История успеха Alibaba: Джек Ма покорил китайский интернет-рынок

История успеха Alibaba: Джек Ма покорил китайский интернет-рынок

Джек Ма в бешенстве. Совсем недавно в его компании Alibaba Group, крупнейшем игроке на мировом рынке электронной коммерции, произошел скандал, и Джек вне себя от ярости.

Он рассчитал сто менеджеров за обман контрагентов. Все провинившиеся открывали подставные фирмы, присваивали им сертификат «Золотой статус поставщика» и принимали платежи, даже не собираясь поставлять заказы.

За все 12 лет, пока существует Alibaba Group, это самый серьезный сбой компании, которая управляет интернет-магазинами, платежными и информационными сервисами. По словам Ма, он узнал об этой преступной схеме 22 января. Джейн Цзян, соосновательница компании Alibaba.com, возглавляющая отдел доверия и безопасности, сообщила ему об этом в письме.

Тем же вечером Ма пригласил в бар рядом с офисом в Ханчжоу всех топ-менеджеров компании и на этом неформальном совещании приказал провести расследование. Через пару недель обнаружилась системная проблема. Ущерб, в масштабах компании, оказался не таким уж большим – около $2 млн.

Страшнее то, что в махинациях участвовали 2300 фиктивных магазинов. Уже к концу недели Джек Ма уволил исполнительного директора Дэвида Вэя и операционного директора Элвиса Ли, хотя никто из них не был уличен в обмане. Ма спасал репутацию компании.

«Возможно, мы – единственная китайская компания, где менеджеры высшего звена несут реальную ответственность за каждый провал, – говорит Джек. – Многие считают мое решение слишком жестким. Но я уверен, что это необходимо Китаю».

Проблемы Alibaba Group – это, в какой-то степени, проблемы всей страны. Китаю необходима компания, которой сможет доверять весь мир, для которой люди важнее денег, убежден Джек Ма. Главная цель – за десять лет посодействовать развиться в интернете десяти миллионам мелких фирм, создать миллион рабочих мест и оказать услуги миллиарду потребителей во всем мире.

Китайскими товарами современный мир буквально переполнен – игрушки, корм для домашних животных, лекарственные препараты, строительные материалы, одежда. Можно сказать, что продукция с ярлыком «Made in China», почти всегда вызывает настороженность. Все знают, что китайские товары дешевы, но некачественны, а часто, и небезопасны.

Исследования центра Pew в прошлом году показали, что китайским лекарствам не доверяют 70% американцев. Да и сами китайцы довольно настороженны к своему национальному бренду. В тот же день, когда Джек Ма снял с должностей своих заместителей, в телевизионных новостях прошло сообщение, что китайцы скупили в Гонконге все сухое молоко, потому что не доверяют местным производителям.

«О Боже, – подумал Джек Ма. – Какой же деловой климат царит в Китае?» А ведь к созданию этого климата причастен и он сам. Почти все, что сделано в Китае, можно или купить, или продать, или оплатить посредством сайтов империи Ма. Объемы перемещаемых товаров непропорциональны размерам публичной компании Alibaba.com (капитализация – $8,8 млн., выручка в 2010 году – $853 млн., чистая прибыль – $225 млн.).

Еще один актив группы, Taobao, по оценке Goldman Sachs, заработала $36 млн. на выручке в $640 млн. Taobao удалось фактически уничтожить китайское отделение eBay, почти 80% которого было захвачено в прошлом году. Практически половина посылок, пересылаемых в Китае, – транзакции Taobao.

Alibaba.com – это 18 миллионов пользователей на англоязычном сайте и 44 миллиона – в Китае. Все пользователи – мелкие и средние компании, которые торгуют друг с другом. Электронная империя Джека Ма оценивается в $20 миллиардов, а сам он – в $1,6 миллиардов. Но он считает, что это не делает его героем.

Нечистоплотные продавцы проявляли себя еще до мошеннического скандала на Alibaba.com. Да и витрины Taobao кишат подделками. При беглом поиске можно обнаружить сумку под Louis Vuitton за $60, диск оскароносной картины за $0,75 и часы Rolex за $220.

Taobao пытается бороться с сомнительными предложениями. Отделом борьбы с контрафактом, в котором трудятся 400 человек, в прошлом году ликвидированы 14 миллионов позиций. И все равно американская торговая палата назвала сайт «рынком пиратской продукции».

Недоброжелатели утверждают, что Джэк Ма расширяет свои торговые площадки быстрее, чем механизмы, их регулирующие, тем самым попустительствуя развитию криминальных схем. Это выводит Ма из равновесия: «Это не я придумал рак, – и голос его дрожит от гнева, – я только пытаюсь его вылечить».

Немного существует историй успеха, которые способны вдохновить, как история Джека Ма. В 1964 году, когда он родился, папа и мама назвали его Ма Юнем. Во времена культурной революции закрывались многие школы, но он сумел выучить английский язык самостоятельно. В детстве, живя в Ханчжоу, Ма на велосипеде ездил в отель для иностранцев и предлагал услуги гида, чтобы совершенствовать свой английский. Он два раза провалил экзамены в колледж и поступил в педагогический техникум.

