибука-сан.

Они вместе посетили фабрику Western Electrics и, собрав информацию, в июле 1954 года, Totsuko наладили производство на заводе Sendai. Но, к этому моменту, рынок был переполнен ламповыми радиоприемниками, а в декабре 1954 года, американская компания Regency выпустила первый в мире транзисторный радиоприемник TR-1.

Totsuko так и не удалось стать первыми в этой области. Это был тяжелый удар для компании, тем более что работа над их собственным прототипом подходила к концу. Приемник TR-52 был завершен в январе и Морита сразу же начал собираться для отъезда в Америку на поиски будущих партнеров. Он уже бывал в США раньше и знал, что американцы испытывают трудности при произношении японских слов и имен.

Так, например, Ибуку американцы называли «Айбьюка», а произносить полное название компании, «Токйо Тсушин Когйо», никто и вовсе не брался. Поэтому Totsuko срочно нужно было новое имя – простое в произношении, короткое и запоминающееся. Их внимание привлекло слово «sonus» (звук, характер – лат.), от которого пошлислова «sound» и «sonic». Это слово сократили до четырех букв – Sony.

За два месяца пребывания в Америке, Морита заключил контракт на поставку 1,000 микрофонов и десяти магнитофонов, а крупная компания Bulova проявила интерес к радио TR-52. Они хотели заказать 100 000 приемников, при одном условии – устройства будут продаваться от их имени: никто в США не слышал о Sony.

Соглашаться на эти условия Морита не стал: «Sony находится сейчас в том же положении, в котором находилась ваша компания пятьдесят лет назад. Через пятьдесят лет имя Sony будет известно во всем мире. Я вынужден отклонить ваше предложение». Заказ сорвался и, в апреле 1955 года, Морита вернулся в Японию с пустыми руками.

Наступил май и Totsuko постигла очередная беда – первая партия приемников TR-52 была испорчена. Из-за жары пластиковые сетки, установленные поверх динамиков, начали плавиться. Партию пришлось отозвать. Инцидент с пластиковыми панелями послужил Ибуке и его команде хорошим уроком: не стоит использовать материалы только из-за их визуальных качеств. Им нужна была новая модель из более стойкого пластика.

Партнеры Totsuko настаивали на том, чтоб те не выходили на рынок радиоустройств, ведь радио было в 77% японских домов. Выпуск собственного приемника принес бы им убытки. Как ни странно, но именно эти данные и подтолкнули Ибуку и Мориту посягнуть на, и без того, переполненный рынок. Их логика заключалась в следующем: «Если радио есть в доме, это не означает, что оно есть у человека». Уже в августе в продажу поступил TR-55 – первый коммерческий транзисторный приемник в Японии.

В отличии от тяжелых стационарных ламповых приемников, TR-55 был более компактным, легким и работал от батареек. Totsuko попали в точку – приемники расхватывали, как пирожки. К концу 1956 года, более двух ста школ по всей стране закупили новые приемники TR-81. В марте 1957 года, Totsuko выпустили первый в мире карманный радиоприемник TR-63. Возможно, американской компании Regency и удалось опередить Totsuko, выпустив первый транзисторный приемник, но в этот раз они проиграли.

TR-63 был первым в мире карманным радио. Правда, карманным его можно было назвать лишь с натяжкой. Он был ощутимо меньше и легче TR-1, но в карман не влезал. Акио Морита интересно схитрил и заказал продавцам рубашки с большими карманами – только в них TR-63 и помещался, оправдывая, таким образом, свое название.

Морита вновь отправился в США с целью поиска новых дилеров. А, тем временем, у офиса в Токио была установлен огромный знак весом в три тонны с неоновым логотипом Sony. Логотип обошелся им в двадцать миллионов йен, в то время как весь капитал компании, на тот момент, составлял сто миллионов. Это не малые деньги, но, по воле случая, логотип полностью окупил себя в новогоднюю ночь: главный телеканал Японии до утра показывал вид на Токио и, на переднем плане красовалась огромная неоновая надпись Sony. Ибука был в восторге.

В январе Totsuko официально сменили имя на Sony. Что их ждало дальше? На какой рынок они планировали выйти? Ибука не знал, но с надеждой смотрел в будущее. Он чувствовал, что наступила новая эра в истории компании.