Съездив в 1995 году в США в качестве переводчика торговой миссии, Джек Ма оценил потенциальные возможности интернета. Вернувшись в Китай, он занял $2000, и открыл коммерческий сайт – справочник «Китайские страницы». К сожалению, этот проект провалился. Через несколько лет, работая в министерстве внешней торговли и экономического сотрудничества, Ма завел дружбу с тайваньцем, основателем Yahoo, Джерри Янгом.

Будущая империя Джека «зародилась» в 1999 году в его квартире. Были наняты 17 сотрудников и привлечены $60 000 инвестиций под довольно зыбкую перспективу связать бизнес Китая с остальным миром. Со временем внутри группы развились компании – Taobao, Alipay (электронные платежи) и AliCloud (удаленные системы хранения данных).

Тогда идея стала приобретать нынешние очертания и определилась задача: помощь обычным людям в интернет-торговле. Название Alibaba должно было ассоциироваться с Сезамом и пещерой с несметными сокровищами. Компания собиралась убедить продавцов и покупателей в том, что бизнес в интернете вполне безопасен.

Сначала компания Alibaba задумывалась как интернет-справочник для мелких производителей, которые искали иностранных клиентов. Прибыли от продаж программного обеспечения были минимальными, а число пользователей увеличивалось так же быстро, как и расходы.

Ма не рисовался и с удовольствием сообщал инвесторам, вроде Goldman Sachs, купившему в 1999 году за $4 миллиона 23% группы, что прибыль его не волнует. Даже финансовый директор компании Джо Цай, его правая рука, признается, что сначала не понимал идей своего шефа.

В 2002 году, когда деньги заканчивались, а инвесторы давили, Ма сказал: «Окей. Давайте заработаем немного». Он и сейчас уверен, что, взимая тогда плату с продавцов, замедлил рост компании.

Ма настоял, чтобы Taobao пошел своей дорогой. Сетевая торговая площадка, созданная в 2003 году, не брала денег ни за выставление лотов, ни за транзакции. Клиентам это понравилось. Джек уверен, что большая лояльная аудитория в интернете представляет собой огромную ценность. И он оказался прав.

Сейчас у Taobao 110 миллионов посетителей в месяц. Компания – монополист на рынке онлайн-торговли между частными лицами. Taobao по-прежнему выставляет товары на продажу бесплатно. Реклама в поисковой выдаче и на страницах товаров приносит деньги.

Доли торопливых инвесторов Ма выкупил с помощью $1 млрд., вложенного еще в 2005 году Yahoo (см. «История успеха корпорации Yahoo!»). Сделка была закрыта, когда президентом компании еще был Джерри Янг. Yahoo получила тогда 40% Alibaba Group, а Джек – контроль над Yahoo China. Давняя дружба продолжается до сих пор. Янг – один из четырех членов совета директоров Alibaba Group. С помощью Yahoo Ма совершил качественный скачок. Накануне кризиса на Гонконгской бирже Alibaba привлекла $1,7 млрд. при оценке в $26 млрд.

Тщедушный, вечно взлохмаченный, с горящим взглядом, Джек Ма узнаваем большинством китайцев. О нем пишут книги, его биографию изучают молодые люди, мечтающие о славе бизнесмена. Многие мировые лидеры рады знакомству с Ма. Добрые взаимоотношения с властями важны для Alibaba. Несколько лет назад были сомнения в том, можно ли позволить Alipay работать в государстве, где маниакально контролируются все банковские транзакции.

Китайцы сначала настороженно относились к покупкам в интернете, однако привлекательные депозиты подтолкнули их к в более смелым действиям. Один раз Ма заявил публично, что по первому же требованию готов отдать государству Alipay. Шансов утратить платежную систему, которая проводит свыше $100 млрд. платежей, и традиционно не зарабатывающую денег, у него немного. Патриотическая самоотверженность – не больше чем реверанс по отношению к руководству Китая, которое и само в любой момент может безнаказанно национализировать его бизнес. Любимая шутка Джека Ма: «Я встречаюсь с властями, но не собираюсь жениться».

Alibaba Group обладает неоценимым сокровищем – огромной базой информации о бизнесе и потребителях. Как обычно, Ма не спешит ее монетизировать. Платежная система Alipay, зарабатывает небольшой процент на транзакциях, и не берет денег с пользователей Taobao. Когда-нибудь она может стать весьма прибыльным активом. Компания AliCloud обрабатывает данные о международном бизнесе и внутренних сделках на Taobao. Когда компания будет готова воспользоваться накопленной информацией о потребителях, деньги обязательно появятся.

Основная проблема сейчас – едва не рухнувшие ценности компании. Ма считает, что беда кроется в том, что сотрудники поставили самих себя выше клиентов. В таком отношении он, отчасти, винит себя: на пике кризиса им были наняты 5 000 совсем необязательных сотрудников, которых не успели обучить как следует. Существует мнение, что Ма ошибся, отменив плату за вход на площадку и приняв армию «золотых поставщиков», не уделив должного внимания верификации.

Когда Ма увольнял своего менеджера, он сказал ему: «Если бы вы решили проблему полгода назад, мне теперь не пришлось бы вмешиваться. Если я сейчас ничего не сделаю, меня уволят 23 000 сотрудников компании». На его лице появляется гримаска: «Потому что именно за это мы боремся».